Модный маникюр

Все к 14 февраля

Смеяться как Джим

Тренды 2022

Самое дорогое

Украинскую среднюю школу спасет тьюторство

Директор часной киевской школы рассказал, почему его ученики не носят школьную форму и обязаны спорить с учителями, доказывая свою точку зрения.

Вместо стандартного звонка в этой школе играет музыка, разноцветные парты дети передвигают с места на место, выбирая где больше нравится сидеть, а в классах учится до 10-12 человек. Подобные "вольности" позволяют находить подход к каждому и сохранить индивидуальность ученика. А это – одна из самых важных задач при воспитании детей, уверен  Алексей Греков, директор по стратегическому развитию часной школы "Афины". Увы, современная школа, по его мнению, этого совершенно не учитывает. В своем интервью он объяснил, что дает ему основания так говорить.

Сегодня: Алексей, Вы придерживаетесь мнения, что украинская средняя школа устарела. Какие у Вас основания так говорить?

Реклама

Алексей Греков: Мне кажется, это не требует особых доказательств. Ведь каждый внутри ощущает, что это так.

Образование в целом несет две функции: оно формирует образ Будущего в сознании человека, а затем помогает ему овладеть инструментами, благодаря которым он в этом будущем будет успешен. Если мы посмотрим на то, какой образ Будущего создает у ребенка современная школа, у нас получится мир, где люди трудятся в одиночку, не рассчитывая на помощь друг друга (ведь подсказки вне закона!), и видят только затылки коллег. Это мир, в котором важно не высовываться, а ждать, пока некто, облеченный властью, не укажет, что им следует делать. И только в этом случае они имеют право высказать точку зрения – но, нет, не свою – а того человека, которому они подчинены. В результате из детей вырастают безвольные эгоисты, ничем не интересующиеся и не способные действовать самостоятельно.

Сейчас востребованы совсем другие качества, но школа этого не замечает. Она словно застыла в 19-м веке, в том времени, когда Россия провела реформу школы на прусский манер. И это печально, потому что именно школа создает общество, а не наоборот. Наше общество инфантильно, беспринципно и забюрократизировано, но ведь такова и школа!

Реклама

Сегодня: Что для вас в таком случае идеальная школа?

АГ: ТРИЗ учит: идеальная система – это когда самой системы нет, а функция ее выполняется. Так что идеальная школа – это школа, которой нет, которая не ощущается, – но дети при этом учатся — сами, без пинков, без кнутов и пряников.

Сегодня: Это редкость…

Реклама

АГ: Я бы так не сказал. Мы просто не замечаем: эта школа существует — здесь и сейчас. Когда дети просиживают в интернете часами, общаясь друг с другом, — это, в сущности, тоже школа. И зачастую в ней они получают намного больше информации и навыков, чем в заведении казарменного типа, со звонками, надсмотрщиками и удушающей скукой.

Сегодня: Что, по Вашему, не так с нынешней системой среднего образования?

АГ: Изначально задачей школы было обучение детей чтению, письму и счету, и 4-х лет для этого вполне хватало. Но затем в школу начали "спускаться" предметы, которые раньше изучались только в университетах, а изучать их стали тем же примитивным классно-урочным способом, что и букварь. В результате средняя школа — это просто начальная школа, растянутая на 11 лет. Пять лет изучения физики по 1—2 часа в неделю — лучший способ отбить желание ею заниматься. Наука — так же, как и искусство, — требует более практики, чем теории, углубления, а не поверхностного "прохождения", но главное — интенсивного, а не дозированного изучения.

Переход от детского сада к вузу должен происходить плавно. Начальная школа – пусть остается такой, как сейчас. Но уже с 7-го класса следует вводить элементы высшей школы — пары, лекции, семинары и практикумы. Нужно менять системы оценивания, используя накопительные баллы и безотметочные виды оценки: зачеты, портфолио…

Сегодня: Сколько стоит образование в Школе "Афины"?

АГ: Прилично. 4900 гривен в месяц базовая составляющая, а остальное набирается уже в зависимости от того, что ребенок заказывает себе из еды и пользуется ли развозкой. Но ведь дети находятся у нас целый день. Опять же, есть бесплатные студии, а есть платные. Например, художественная студия – платная. Там нужны кисти, краски, холсты…

С другой стороны, на всякие налоги, отчисления, аренду уходит более 60% средств, получаемых нами от родителей. Если б не это, школа обошлась бы им примерно в 2000 гривен.

Сегодня: Для сравнения, сколько стоит школьное образование в Европе?

АГ: Дешевле, чем у нас. Там очень дорогой считается школа, за которую родители платят порядка 300 евро в месяц, притом, что зарплаты у них – не чета нашим. Почему так? В большинстве стран Европы правительства финансируют обучение детей в часных школах, перечисляя от 80% до 100% средств, положенных на каждого ребенка. Мы же от государства не получаем ни копейки.

Сегодня: В Вашей школе классы по 12 человек, используются инновационные подходы. Но пять тысяч – это много. Большинство родителей не могут себе позволить подобного. Государственные школы – это переполненные классы или, наоборот, одна школа на пять сел. Как государству выйти из этой ситуации?

АГ: Есть замечательная технология – тьюторство. Мы недавно встречались с россиянами – там, кстати, уже 4 года официально существует профессия "тьютор" – и они как раз говорили о том, что тьюторство может удивительным образом спасти малокомплектные школы. Ведь держать в сельской школе полный штат учителей-предметников невозможно, да и не нужно: достаточно иметь несколько наставников-тьюторов, которые будут помогать детям организовывать свое обучение. Тьютору не обязательно глубоко знать какой-то один предмет – ведь есть же учебники, пособия, интернет, в конце концов. Но он должен распознать, в чем состоит познавательный интерес ребенка и помочь ему выстроить собственную индивидуальную образовательную программу.

Классно-урочная система для большинства детей неэффективна. Есть и другие образовательные системы, построенные на других принципах, и во многих из них главным действующим лицом является не преподаватель, а ребенок.

Сегодня: Вам не нравилось учиться? Какие у Вас вообще воспоминания о школе?

АГ: Я люблю учиться. Но это пришло позже, когда я стал сам "образовывать" себя. В школе же все определяется личностью преподавателя. Учитель может поставить "блок" на твоей познавательной активности, а может помочь тебе подняться над собой. Я, например, до сих пор мучаюсь, потому что не могу говорить по-украински. Я отлично знаю язык, но говорить не могу, потому что сразу вспоминаю учителя – мелкие подколки, издевки. Но были и другие преподаватели.

Учитель — это не рабочий у станка, вытачивающий стандартные детальки. Это садовник, помогающий растениям вырасти и окрепнуть. Хороший садовник не станет тянуть росток клещами вверх — так он только навредит ему, — а будет вовремя поливать, пропалывать грядку и надеяться, что труды его не пропадут даром: ростки превратятся в зрелые растения и дадут сладкие плоды.

По-настоящему важно только это. И это ответ на вопрос, какая школа нам нужна: та, в которой наши дети будут расцветать. Все остальное не имеет значения.


 

В конце ноября, 29 числа, Алексей Греков расскажет о плюсах и минусах современного украинского среднего образования во время дебатов, организованных Фондом "Эффективное управление". Мероприятие впервые пройдет во Львовском национальном университете имени Ивана Франка и соберет экспертов и спикеров, которые постараются ответить на вопрос, действительно ли украинское среднее образование безнадежно устарело. Не удивительно, что Алексей Греков на этот вопрос ответит положительно. Также, как и его коллега по дебатам, Дмитрий Шимкив, Генеральный директор компании "Майкрософт Украина". Не согласятся с ними Айна Мулис, Исполнительный директор Международного учебного центра TIMSS & PIRLS, Бостонский колледж и Олег Березюк - директор департамента гуманитарной политики Львовского городского совета. 


 

Реклама
Самые важные и интересные новости всегда под рукой
Life Сегодня в telegram-канале Подпишись на RSS-канал Life Сегодня на Google News

Далее по теме

Все новости Показать еще
Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Eurovision Song Contest Radio🎶
Самые популярные песни «Евровидения»
1
Euphoria — Loreen, 2012 Euphoria — Loreen, 2012
17292
2
Zitti E Buoni — Måneskin, 2021 Zitti E Buoni — Måneskin, 2021
14828
3
Шум — Go_A, 2021 Шум — Go_A, 2021
8309
4
Arcade — Duncan Laurence, 2019 Arcade — Duncan Laurence, 2019
7246
5
Voilà — Barbara Pravi, 2021 Voilà — Barbara Pravi, 2021
6988
6
Fuego — Eleni Foureira, 2018 Fuego — Eleni Foureira, 2018
6783
7
Spirit In The Sky — KEiiNO, 2019 Spirit In The Sky — KEiiNO, 2019
5383
8
Soldi — Mahmood, 2019 Soldi — Mahmood, 2019
4760
9
Dime — Beth, 2003 Dime — Beth, 2003
4568
10
Tout l’univers — Gjon’s Tears, 2021 Tout l’univers — Gjon’s Tears, 2021
4473
Be Healthy
Сколько нужно выпить воды за сутки?
Рассчитать
Количество жидкости:
Нина и Нина
Похожа внучка Нины Матвиенко на бабушку?
Больше фото
Здорово
Проверь индекс массы тела
Рассчитать
Ваш ИМТ

TV News

Covid’19

Главные темы

Погода

Гороскоп

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять