Главная Сегодня

Городской транспорт будущего

Через 20 лет автомобили будут летать, ездить, плавать и общаться, а АЗС уйдут под асфальт

О том, что "Автомобили, автомобили, буквально все заполонили" певец Валерий Леонтьев пел еще в 1980-х годах прошлого века. Однако на тот момент никто даже не догадывался, насколько будет загружена дорожная сеть буквально через 20 лет. Сегодня практически все крупные города мира простаивают в многокилометровых пробках, и это, похоже, еще не предел. По мнению аналитиков VDA (Союз автопроизводителей Германии), в 2030 году нас ожидает дорожный коллапс: на планете будут проживать 8 млрд человек, из них в городах — 60%, а количество автомобилей на городских дорогах достигнет 1,2 млрд. Если ничего не менять сейчас, весь мир застрянет в одной гигантской пробке, экология умрет, а топливо будет сверхдорогим. Ведущие автопроизводители разрабатывают свое видение транспорта будущего.

СПОКОЙНО, ЗА РУЛЕМ РОБОТ

Рободрайвер. Машина без водителя-человека становится безопаснее

Процесс управления автомобилем требует от человека максимальной концентрации, а состояние рассеянности может стоить жизни. Но даже если из-за человеческой ошибки произошло небольшое ДТП (повреждены только машины), на месте аварии неизбежно возникает затор, что приводит к сбою всей системы дорожного движения в городе.

Для минимизации негативного влияния человеческого фактора практически все крупнейшие автоконцерны еще 10 лет назад приступили к процессу автоматизации системы управления автомобилем: современные автомобили оснащены адаптивным круиз-контролем. В решетку радиатора встроены радары и камеры, которые непрерывно отслеживают ситуацию вокруг автомобиля, и в случае высокой вероятности столкновения компьютер дает команду тормозной системе автомобиля. Но в пресс-релизах указано, что уже через 2—3 года в продаже появятся автомобили, которые способны ездить и вовсе без помощи человека: вместе с адаптивным круиз-контролем взаимодействует система распознавания дорожных знаков и разметки. Вторая важная функция автоматики — предупреждение наезда на пешехода. Радары "просматривают" обочину и в случае, если под колеса бросается человек, активируются тормоза.

ТРАНСПОРТ ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ

Схема. Уже через 10 лет транспортом будут управлять компьютеры

*Кликните, по изображению, чтобы увеличить его

Похоже, что уже в через 10—15 лет влияние человека на процесс управления транспортным средством будет сведено к минимуму, а сами машины станут легкими, экономичными и одновременно безопасными как для водителей с пассажирами, так и для пешеходов. Уже сегодня в ведущих промышленных странах мира ведутся работы над построением так называемых интеллектуальных транспортных сетей. Согласно с транспортной концепцией стран ЕС, США, Японии и Южной Кореи, дороги должны быть оснащены автоматизированными системами слежения за трафиком, а все транспортные средства оснащены модулем связи для общения с центральными компьютерами через спутник и... друг с другом при помощи мобильных сетей (GSM, CDMA, 3G и 4G): центральный компьютер сообщает процессору автомобиля, где находится пробка и как ее объехать (либо лучше просто постоять), а авто подсказывает решения водителю, координируя его действия с другими машинами. А уже через 10 лет человека могут и вовсе отстранить от управления автомобилем, передав управление центральному компьютеру, который будет руководить всеми участниками дорожного движения. Сеть АЗС также изменится: машины будут заправляться одним из видов топлива (нефтяным, газом, этанолом либо электричеством) прямо... от дороги: заправочные емкости будут находиться под землей.

МНОГОТОПЛИВНЫЕ "БУСЫ"

Нынешние троллейбусы и автобусы, похоже, отживают свои последние годы. Уже сейчас их хотят заменить на гибридный транспорт — автобусы, которые способны ездить и на нефтяном топливе, и на природном газе, и этаноле, и на электричестве. В Дубае уже появились автобусы, оснащенные "рогами", как у троллейбуса, которые при необходимости прячутся в крышу, и дальше машина едет на дизеле, а в Стокгольме уже несколько лет успешно эксплуатируются автобусы, которые ездят и на электричестве, и на этаноле. Интересно, что электробусы через несколько лет появятся и в Украине. Так, председатель наблюдательного совета Львовского автомобильного завода Игорь Чуркин рассказал "Сегодня", что новые ЛАЗы буду питаться от электричества, а зарядка батарей будет производиться в автопарках во время отстоя ночью. "Движение на электроприводе в 4 раза дешевле других видов топлива, и гибриды лишены недостатков троллейбусов — привязке к проводам", — отметил эксперт. По его словам, эти машины появятся вначале в крупных украинских городах, а затем их начнут поставлять и на экспорт.

МИНИАВТО В БОРЬБЕ ЗА МЕСТО НА ПАРКОВКЕ

Автопроизводители специально для Тайваня, Китая и Южной Кореи (очень густонаселенные страны) предложили необычное решение: прямо на асфальте будет установлена составленная из сегментов трасса с металлическими контактными линиями под напряжением, которых касаются токоприемники на авто, подавая питание на электродвигатель, — по принципу обычного трамвая, только без рельс. Однако такой автомобиль способен передвигаться и вне "электротрассы": уже заряженные от сети батареи позволяют электромотору автомобиля работать в течение нескольких часов. В идеале такой дорожной системой должны быть оборудованы все крупные города, а задача автомобильчика — просто доехать на "батарейках" небольшое расстояние в 200—250 километров.

Подобные решения представили сразу несколько производителей автомобилей, но наиболее симпатичным вариантом является концепт Puma, разработанный компанией General Motors совместно с Seagwey. Машинка, рассчитанная на перевозку двоих людей, занимает всего 1,5 м в длину, 1,4 м в ширину и 1,7 м в высоту. Вес концепта — около 400 кг (в два раза легче малолитражки типа "Таврии"). Помимо экологической чистоты такие автомобильчики за счет своих размеров решают также проблему паркомест.

ДОСТАВКА ПРОДУКТОВ ПО КАНАЛИЗАЦИИ

Часть автомобилистов выезжает на дорогу без крайней необходимости, а лишь для решения каких-то бытовых вопросов, например, для поездки в супермаркет. Для ликвидации этой проблемы немецкий дизайнер Филипп Гермес придумал использовать для доставки товаров... городской коллектор.

Например, человек может выбрать необходимые товары в интернете и заказать себе доставку. Товар погружают в специальную герметичную капсулу-крот, которая передвигается по канализационной трубе к месту назначения, откуда ее достает спецподъемник. В 2020-м году "кроты" частично заменят автотранспорт, доставляя товары в течение 10—15 минут.

СКЛАДНЫЕ МОПЕДЫ

Въезд на автомобиле в центр крупных городов может быть полностью запрещен во всех странах мира — уже сейчас такого рода ограничение действует в странах ЕС, Японии и США, а их думают перенимать и наши градоначальники. Автомобиль можно будет оставить на паркинге, а из багажника достать складной мопед, на котором продолжить движение, не создавая помех для пешеходов. Естественно, что для этого города нужно оснастить инфраструктурой: дорожками для мопедов и спецпаркингами. Кстати, складные модели-концепты весят всего около 10 кг — их можно взять с собой в метро.

ФУРЫ СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

Внешний вид грузовых автомобилей должен измениться ради большей эффективности работы. Западноевропейские логисты подсчитали, что к любому траку можно прицепить не один прицеп к полуприцепу (как сейчас), а два. В результате тягач способен перевезти аж до 30 тонн груза вместо 20-ти при аналогичном расходе топлива — эффективность перевозки возрастает на треть. Такие системы впервые были представлены на автосалоне в Ганновере в 2005-м году под названием Eurocombi и уже успешно эксплуатируются в Скандинавии. В других странах ЕС с их внедрением повременили — у настолько длинной сцепки возникают проблемы с прохождением поворотов. Однако от идеи не отказались, и сейчас Европа перестраивает свои автомагистрали уже с учетом новых потребностей. Планируется, что сверхдлинные сцепки появятся на дорогах ЕС уже через 5 лет.

На этом совершенствование грузовика не останавливается. Так, инженеры хотят оснастить тяжелые машины системой автопилот и изменить внешность, сделав кабины идеальными с точки зрения аэродинамики. В результате уже в 2020-м году экстерьер европейских фур будет напоминать вытянутую дождевую каплю — благодаря этому грузовики станут на 5—10% экономичнее.

ГАИ ПРОТИВ ХАКЕРОВ

Ученые-футуристы считают, что несмотря на то что в будущем автомобилями будут управлять исключительно компьютеры, дорожных аварий все равно избежать не удастся. Дело в том, что машины время от времени все равно выходят из строя, а любые автоматизированные системы иногда глючат. Также широкое распространение получат киберпреступления, связанные с созданием компьютерных вирусов. А значит гаишники будущего будут программистами-экспертами и заниматься компьютерными преступлениями, ловя не нарушителей ПДД (их просто не будет), а хакеров.

САМОЛЕТОМОБИЛИ ДЛЯ СКОРОЙ ПОМОЩИ И СПАСАТЕЛЕЙ

Нынешняя техника таких спецслужб, как скорая помощь и МЧС, не до конца справляется с возложенными на нее задачами. Дело в том, что часто с мест, где произошла чрезвычайная ситуация, эвакуировать раненых нужно очень срочно и в транспортном средстве оказать первую помощь. Вертолет же не всегда может подлететь к месту трагедии достаточно близко (к раненому нужно именно подъехать), а автомобиль не может проехать сквозь завалы. Специфические потребности требуют транспортное средство, совмещающее эти два качества? — способное и летать, и ездить, а в случае крайней необходимости — еще и плавать. Свои решения для спецслужб сегодня предлагают все ведущие автопроизводители. Но существующие модели пока еще не получили распространения по причине ряда недостатков, среди которых такой серьезный минус, как отсутствие интеграции с работой наземных служб. В IT-компании "Интекраси групп" (участвовала в разработке системы "автопилот" для самолетов "Боинг") объяснили "Сегодня", что в данный момент разработка комплексной системы управления — вопрос ближайших 2—3 лет. "Современные технологии позволяют полностью автоматизировать процесс взлета и посадки, однако существующие разработки все еще требуют вмешательства человека", — объяснили нам в пресс-службе.

МАГНИТНЫЙ ТРАМВАЙ

В Калифорнии разработали проект транспортной системы Sky tran в виде капсулы для троих пассажиров, прицепленной сверху к монорельсу при помощи магнитного поля. Пассажир садится внутрь капсулы (официальное название — Sky pod), вводит адрес конечного пункта — и дальнейшая работа перекладывается на компьютеризированную систему. Скорость трамвая — 240 км/ч! И никаких пробок!

Прикрепленный файл:
Прикрепленный файл:
16.jpg

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться
Читайте Segodnya.ua в Google News

Новости партнеров

Популярные статьи

Новости партнеров

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять