Зимний гон и жизнь на пять лет дольше, чем в дикой природе: как выращивают оленей на ферме в Закарпатье

4 марта 2017, 10:00
Олени живут до 20 лет, едят кукурузные палочки без сахара и отдают рога на лекарства

Ушастики. Суровы, даже без рогов / Фото: Александр Яремчук

Почти 30 лет в Украине работает целая оленья ферма. Сюда даже пускают всех желающих — посмотреть на оленей и покормить их. Находится она в Закарпатье, недалеко от городка Хуст и села Иза, и занимает площадь 57 гектаров. 

Ее владелец и руководитель Михаил Бугаш рассказал нам, что история оленьей фермы началась, когда из Калининградской области привезли около 90 оленей на развод, но 45 почти сразу убежали через дыру в заборе. Дорога была трудной и долгой, три дня, и животные очень перестрессовали. Часть поймали, а часть пришлось пристрелить: они не подпускали к себе людей. Потом довезли еще оленей, и сейчас стадо насчитывает около 350 голов. Живут тут олени до 20 лет, а в природе — до 14-ти.

Реклама

На ферме они чувствуют себя, как дома: приходят покушать к кормушкам (утром и вечером), а потом уходят далеко в лес. Есть речка, из которой они пьют воду, а в жару и вовсе просто залезают в нее и сидят — только головы с глазами видно.

В ноябре-декабре у оленей начинается гон. На самцов тогда смотреть страшно: они ничего не едят, вымазываются в грязи и постоянно дерутся, иногда даже до смерти. Победители получают возможность покрывать самок, и в конце июня-августа проходит массовый окот. Оленихи вынашивают малышей около семи месяцев. Правда, сейчас, со сменой сезонов и погоды, период гона немного сдвигается, и это очень плохо, говорят специалисты: если олененок рождается позже, он может погибнуть от холода, потому что его летняя шерсть не успеет смениться на зимнюю. А взять его на руки, чтобы согреть, нельзя: мать сразу же откажется от детеныша, и он погибнет.

"Когда рождается олененок, мама его кормит, а потом оставляет и пасется в 100—150 м от него. Олененок никуда не уходит. На ночь она возвращается, снова кормит его и переносит в другое место. Самые страшные враги для малышей — вороны. Иногда из лесу выходят волки, но пока проблем не было: оленей они не трогают", — рассказывает Михаил.

Реклама

С владельцем — полное взаимопонимание

Реклама

Малышня. Держится настороженно

КОРМЛЕНИЕ: ПШЕНИЧНАЯ ДИЕТА

Нам повезло дважды. Во-первых, мы попали аккурат на момент кормления. Во-вторых — для нас сделали исключение и пустили в загон. Обычно посетителям дают возможность кормить животных через решетку, а один, самый смирный и проверенный олень, ходит перед загоном и отвечает за общение с посетителями. "Олени знают, что если приезжает много людей, то еды будет много, потому их подходит больше. Если же приехали всего пара человек, они понимают, что еды будет немного, и к посетителям выходят только самые наглые", — объясняет Михаил.

Мне торжественно вручают желтое пластиковое 5-литровое ведро, полное специальных кукурузных хлопьев для оленей — они без сахара. И тут же ко мне подбегают самые наглые особи, которых надо кормить. Мне хочется покормить оленят, но к ним я просто не могу добраться через толпу взрослых оглоедов. В какой-то момент особенно беспринципный олень просто засунул морду в ведро, больно прищемив ручкой локоть, и я не могла освободиться, пока он не прикончил все, что там было. Я даже немного обиделась на этих нахалов, которые не дали мне повозиться с оленятами.

Попрошайка. Именно этот олень съел все мои запасы кукурузных палочек

КРАСАВЦЫ С ХАРАКТЕРОМ. Пока мы с фотографом общались с оленями, фотографировали и обменивались эмоциями, нас активно охраняли сотрудники. Олени, как и люди, по характеру разные: есть особи, которые и в грудь копытами могут ударить. Каждого питомца работники знают буквально "в лицо": какой темперамент, что любит, чем болеет. К нам особо агрессивных старались не подпускать.

Ест стадо очень много, и обходится владельцу дорого. Сена в кормушках всегда неограниченное количество, а пшеницу насыпают дважды в день: утром и вечером. В этом году зима суровая, поэтому стандартных 140 тонн пшеницы (обходятся в 160 000 грн ежегодно) не хватило, и пришлось докупать еще. Также на сезон покупают около 40 тонн сена. С середины марта стадо начинает добывать еду самостоятельно, летом их вообще не нужно кормить, а зимой они полностью зависят от человека. Чем холоднее, тем больше кормов приходится им давать. Местные работники, помимо того, что должны кормить оленей, 2—3 раза в день обходят территорию — проверяют, не загрыз ли оленя волк, нет ли травм, не пришли браконьеры и проч. Они же провожают посетителей, выдают корм и прочее.

Михаил говорит, что лучшее время посмотреть и покормить оленье стадо — май-июль. Тогда они становятся красивыми: светло-коричневыми в яркие белые пятнышки, как Бэмби. Сейчас, наоборот, они тусклые, без рогов, пятнышки еле проступают: скоро животные начнут линять. Но с другой стороны — понятно, как они выглядят и "в жизни".

Вход стоит 20 грн с взрослых, 10 грн — дети и пенсионеры. Очень многих пускают бесплатно: инвалидов, детей из многодетных семей и проч. Ведро корма обойдется в 25 грн. Говорят, что раньше приезжало много туристов из-за границы, но сейчас остались только украинцы.

Пищу олени добывают только в теплое время, а зимой полностью зависят от хозяев

Кушать подано. Стадо знает, что пришло время обеда, и выстраивается около кормушек

ЦЕННЫЕ РОГА: ИДУТ НА ЛЕКАРСТВА

Панты (по простому говоря, неокостеневшие рога)  — именно то, ради чего оленей тут и разводят. Из них изготавливают специальную настойку, которая помогает при многих болезнях (гипотонии, неврозах, пониженном иммунитете).

Рожки оленям начинают пилить в конце июля — начале августа. Важно угадать момент, когда они уже достаточно выросли, но еще не успели закостенеть — именно тогда это ценнейший продукт. Причем счет идет буквально на дни: пропустил нужный момент — и все, брак, они максимум могут украсить чью-то квартиру. Рожки пригодны для лекарства у животного в возрасте от 4 до 14 лет, потом структура меняется, и их уже не принимают. Кстати, рога летом растут с огромной скоростью — до 4 сантиметров в день (во многом рост зависит от питания и даже погоды — если внезапно холодает, рост рожек останавливается). И пока у оленей идет активный рост рогов, они не дерутся, потому что, если сломать рог, животное наверняка погибнет от артериальной кровопотери. В рогах в это время такой напор крови, что, когда к ним прикасаешься, ощущаешь, какие они горячие и даже пульсируют.

На момент пиления рогов чужих не допускают, чтобы олени не нервничали (интересно: белые попки у оленей сигнализируют сородичам: "тут чужаки", а как только звери успокаиваются — зад становится коричневым). Если пожилые особи ничего не боятся, идут смело и сами подставляют свое богатство под спил, то с молодыми могут быть проблемы: они упираются и лягаются. После того как рога отпилят, их отправляют в морозильную камеру, а потом — на тернопольскую фармацевтическую фабрику, где делают лекарство, которое повышает иммунитет и вообще способствует оздоровлению.

Стоимость спиленных рогов мне на ферме не открыли: мол, коммерческая тайна. Но в "народных аптеках" полоски пантов стоят от 400 грн за 20 граммов.

Держат оленей на ферме, по сути, только из-за рогов: на мясо их бить жалко, и тут говорят, что такого не делают. Шкуры оленей ни на что не годятся: у них полые волоски, которые осыпаются и ломаются. Можно, конечно, их вычинить, но кожа будет настолько дорогой, что дешевле купить целую куртку, чем качественно обработать одну шкуру. Кстати, не идет в ход даже шерсть овец, которые живут вместе с оленями на фермах. Ее просто выбрасывают: некому ею заниматься.

Рогатых красавцев немного

БИТВЫ: ЗА САМКУ И МОЛОКО

Хотя на ферме больше ценятся "мальчики", ведь именно от них получают дорогие рожки, но в популяцию тут принципиально не вмешиваются и не избавляются от самочек. "Природа должна сама все отрегулировать. Потому что если будет слишком много самцов, то они просто поубивают друг друга (битвы начинаются, когда олени достигают 4 лет). Тот, кто сильнее, покрывает больше самок, делает такой себе гарем — у него может быть и 5—10 самок. А есть слабые олени — "евнухи", их даже к кормушке не допускают. У нас тут есть один, Малыш, ему уже 21 год, ранее был альфа-самцом, а теперь совсем обессилел. Поэтому его мы кормим отдельно", — рассказывает Михаил.

ВЕСЕЛАЯ КОМПАНИЯ. Кроме оленей, на ферме живут собака, старенький ослик и несколько овечек. К нашему приезду одна овечка как раз окотилась, и мы получили возможность наблюдать за драмой. Молодая мать понятия не имела, что делать с родившимся час назад ягненком, и орала дурным голосом. Малыш за ней бегал и пытался пить молоко (нам объяснили, что если в течение пары часов он не поест, то у него "слипнется" желудок, и он может погибнуть).

Овечий роддом. В этом хлеву живут только малыши с мамами

60 минут. Полный возраст этого крохи

Этот — взрослый: ему уже больше суток

Фан-клуб. Тоже просят еду

БУЙВОЛЫ: МОЛОКО НА ВЕС ЗОЛОТА

Совсем рядом с уникальной оленьей фермой расположилась другая — буйволиная. Этих животных ранее хотели разводить по всему СССР, но, к сожалению (или к счастью), прижились они только на Закарпатье. Но тут они тоже редкость: сейчас насчитывается всего 72 головы. Изначально животных привезли в Украину, чтобы давать детям в садиках их питательное молоко и таким образом повышать малышам иммунитет (оно настолько жирное, что теленок, который при рождении весит всего 7—8 кг, за пару недель вырастает до 22 кг). Но так как животные не прижились в других регионах, их отправили в Закарпатье и раздали многодетным семьям.

Со временем люди начали от них избавляться. Дело в том, что буйволов очень дорого содержать: буйволица съедает корма в два раза больше, чем корова, а дает молока меньше, чем коза, — всего полтора-два литра в день. Но фермер Василий Шимон решил не дать этому рогатому "добру" пропасть, и начал разводить буйволов на своей ферме. Она открыта чуть более трех лет, но сюда уже ездят лечиться украинцы — особенно дети, у которых проблемы с легкими.

Едва заходим в вольер, к нам бросаются огромные животные. Становится страшно, и я планирую убегать, но тут вмешивается их "пастух", фермер Василий: "Роза, Кармелита, Зорька, хей!" — и они, как послушные коровы, уходят в сторону. Правда, продолжают недоверчиво коситься на гостей. "Буйвол — животное дикое, его сложно приручить. Но если привыкнет, то будет подходить и даже брать еду с рук", — успокаивает нас Василий.
Себестоимость буйволиной молочки довольно высокая. Поэтому стакан молока стоит так же, как литр коровьего, — 20 грн, а килограмм сыра — 500 грн. Но товар не залеживается: есть постоянные клиенты, которые выкупают все.

Суровые и прекрасные. К чужакам относятся настороженно

Кармелита. Непонятно — то ли красуется, то ли угрожает

Женский бой. Девочки что-то не поделили между собой