Прима-балерина Яна Саленко: "Большая редкость найти артистку, которая не любит сладкое"

12 октября 2017, 14:30
Яна Саленко рассказала о мифах профессии и своем отношении к критике

Яна Саленко

Украинская танцовщица, покорившая Берлинский и Мариинский театры, а также сцену Королевского балета Великобритании, накануне концерта в Киеве (21 октября, Дворец "Украина") рассказала "Сегодня" о мифах профессии и своем отношении к критике.

— Яна, для обычных людей артисты балета — почти сказочные существа: много работают и при этом питаются воздухом. Чего на самом деле мы не знаем о балеринах?

Реклама

— Того, что они — ужасные сладкоежки! Да и вообще любят и умеют поесть (улыбается.) Большая редкость найти балерину, которая не любила бы сладкое — это быстрая энергия, которая помогает поддерживать силы во время тренировок.

— А вообще какой миф о жизни артистов балета наиболее всего притянут за уши?

— Что звездам все дается легко. На самом деле каждый новый день — это вызов для артиста. Ты борешься с самим собой, настраиваешь свое тело, делаешь все возможное, чтобы хоть немного приблизиться к идеалу и как можно дольше оставаться на сцене. Рутины в нашем деле не бывает: каждый день отличается новыми задачами и требованиями, прежде всего к самому себе.

Реклама

— С чего начинается ваше утро?

— Я рано встаю и поэтому успеваю довольно много. Планирую день наперед: перед сном уже знаю, что буду делать завтра. Обычно просыпаюсь, готовлю завтрак сыну и мужу. Потом иду гулять с собаками — у нас два мопса, мальчик и девочка. Обожаю эту породу с детства: мопсы жили у моей школьной подружки, и с тех пор я без ума от них. После иду в душ, крашусь и отвожу ребенка в школу на 8 утра. Дальше мы с мужем идем в театр, разогреваемся перед уроком и начинаем рабочий день — класс и репетиции. Дальше все зависит от репертуара: можем закончить работу рано и планировать остаток дня как угодно. А бывает, весь день проводим в театре на репетициях и вечером выходим на сцену.

— Как современные технологии помогают артистам балета и развитию этого искусства в целом?

Реклама

— Во-первых, технологии позволяют популяризировать балет. Почему-то о нашем искусстве мало пишут в медиа, и благодаря интернету о нем теперь легче найти информацию, посмотреть спектакли, открыть талантливых танцовщиков. Артистам стало легче обрести известность: можно вести свой блог в Instagram или на YouТube, это особенно популярно в США. Танцовщикам также легче развиваться благодаря интернету и видео: можно найти выступления знаменитых артистов и почерпнуть что-то у них. И стало проще гастролировать: теперь импресарио высылают заранее редакцию балетов, музыку. Ты учишь, репетируешь — и приезжаешь танцевать в другую страну уже полностью подготовленным.

— Есть ли какое-то особое отношение к украинским балеринам за границей?

— К украинским балеринам, как и ко всем балеринам с русской школой, относятся настороженно. Они не очень гибкие в работе: делают все строго так, как их научили в школе, и с трудом принимают новые требования, новые стили. Для них главное — продемонстрировать блестящую классическую технику. И бывает, директор может посмотреть и сказать: "Мне нравится, но чего-то не хватает". В Европе надо подстраиваться под требования художественного руководителя и только потом стараться привнести что-то от себя. В итоге все доказывает работоспособность. Сейчас в Берлине меня считают своей, хотя поначалу было тяжело перестроиться под их уклад и перестать относиться к своей классической выучке как к чему-то самому ценному.

— В чем основная разница между закулисьем киевской и берлинской балетной сцены?

— В Украине на тебя смотрят с вызовом, с некоторым скепсисом: "Давай, покажи, чему ты там научилась. Ну-ка, сколько фуэте накрутишь, как высоко прыгнешь?" Здесь больше обрадуются твоему провалу, чем успеху. А в Европе и США коллеги тебя поддерживают, радуются. Могут даже из-за кулис кричать: "Вперед, у тебя все получится!" Аж дыхание задерживают! Но у меня есть теория, почему так происходит. На Западе ты защищен финансово и можешь вкладываться в собственное развитие по максимуму, не отвлекаясь на внешние проблемы. А в Украине критически маленькая пенсия: ты всю жизнь отдаешь профессии, заканчиваешь танцевать молодым — и остаешься на улице ни с чем. Поэтому конкуренция и отношения в коллективе здесь жестче. Все стремятся выживать.

— Что было для вас самым шокирующим откровением, когда вы стали выступать за границей?

— Почувствовать восхищение и поддержку чужой публики. Понять, что твоя большая мечта сбылась и ощутить большой страх это достижение упустить. Когда я начала выступать за границей, было чувство, словно я "Оскар" выиграла! И при этом я не спала ночами и нервничала: боялась облажаться и потерять доверие публики.

— К чьей критике вы наиболее уязвимы?

— Мои главные критики — родные и муж. Они всегда со мной и за меня, я им полностью доверяю и знаю, что их замечания будут честны и направлены мне во благо.

— Кто или что главный враг балерины?

— Лень. Когда позволяешь себе подумать, что у тебя уже все есть, и расслабиться. Так что дисциплина в нашем деле — это главное. Сама я не могу и дольше 2-х дней прожить без занятий. Меня очень подстегивает рабочий график. Я вижу, что впереди что-то есть, и стремлюсь к этому. А еще вдохновляюсь музыкой. Она наполняет меня энергией в работе и в жизни. Там я ищу все ответы и новые краски для своих ролей. Благодаря музыке одну и ту же партию я каждый раз могу исполнять по-новому и не терять к ней интерес.