Психология порядка: системы, которые помогут держать в чистоте свое жизненное пространство

26 июня 2016, 12:00
Начинаем с раковины и заканчиваем книгами

Лавина из вещей. Чтобы справиться с их обилием, стоит использовать специальные методики "расхламления".

Современный ритм жизни очень часто превращает наши жилища в кладовки, забитые разными вещами. Многим знакома такая ситуация: надеть нечего, а шкафы ломятся от одежды, причем все нужное — это "подарили и выбросить жалко", "блузочка нашлась на распродаже, но ни с чем не сочетается", а эти джинсы — "когда похудею". Для тех, кто хочет освободить свое жизненное пространство, жить в чистоте и уюте, но не убивать на это все выходные, придумано множество методик. "Сегодня" попыталась разобраться в самых популярных во всем мире системах "расхламления".

КТО ВО ВСЕМ ВИНОВАТ

Реклама

Причин тому, что человечество обрастает вещами, несколько.

1. Мы стали богаче, а вещи дешевле.

Что бы там ни говорили о тяжелой жизни, даже самые небогатые семьи могут себе позволить купить за год несколько футболок и брюк, новых чашек, игрушек и т. п., которые потом осядут в жилище. Сейчас обилие вещей не говорит о богатстве и благополучии владельца (как это было с нашими выросшими в тотальном дефиците родителями и дедушками/бабушками), а скорей о бедности. Ведь человек не может расстаться с вещами, которыми не пользуется ("вдруг пригодится!"), и обеспечить себе удобную жизнь. Наоборот, зачастую из-за обилия лишних вещей наша повседневная жизнь теряет комфорт: раздражает вечный беспорядок, убирать тяжело и неприятно, иногда нужные вещи в доме найти просто нереально.

Реклама

2. Мы охотнее тратим деньги, чем время и силы.

В мире легкодоступных недорогих предметов намного проще купить еще одну вещь, чем приложить хоть какие-то усилия, чтобы решить эту проблему без покупок. Например, наши бабушки активно меняли внешний вид одного и того же платья, пришивая к нему разные воротнички, надевая пояски и прикалывая броши, а потом перешивали в блузку. Скажите честно, кто из нас готов сегодня так заморачиваться? Большинство просто пойдет и купит новое платье.

3. Теряется мир дружбы и семьи.

Реклама

Сейчас уменьшается количество социальных связей, и пропорционально этому возрастает наша потребность в вещах. Лет "надцать" назад все жители подъезда сходились к одному человеку, у которого был телевизор. Если, например, раз в полгода понадобилась швейная машинка или ручная пила, ее можно было не покупать, потому что всегда было у кого одолжить. Сейчас намного проще купить внезапно понадобившийся предмет, чем идти к соседям/друзьям, просить и при этом чувствовать себя обязанным.

4. Много сезонных вещей.

Захламленности добавляет и то, что приходится хранить множество сезонных вещей: одежду и обувь, зимние обогреватели и летние вентиляторы, которыми забиты антресоли и балконы, банки, закатки, стерилизаторы, если вы страстный любитель консервирования и т. п. Не забывайте и об элементах традиционной культуры, например корзинки для пасхи, используемые раз в год, и т. д.

АМЕРИКАНЦЫ: БЫСТРО, НО РЕГУЛЯРНО

Американская система "флайледи" ("летающая леди"), которую придумала домохозяйка Марла Силли, также предлагает не убирать, а просто поддерживать порядок, тратя на это не более 15 минут в день. Входить в процесс нужно постепенно. "Ваш дом не захламился за один день, и вы не сможете его убрать за такое же время", — объясняет Марла. Она советует начать преображение с кухонной раковины — она всегда должна быть чистой, поэтому заканчивать день нужно тем, чтобы ее вымыть. По идее, вслед за чистой раковиной захочется вымывать и другие поверхности. Потом стоит продумать ритуалы, которые нужно обязательно выполнять по утрам и вечерам, — это может быть мытье полов, подготовка одежды и т. п. Также надо постепенно избавляться от ненужных вещей, которые захламляют пространство: например, выбрасывать по 7 вещей в неделю.

ПО ЗОНАМ. Потом нужно разделить дом на зоны и наводить в них порядок ровно по 15 минут в день — поставить таймер и, например, разбирать хлам на полочке. Чтобы во время уборки не возникало искушения прилечь, носить нужно не тапочки, а обувь на шнурках. Раз в неделю флайледи устраивают "благословление" дома — часовую уборку, а также регулярно разбирают "горячие точки" — поверхности (например, в прихожей), которые моментально обрастают хламом: чеками, ключами, зарядками и прочими мелочами.

Также у каждой флайледи должен быть контрольный журнал, в котором нужно фиксировать еженедельные планы и ритуалы.

Марла Силли. Основательница системы.

ЯПОНЦЫ: БЛАГОДАРЯТ ВЕЩИ ЗА СЛУЖБУ

Книги об избавлении от ненужных вещей стали бестселлерами среди жителей Страны восходящего солнца, а потом их идеи начали использовать и во всем мире. Например, сейчас среди домохозяек популярен метод КонМари. Его придумала Мари Кондо — японский эксперт по наведению порядка, автор книги "Магическая уборка". Девушка стала настоящей звездой — щедро раздает интервью, делится опытом и принимает участие в телешоу.

РАЗ И НАВСЕГДА. Она считает, что порядок надо навести один раз и навсегда. Ее главное правило гласит: "Храните то, что любите". Мари часто использует фразу "искриться радостью", говоря о дорогих сердцу вещах, а если этого трепета нет — избавьтесь от них. Трудность заключается в том, чтобы различить понятия "счастье" и "привязанность". Кондо считает, что разбирать вещи следует по категориям, а не по местам. Например, надо сразу разобраться со всей одеждой, которая есть в доме. Затем продолжить с документами, книгами и т. д. Это довольно просто, но потребует моральных усилий и времени: достаточно собрать однотипные вещи и сложить их вместе. Потом берите каждую в руки и задавайте себе вопрос: "Приносит ли мне радость?". Если нет — от нее нужно избавиться. Необязательно выбрасывать — можно продать, подарить, отправить на благотворительность и т. д. Не привязывайтесь к предметам, которые могут понадобиться "когда-нибудь" (для Кондо это синоним слова "никогда"), и обязательно отдавайте свои вещи тем, кто в них нуждается. Если от обладания чем-то вы почувствовали радость и счастье — это остается с вами. Кстати, вещи в выдвижных ящиках Кон Мари рекомендует укладывать не стопками, а вертикально, чтобы сразу было видно, где что расположено. Перед тем как эти вещи покинут ваш дом, обязательно поблагодарите их за службу — так вы избавитесь от чувства вины.

Гуру уборки. Мари из Японии.