Тарифы на транспорт, которые поднялись на днях, можно было не поднимать, или, по меньшей мере, сделать не столь высокими. "Сегодня" нашла несколько "ляпов" в работе общественного транспорта и выяснила, как устранить бесконтрольный расход средств, вместо того чтобы "драть три шкуры" с пассажиров.
ТОПЛИВО. Городские автобусы ездят на дизеле. Расход его — около 40—45 литров на сто километров, в день один автобус проезжает как раз около ста километров. Всего же, по официальным данным "Киевпастранса", ежедневно на маршруты выходит 1100 автобусов. Дизель стоит около 6 грн. за литр. Получается, что в день автобусы предприятия используют около 44 000 литров топлива, на 264 тыс. грн. Это при том, что стоимость газа (метана и пропана) — в районе 3 грн., то есть перевод снизил бы расходы на топливо в два раза.
Во-вторых, пассажиры значительно меньше ждали бы на остановках, если бы автобусы уменьшились — эксперты говорят, что "гармошки" (гигантские автобусы и троллейбусы) нужны лишь на трех маршрутах города — 45-м, 21-м и 101-м. Остальным подойдут более маневренные и дешевые городские бусики.
"ПО ЗАДВОРКАМ". "Непонятности" состоят и в неправильном распределении маршрутов. Троллейбус №18 (Майдан — пл. Шевченко) почему-то обслуживается в депо №2 (ст. метро "Шулявская"), хотя на Куреневке, куда он ходит, есть свое троллейбусное депо, которое вполне могло забрать этот маршрут себе. Троллейбус №22 (Аэропорт "Киев" — ул. Ольжича) вместо того, чтобы ездить по Олены Телиги и везти людей, которые спешат на Шулявку, делает странный "крюк" на Щусева. Помимо того, троллейбусы и автобусы зачастую дублируют метро и друг друга, хотя должны выполнять вспомогательную функцию развозки людей от метро на окраины города и ездить там, где метро не ходит.
РАЗНЫЕ ТАРИФЫ. Затраты на проезд одного автобуса и одного троллейбуса, а тем более трамвая совершенно разные. Потому и тарифы должны разниться. Мало того, на вопрос, сколько конкретно электричества (которое гораздо дешевле транспорта — 24 копейки за один киловатт/час) потребляет троллейбус на 100 километров пробега, транспортники вчера ответить не смогли.
"СУПЕРТАЛОНЫ". Следующее направление снижения цен — сбор выручки. Предыдущее повышение тарифов на проезд (2000 год — с 30 до 50 копеек), согласно данным "Сегодня", было, чтобы окупить затраты на новые сверхзащищенные талоны, которые из-за голографической полоски невозможно подделать. Затраты транспортников тогда "подпрыгнули" в 90(!) раз. На сегодня нужда в талонах с защитной полосой не столь сильна, поскольку в основном люди, которые не хотят платить, просто не платят, а "заморачиваться" подделкой талонов никому неохота.
Нет нужды и в двух службах сбора денег — киосках и кондукторах. Достаточно одной. Предпочтительнее отказаться от кондукторов, а киоски разместить на всех остановках общественного транспорта, поскольку кондукторам будет тяжело продавать и талоны, и проездные. Да и остановок куда меньше, чем автобусов-троллейбусов-трамваев, в которых ездят кондукторы. Таким образом без применения хай-тек-средств типа видеокамер, на которые тратится множество денег, можно искоренить коррупцию среди кондукторов.
Интересно и расположение подземного транспорта. Правильно расположена лишь станция "Печерская" — она точно в центре жилого массива. Что касается недавно открытых "Вырлицы" и "Красного хутора" — то это метро ведет в никуда. Нужно было усиленно "рыть" на Теремки и открыть станцию на "Интернациональной площади". Если бы все это было учтено, тарифы могли бы снизиться до 1 грн., а то и до 75 копеек.
РЕАКЦИЯ. Судя по официальному ответу "Киевпастранса", особо менять ничего не будут. Двигатели на альтернативных видах топлива, которые работали еще при СССР (газовые баллоны на крышах автобусов), сейчас почти никто не выпускает, и в Киеве есть только один (!) автобус, который ездит на газовой установке. По поводу разной стоимости проезда мы получили двоякий комментарий: "Разница в себестоимости перевозок разными видами транспорта незначительна..." и "современные системы, установленные на новых троллейбусах, возвращают электроэнергию в сеть..." То есть, с одной стороны все тратят одинаково, с другой — электротранспорт намного экономнее. Что же касается видеокамер, то они должны следить за... безопасностью в салоне (хотя в толкучке понять, кто у кого украл кошелек, практически нереально. — Авт.).
ЧАСТЬ ТАКСИ ПОДЕШЕВЕЛА
С первого ноября такси стало ближе к народу. Несмотря на подорожание общественного наземного и подземного транспорта, большинство киевских таксомоторов "скинули" стоимость проезда.
"В последнее время очень упали заказы, к тому же бензин дешевеет на глазах — теперь у нас минимальный заказ всего 25 гривен вместо 30, а километр — 2,30 грн. вместо двух с половиной гривен", — рассказал "Сегодня" директор "Оптимального такси" Петр Ковтун. А вот в такси "Альфа", в котором раньше километр стоил 2,80, теперь можно прокатится даже за 2,00 гривни за километр, а минималка составит 23 гривни.
Но дешеветь собираются не все, так, например, в такси "Алло" нам рассказали, что последнее изменение тарифов у них было летом и то в большую сторону, и в ближайшее время меняться ничего не будет — по-прежнему минималка 30 гривен и 2,50 километр. Многие таксисты — против удешевления своих услуг. "Что я за заработаю, если еще меньше буду брать?" — говорит таксист Андрей. В то, что, став доступнее, народ снова потянется к "шашечкам", водители пока верить не хотят.
10 ШАГОВ: КАК УМЕНЬШИТЬ ЦЕНУ ПРОЕЗДА В ТРАНСПОРТЕ КИЕВА
"Сегодня" поговорила с транспортными экспертами и узнала, как могут сэкономить троллейбусы, трамваи и автобусы
1. Автобусы должны перейти с дизтоплива на более дешевый газ (метан или пропан).
2. Автопарки и депо не должны обслуживать маршруты, находящиеся на других концах города, только в своей "зоне".
3. Необходимо улучшить маршрутную сеть города, чтобы троллейбусы не ездили по "безлюдным закоулкам".
4. Нужно ставить разные тарифы для автобусов, троллейбусов и трамваев, поскольку у них разное энергопотребление.
5. Нужно отказаться от дорогих талонов "с защитой", потому что подделывать их мало кто станет.
6. Отказаться от одной из служб сбора выручки — киосков либо кондукторов.
7. Отказаться от идей с дорогими и бесполезными видеокамерами.
8. Надземка может не дублировать маршруты метро, а только поддерживать развозку со станций до периферии.
9. Увеличить количество автобусов на маршруте за счет уменьшения их размера.
10. "Разыграть" все маршруты на конкурсе, в котором будут участвовать частные перевозчики.