Школьное самоуправление в Украине: должность старосты воспитывает целеустремленность или приучает к доносам

26 февраля 2017, 10:00
Школьные должности это путь активиста и лидера или приспособленца — мнение педагогов и психологов

Староста, по мнению психологов, не должен назначаться учителем, его выбирает большинство класса. Фото: Е. Кравс

Я не знаю, кто во времена моего детства следил за тем, чтобы каждый ученик класса был задействован в общественной работе, — государство, школа, райком комсомола или классный руководитель. Но в моем советском прошлом ученик обязательно должен был быть если не старостой или командиром звена, то хотя бы цветоводом или библиотекарем. Некоторые моменты этого вовлечения в общественную жизнь мигрировали и в школы независимой Украины. Но, как всегда, приняли самые необычные формы.

Сейчас можно встретить самые неожиданные должности — например, в одной из киевских школ прекрасно уживаются староста и лидер класса (это разные должности), а в другой — президент, министры и их заместители. На сайтах школ публикуются "Положения о выборах". Так, например, на сайте запорожского лицея "Логос" в "Положении о кандидате на пост президента" читаем, что "выдвигать свою кандидатуру на пост президента имеют право учащиеся 8—11 классов, которые соответствуют следующим требованиям: показывают достаточный и высокий уровень учебных достижений; выполняют правила для учащихся; обладают лидерскими качествами; пользуются авторитетом среди одноклассников и учителей".

Реклама

Казалось бы, здорово, что есть самоуправление. Но часто оно становится камнем преткновения и яблоком раздора в коллективе. Так, некоторые родители рассказывают, что такие выборы разделили класс: староста была навязана классным руководителем только потому, что она дочь главы родительского комитета. Да и многие дети неоднозначно относятся к должностям (очень непросто "пользоваться авторитетом" одновременно у одноклассников и учителей). Так, одесская школьница Екатерина Синькова считает, что их староста подает плохой пример: у него "хромает" поведение, а "властью наделили" его только из-за положения родителей. "Сегодня" разобралась, что такое самоуправление в наших учебных заведениях и какова его роль.

ВСЕ ДОКУМЕНТЫ ПО МЕСТНОМУ РЕГЛАМЕНТУ

Кем регламентируется такое самоуправление в наше время, узнать сложно. МОН на этот счет указаний не дает.

Реклама

"Я не видел ни одного нормативного документа о старостах. Так что это — местные выходки", — считает экс-директор УЦОКО Игорь Ликарчук.

"Это вообще какой-то пережиток совка, берущий свое начало в модели сельской общины. Хотя и у нас есть Совет школы и Суд чести, но это совсем другое. Мы по идеологии — демократическая школа (наподобие Саммерхила) и даже являемся членами EUDEC (European Democratic Education Community). Кроме того, у нас нет постоянных классов: мы работаем с динамическими учебными группами, поэтому какого-то назначенного "начальника" быть не может. Но каждый ребенок может обратиться в Суд чести и отстоять там свои права, если считает, что они нарушены", — рассказывает директор по стратегическому развитию частной школы "Афины" Алексей Греков.

"У нас все организовано на уровне школы. И мне нравится, что теперь дети называются не "старосты", а "лидеры" и "министры", — рассказывает мама днепропетровской шестиклассницы Евгения Антошкина. — Это хороший пример самоуправления. Например, задача моей дочери — следить за журналом, сообщать детям о заменах. Каждый понедельник лидеров собирают на общешкольное собрание, где рассказывают о мероприятиях, которые должны пройти в течение недели или месяца".

Реклама

Лидеров и министров. Еженедельно созывают на собрание школы. Фото: М. Джапоридзе/ТАСС

САМОУПРАВЛЕНИЕ ЗАВИСИТ ОТ ОПЫТА

Мнения родителей по вопросу старост разделились — в зависимости от опыта и возраста ребенка. Современные взрослые более щепетильно относятся к отношениям в коллективе и месту их чада в нем. Многие считают, что в младшей школе в должности старосты, лидера и т. д. нет надобности:

"Староста в начальной школе — это ябеда! Такое поручение приучает ребенка следить за одноклассниками и доносить на всех учителю. А поскольку дети в этом возрасте плохо отличают хорошее от плохого, то пересказывают все, что услышат. Как правило, такое на руку недобросовестному учителю: не работая с каждым ребенком индивидуально, можно знать все о каждом. А какая польза для ребенка-старосты? Один только вред, так как эта должность приучает к подозрательности, клевете и доносам. Родителям надо стараться беречь своих детей от таких поручений", — считает участница группы "Батьки SOS" Ирина Ищук.

А родители старшеклассников видят в этом и позитивные, и негативные моменты: многие считают, что такая должность приучает ребенка к ответственности, воспитывает в нем организационные и лидерские навыки. Но "вести учет посещаемости" должны учителя, а не дети.

ПОМОЩНИКИ. "Это действительно помощники учителя, — рассказывает мама киевской ученицы 7-го класса Ирина Омельченко. — Староста следит за порядком, носит журнал, заказывает обеды и т. д. А за лидером класса закреплены различные мероприятия: он напоминает о датах, определяет роли в каких-то мероприятиях. У нас есть тематические проекты, которые каждый ребенок делает за какой-то период. Или, например, у нас уходил мальчик в другую школу — с ним красиво прощались, сделали ему проект на память о классе: общие фото, различные пожелания и т. д.".

МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА

Специалисты по детской психологии больше склоняются к тому, что такие школьные должности нужны: это приучает детей к ответственности, желанию расти в социальном плане.

"Если в классе больше 16 человек, то лидеры класса нужны, — считает руководитель "Центра раннего распознавания детей" Александр Прима. — Такой человек сканирует, собирает и выражает педагогической группе консолидированное понимание, ожидание класса. С другой стороны, он ретранслирует, адаптирует информацию, запрос, коридор нормы от учителя — в класс. Но этот человек не может быть назначен учителем. В нем, в его природе, в его генетическом потенциале должны быть предпосылки соответствующих качеств — способности услышать и авторитет, чтобы выразить и донести. Если смотреть на эту задачу через призму Дизайна Человека (направление саморазвития), то в рейв-карте ребенка, карте его жизненных сил и энергий должны быть конкретные активации в лидерских каналах".

ПРОФИ. Как и везде, здесь работает человеческий фактор, который любую хорошую идею может довести до абсурда. "В наш класс приходили учителя-психологи и проводили тест на лидерство. Выяснили детей, с которыми никто не хотел дружить, и на общем собрании назвали фамилии изгоев и героев, что, в общем-то, и так было всем известно. А потом пытались похвастаться побыстрее и погромче, что так легко и быстро все определили", — вспоминает харьковчанка Лариса Лукьяненко.