Самые необычные музеи Украины

6 декабря 2014, 14:00
В Одессе знакомимся с миром звуков и звукотехники, в Нежине — с историей почтовой службы, а в тихом селе Пархомовка смотрим коллекцию живописи мирового уровня

Реклама

Снимаем шляпу перед бесстрашием людей, решившихся на открытие подобного рода экспозиции. Музей истории туалета является единственным не только в Украине, но и на всем постсоветском пространстве. Исправно проработав уже 7 лет, необычный музей ни разу не жаловался на малое количество посетителей. О таком не принято говорить на школьных уроках истории, да и в личном общении тема, как правило, табуируется. А между тем уровень санитарии и отношение к ней — ярчайший показатель цивилизованности общества. В музее развития туалета вам поведают о том, о чем вы хотели бы знать, но стеснялись спросить. Четыреста экспонатов (оригинальных предметов, макетов, фотографий, иллюстраций) плюс увлекательнейший рассказ экскурсовода не дадут заскучать ни на секунду. Только здесь вы узнаете, что первому туалету в индийском Мохенджо-Даро — 4 тыс. лет, а также то, что в Древнем Риме общественный туалет служил местом собрания интеллектуалов — его использовали не только по прямому назначению, но и для ведения философских диспутов. А вот в Париже XIII в. содержимое горшков выплескивали прямо на улицу под ноги прохожим. И разве не любопытно, почему туалеты назывались кабинетами? Поверьте: происхождение архитектурного элемента "эркер" наверняка окажется для вас полной неожиданностью. Взглянув на туалеты — сундуки и ночные вазы, вы наверняка искренне возблагодарите британца Томаса Креплера за изобретение современного сливного унитаза. И, отбросив предрассудки, согласитесь с тем, что 19 ноября — Всемирный день туалета — это действительно праздник, причем всеобщий!

Киев. Подобный музей — единственный в Восточной Европе.

Реклама

Единственная в Европе экспозиция такого рода. Полностью посвящена искусству создания едва ли не древнейшего оберега украинцев. Писанка — символ плодородия и богатства, здоровья и радости, защита от зла и гнева стихий. Он куда древнее христианства. Кстати, писанки, в отличие от крашенок, не ели, а хранили в доме как оберег — до следующего года. В музее вы узнаете, что девушки писали узоры, чтобы привлечь счастливую судьбу, жены — чтобы родить малыша, а матери — чтобы в доме все были здоровы и счастливы. Музей достаточно молод — его построили в 2000 г. Центральная часть здания выглядит как гигантское яйцо и особенно хорошо смотрится по вечерам, когда включается освещение. Тогда "яйцо" сияет изнутри теплым светом. В экспозиции — 6 тыс. экспонатов из всех регионов Украины.

Реклама

Уникальное собрание. В экспозиции — 6 тысяч раскрашенных яиц.

Открыт в 1993 г. В Украине — единственный. Все экспонаты уникальны — от полосатого верстового столба до штемпеля на пожелтевшем от времени конверте. Сегодня, отправляя электронное письмо, мы просто нажимаем пару клавиш. Прежде все было куда сложнее: вплоть до начала XX в. почту перевозили на лошадях.

В музее посетители узнают, что регулярная конно-почтовая связь в Украине налажена с 1669 г. Первые станции появились в столичном тогда Батурине, Киеве и Нежине. Почему вдруг в Нежине? Да потому, что по переписи 1654 г. в нынешнем райцентре жило почти 12 тыс. обывателей, а в Киеве того времени едва набиралось восемь! К тому же именно через Нежин проходили тракты на Москву, Санкт-Петербург, Ригу, Полтаву, Крым. Комплекс почтовой станции выстроили по типовому образцу: два корпуса, выкрашенные в броский цвет, флигели для почтальонов и ямщиков, кузница, шорня и конюшня на 40 лошадей. За бесперебойную работу станции отвечал станционный смотритель. Он встречал и привечал гостей, подавал лошадей, отмечал "подорожные". "Ему не было покоя ни днем, ни ночью", — Пушкин знал, о чем писал. Небольшая комнатка нежинского станционного смотрителя видела Ломоносова и Пушкина, Грибоедова и Гоголя, Шевченко и Лескова, Гребинку, Даля и многих других. Здесь отдыхали те, кто путешествовал на государственных "перекладных" лошадях и на собственных — "долгих". Но все они должны были уступать дорогу курьерской тройке, несущейся "по государевой надобности".

Изобретенная рязанским мужиком упряжка "тройка" была самой быстрой и маневренной. Тогда и придумали колокольчик — нехитрое и надежное изобретение, позволявшее смотрителям слышать приближение курьера за 5 верст. Говорят, по звону колокольчика опытный ямщик мог определить даже скорость передвижения экипажа. Уступать дорогу вменялось в обязанность и пешим, и конным. Однако массовые ДТП при езде с "малиновым звоном" привели к царскому указу, запрещающему использование колокольчиков в личных целях. Тогда изобрели "бубенчики": эффект есть, а запрета — нет. Колокольчики, бубенчики, модель почтовой кареты (летом — на колесах, зимой — с полозьями) — все это можно увидеть в Нежинском музее. А еще — узнать, как работалось ямщикам, когда изобрели почтовый штемпель, и откуда появился символ почты — медный рожок.

Нежин. Здешняя станция была самой большой в Украине в XIX в.

Уникальные экземпляры звукозаписывающей техники "от Ромула до наших дней" — от музыкальной шкатулки до продвинутого аудиоплеера — расположились в трех небольших помещениях на ул. Дворянской в Одессе. Здесь собраны граммофоны и патефоны, радиолы и транзисторы, магнитофоны и плееры. Самое любопытное, что все они, даже самые древние, — в рабочем состоянии. И посетитель может убедиться в этом собственными ушами: здесь можно послушать раритетные записи, голоса великих певцов, поэтов, политиков, звучащие с проволочных носителей, виниловых пластинок и магнитных лент. Ну разве не любопытно увидеть личный микрофон Утесова? Или кремлевские микрофоны, изготовлявшиеся только для правительственных трибун и в строго ограниченном количестве? Только в этом музее вы узнаете, что в далеком 1924-м существовал швейцарский "микифон" — прадедушка современного плеера. Уже тогда его носили в кармане! Любопытно будет взглянуть и на радиоприемник, в разработке которого участвовал Адольф Гитлер. Или на чудо советской техники — радио "Фестиваль" 1957 года, с панелью дистанционного управления на длинном проводе. Но сколь бы ни были любопытны все эти приборы, интереснее всего звук, бережно донесенный ими из далекого прошлого.

Одесса. Рай для аудиофила.

На берегу речушки Котельва, что на Харьковщине, раскинулось село Пархомовка. Подростком здесь когда-то жил Казимир Малевич. Однако прославил село не автор "Черного квадрата", а скромный сельский учитель Афанасий Лунев. В 1955-м этот страстный почитатель изобразительного искусства и талантливый педагог создал историко-художественный клуб "Радуга". Богатейшая коллекция иконописи, собранная Луневым, стала основой для уникального музея. Коллекция начала пополняться подарками из музейных фондов всего СССР и работами из личных коллекций известных художников.

Вот уже полвека как Пархомовка — единственное в мире село, где произведений искусства больше, чем жителей. Может быть, поэтому его многие зовут одним из лучших в Украине. Коллекция музея насчитывает 6 тыс. экспонатов: здесь выставлены произведения Боровиковского, Кипренского, Тропинина, Репина, Шишкина, Левитана, Серова, Рериха. Посетителей также ждет встреча с полотнами Рембрандта и Джованни Пиранези, Эдуарда Мане и Камиля Писсаро, Поля Гогена и Пабло Пикассо. А богатейшее собрание работ художников русского авангарда, хранящееся в Пархомовке, хорошо известно коллекционерам и искусствоведам всего мира. В общем, чтобы это все увидеть, не грех проехать пару сотен километров.

Пархомовка. В этом скромном здании хранятся сотни полотен выдающихся художников.