В Харькове с понедельника 22 октября горожане привыкают к новым ценам на проезд в маршрутках, которые выросли на 1,5 – 2 гривни, и опасаются, что стоимость проезда в электротранспорте также увеличится.
Перевозчики, как всегда, единогласно заявляют: главная причина подорожания проезда — рост стоимости топлива. По словам председателя Харьковской областной организации профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Украины Аллы Макеевой, в апреле в тариф была заложена стоимость топлива по 25 гривен за литр, но сегодня нужно платить 32,50 гривен. Одному среднестатистическому предприятию требуется 3 тысячи литров в день для перевозки пассажиров: убытки в день составляли 21 тысячу гривен, а за месяц — полмиллиона. Курс валют также сказывается на себестоимости перевозок: мол, в Украине производят для автобусов только "коробки", а резину, комплектующие и запасные части предприятиям приходится покупать за границей. Перевозчики говорят, что не могут без повышения цены на проезд поднять и зарплату водителям, штат которых недоукомплектован на 30%.
"С февраля начнутся проверки, и предприятие обязано будет иметь 35% подвижного состава для перевозки людей с инвалидностью, а к 2020 году — 50%", — говорит Алла Макеева.
Сложное финансовое положение перевозчики объясняют и тем, что мэрия не компенсирует льготный проезд харьковчан, а их количество составляет около 65% от числа всех пассажиров.
"В среднем за первое полугодие этого года на примере одного среднестатистического предприятия было перевезено 697 000 пассажиров льготного контингента бесплатно. Убытки составили пять миллионов гривен", — отмечает Макеева.
К тому же механизм точного учета пассажиров со льготами не отработан, а некоторые люди с фальшивыми документами ездят бесплатно. Поэтому перевозчики предлагают несколько вариантов решения проблемы. По одной их схем предлагают ограничить количество людей с удостоверениями. К примеру, за один рейс водитель может взять на борт от трех до пяти таких пассажиров либо обслуживать бесплатно только в конкретное время, которое не совпадает с часами пик. Решение этой проблемы перевозчики видят во введении системы E-ticket и для маршрутных автобусов.
"Мы надеемся, что в 2019 году после внедрения проекта электронного билета для электротранспорта и нам установят системы считывания. И таким образом разработают точный учет пассажиров льготной категории. Тогда у предприятий появятся возможности получать компенсацию из горбюджета", — рассказала Макеева.
Кроме того, харьковчане опасаются, что вслед за подорожанием маршруток могут подскочить тарифы и на проезд в городском электротранспорте.
"Пока такой вопрос не рассматривается", — заверил нас директор Департамента по делам информации и связям с общественностью горсовета Юрий Сидоренко.
Нынешнюю ситуацию повышения в мэрии комментируют как правомерную: "Согласно украинскому законодательству цены устанавливает тот, кто предоставляет услугу".
Напомним, в Харькове с 22 октября проезд в маршрутках стал обходиться горожанам на полторы-две гривни дороже, чем раньше.
Кроме того, ранее о подорожании проезда предупредили киевские перевозчики.