Настольные игры набирают популярность: где их можно приобрести и почему они настолько дорогие

3 апреля 2016, 10:00
Самая продвинутая страна про их производству — Германия, а в Украине есть спрос на патриотические игры

Зарубежный аналог "Эрудита".

Настольные игры — приятный способ скоротать досуг с детьми или просто в веселой компании. Сейчас настольные игры переживают очередной пик популярности. Причем примитивные некогда варианты "бросил кости — сделал ход" трансформировались в целые многоуровневые квесты, которые не просто развлекают, но и дают пищу для ума, помогают развиться памяти и вниманию.

ПЕРВЫЕ ИГРЫ. О том, где и когда появилась первая настольная игра, мнения историков расходятся. Одни говорят, что это случилось более 7000 лет назад в Древней Персии, другие — более 5000 лет назад в Древнем Египте. Персидская игра была похожа на нарды, а придумали ее для забавы и тренировки царского ума. Египетская же (носила название "сенет") напоминала шашки и стала любимым развлечением местной знати. Мнения тех, кто изучал вопрос, сходятся в одном: настольная игра первоначально считалась исключительно элитным занятием — подразумевалось, что простолюдин не в силах осмыслить игру, и у него нет логики и умения оценивать свои позиции.

Реклама

Древние настольные игры имели довольно вычурный вид, который все время совершенствовался и дополнялся разными дорогими элементами: драгоценными камнями, бронзой, слоновой костью, мрамором, фарфором и т.п. Естественно, достать просто так подобную игру было невозможно — они изготавливались специалистами-ремесленниками и преподносились элите в знак почтения. Со временем титулованным особам становились доступными и новые изобретения: домино, лото, шахматы, кости, а также рисованные игры со своими правилами и многоходовками. Через какое-то время к подобным развлечениям приобщились и бедняки. Правда, их игры были попроще: на земле, с камешками в роли фигурок игрока, плодовыми косточками, скорлупой орехов и семян в качестве костей.

В МИРЕ И У НАС. Когда настольные игры стали доступными для всех слоев населения, их создатели стали соревноваться в фантазии и попытках завоевать поклонников. "Самой продвинутой страной в этом плане оказалась Германия, — рассказали "Сегодня" в одном из магазинов по продаже настольных игр. — Во-первых, там играют давно, увлеченных очень много, и люди уже разбираются в играх и ценах на них. У нас же рынок настольных игр только развивается, хотя можно отметить, что за последние три года он совершил скачок. К настоящему моменту в мире выпустили более 50 тысяч игр, из них 300 считаются культовыми. У нас из последних прижилось около трети. Любители поиграть начали собираться вместе, что говорит о зарождении культуры игр в Украине. Отмечу, что у нас среди взрослых самые популярные игры — в войнушки и олигархов, а у детей — приключения и страшилки".

Реклама

Дженга. Ее придумали в 1983 году.

ЗАРАБАТЫВАЮТ НА ФИЛЬМАХ

Игр на рынке много: настольно-тактические, настольно-печатные, словесно-логические, о приключениях, о войне, с фишками, с кубиками, "на ходы" и т. д. Впрочем, несмотря на такое многообразие, специалисты рынка отмечают несколько общих тенденций. "Наибольшим спросом пользуются игры типа Party game, в которых можно поиграть компанией. Как правило, они отлично дополняют праздники и вечеринки. Такой же популярностью пользуются и стратегии", — рассказал директор компании "Мир Хобби Украина" Алексей Воробьев.

Реклама

Также востребованными стали семейные игры. "Люди снова начинают общаться в реальном мире, а не виртуальном, — говорит Александр Ушан, автор игры "Находка для шпиона", ставшей мировым бестселлером. — Особенно это важно в случае детей и родителей, которые в последнее время потеряли контакт друг с другом в глобальном понимании".

Люди любят  простые игры,  тренирующие  ум и  развлекающие.

В ТРЕНДЕ. Также разработчики сейчас стараются шагать в ногу со временем и быстро реагируют на популярный фильм или сериал, который выходит в прокат. "Недавно наряду с нашумевшим выходом седьмого эпизода "Звездных войн" в Украину для продажи поступила и одноименная игра. Я не успевал обслуживать покупателей! — вспоминает менеджер одного из столичных магазинов настольных игр Вадим Струк. — Покупали игру и семьи с детьми, и сразу целые компании. А вообще из опыта могу ответить, что игроманы любят несложные и увлекательные игры, которые не только развлекают, но и тренируют умственные способности".

ВЫБОР: ПО СОВЕТУ ИЛИ НА ИГРОТЕКЕ

Новинки в мире настолок появляются каждый месяц. "Одна игра может "выстрелить" сразу (так чаще всего бывает с вариантами для вечеринок), другие же — например, классические семейные — могут набирать популярность постепенно, — поясняет Андрей Воробьев. — Продвинутые настольщики узнают о выходе новой игры по зарубежным блогам, а потом покупают их и делают обзор уже для украинской аудитории".

Выбрать игру по вкусу можно не только в магазине, но и в игротеках (местах, где собираются фанаты тех или иных игр). Часто это бесплатно, иногда могут взять символическую плату за вход или время пребывания, если дело происходит в арт-кафе. Один из организаторов киевских игротек, владелец интернет-магазина "Игродол" Михаил Зипунов приводит пример организации такой игротеки: "Собираемся по средам. У нас это бесплатно, хотя желающие могут бросить что-нибудь в клубную копилку. Эти деньги идут на пополнение фонда настолок. Список доступных игр публикуем в наших группах в соцсетях, там же можно высказывать свои пожелания по играм".

Party game. Раскрутить их продажу проще всего.

ИНТЕРЕС ЕСТЬ, НО ЦЕНЫ КУСАЮТСЯ

Несмотря на позитивные подвижки на рынке настольных игр, есть и моменты, которые вставляют палки в колеса дальнейшего их развития в Украине. Один из важнейших факторов — падение покупательной способности на фоне роста цен. "Если раньше привычным был заказ от интернет-магазина на 5 наименований игр в день, то сейчас — на 3, да и то не каждый день", — говорит основатель издательства "Третья планета" Игорь Гуров.

ЕДА ИЛИ ИГРА. Другие участники рынка также соглашаются, что сегодня многим украинцам приходится расставлять приоритеты и делать выбор, за что платить: за "коммуналку" или "настолку". "Импортные игры едут к нам уже дорогими, и позволить себе их может далеко не каждый, — говорят продавцы. — В среднем, чтобы купить хорошую игру европейского производства, придется выложить 500—600 грн. А с ростом курса цена еще и колеблется. Игры из России (стоят сейчас 320—350 грн) или от отечественного производителя (280—300 грн) тоже дорожают. В основном это происходит из-за роста стоимости производства и материалов. Последние, кстати, не всегда высокого качества, но всегда стоят неадекватно дорого".

Украинские производители с трудом находят качественные материалы.

ДНЕМ С ОГНЕМ. В Украине проблема с "настолками" еще и в том, что есть большие трудности с процессом их производства. "Я, например, почти три месяца не могу переиздать одну "настолку", потому что все это время не могу найти в Украине хороший картон, — подтверждает Гуров. — А еще в моей практике был случай, когда уже в процессе высечки карт часть напечатанного была испорчена из-за плохого картона, а часть — из-за производственных мощностей". Участники рынка опасаются, что ситуация останется не ахти до тех пор, пока в стране не закончится экономический кризис.

ЧЕГО ЖДАТЬ: БУМ ПАТРИОТИЗМА

Несмотря на все трудности, производители игр стараются не унывать и возлагают на будущее большие надежды. В частности, они отмечают, что хорошо бы брать пример с Европы и развивать с помощью игр патриотический дух. В этом плане вспоминается локализация (переведенный на украинский язык вариант) популярных карточных игр "Манчкин" (ролевая игра-пародия) и "Эволюция". Игры не только переведены на украинский язык — в них еще и американские шутки с каламбурами адаптированы под чувство юмора и реалии украинцев. "В последнее время спрос на игры на украинском языке заметно возрос, — говорят в торговых точках по продаже "настолок". — Только вот удовлетворить его предложением пока не получается, и пока не видно, чтобы кто-то вел работу в этом направлении".

ПОДВИЖКИ ЕСТЬ. Делая прогноз на год, производители надеются на рост продаж как минимум на 10%, а на праздники, в том числе майские/пасхальные — и до 20—30%. "В Европе спрос на "настолки" зашкаливает: в каждой семье считается нормальной покупка новой игры к выходным, — отмечают производители. — И хотя такие объемы продаж и увлеченность украинцев — пока что-то из области фантастики, подвижки есть. К примеру, обнадеживает, что с каждым годом в Украине появляется все больше магазинов по продаже настольных игр: это значит, что предприниматели также видят намечающийся рост спроса".

Классика жанра. Лото, придуманное в XVI веке, до сих пор популярно среди взрослых, школьников и небольший компаний.

ВЗЯТЬ НАПРОКАТ

В Украине есть немало контор, которые предлагают настольные игры напрокат. Иногда их содержат крупные продавцы игр, которые делают ставку на рост продаж, если игра понравится, иногда — предприниматели или просто частные лица. В первом случае с игрока попросят примерно 10—15% от стоимости игры в сутки и залог (он возвращается, когда арендатор приносит невредимую игру и в срок. Из него же вычитается пеня за просрочку возврата или порчу товара). Во втором случае потратить придется больше — 15—25% от цены в сутки, но здесь проще договориться о внесении не полной залоговой суммы, а половины или даже четверти. Также при любом варианте можно рассчитывать на скидку, если игра арендуется на срок от двух суток.