Полмиллиона на идею: украинский онлайн-проект TripMyDream признан лучшим туристическим стартапом в мире

27 марта 2016, 13:00
Для успеха ищите досье на инвестора и любите сцену

Победители. Андрей Буренок (справа) и Тарас Полищук (слева) потратили на свой проект несколько лет.

В начале марта совместный онлайн-проект TripMyDream украинцев Андрея Буренка и Тараса Полищука был признан лучшим туристическим стартапом в мире. Он победил в финале международного конкурса Seedstars Summit 2016 и вскоре получит $500 тыс. инвестиций. Авторы проекта называют свое дело еще сырым, но уже зарабатывают на нем десятки тысяч долларов. Бизнес-лидер стартапа Андрей Буренок рассказал, как готовиться к победе и в каком направлении разрабатывать идеи, чтобы быть востребованным и завтра, и в недалеком будущем.

КАКИМ БЫЛ ПУТЬ: НОЧИ БЕЗ СНА И САМОПОДАЧА

Реклама

Первый публичный запуск проекта состоялся в мае 2015 года, чтобы протестировать бизнес-модель и получить обратную связь от потенциальных клиентов. Ранее денег на него не искали: хватало своих средств, да и приводить в стартап посторонних не хотели. "Ни в каких конкурсах и программах не участвовали — знали, что нам нужен профильный инвестор, который принесет не просто деньги, но и то, что гораздо ценнее: экспертизу, технологии, инвентарь", — объясняет Буренок. О конкурсе от Seedstars он узнал случайно, но сразу понял: это — то что надо. Главным спонсором в категории "Путешествия" значилась топовая в Западной Европе группа.

Сначала проект отобрали в топ-15 лучших по Украине, затем — в дополнительную десятку лучших проектов в сфере travel по миру. Это случилось всего за три недели до презентации. Пришлось срочно ее готовить, отводя на сон четыре часа в сутки. Но в итоге онлайн-сервис заслужил полмиллиона долларов на свое развитие, и уже через три-четыре месяца выйдет его новая версия с более широким функционалом. Хотя и старая справлялась неплохо: по словам Андрея, за первые четыре месяца работы сайт получил 200 тыс. визитов в месяц, и удалось продать услуги партнеров на полмиллиона долларов.

"Лучше всего, когда  идея решает лично  вашу проблему и  актуальна для других"

ПРОСТО И НОВО. В сервисе разобраться нетрудно. Пользователь только указывает место вылета, даты поездки, желаемый вид отдыха и бюджет, а сайт по этим параметрам ищет самый дешевый вариант поездки. "Лучше всего получается, когда идея решает лично вашу проблему и актуальна для множества людей", — говорит Буренок.

Реклама

НЕ ОТЧАИВАТЬСЯ. "У меня были времена, когда чуть ли не ежедневно сносило голову от нагрузки, но я понимал: надо ее поднять, заглянуть в будущее и идти к нему, — делится бизнес-лидер проекта. — К тому же, даже если бы мы не победили, у нас все равно остались бы интересные знакомства: в конкурсе участвовали гениальные ребята из более чем 50 стран".

СЦЕНА. Вообще, по его мнению, чем больше участвуешь в подобных мероприятиях, тем полезнее: с каждым разом оттачивается искусство самоподачи. Нужно вызвать первоначальный интерес к себе и держать аудиторию на любопытстве. "Хорошо, когда презентует человек, любящий сцену. Я экспрессивный, люблю пошутить. Для публики это то что надо", — рассуждает Андрей Буренок.

ПОЧВА. Презентации на сцене предшествовали встречи с топ-менеджерами главного спонсора, которым украинцы часами рассказывали о своем продукте. "К такому нужно готовиться: наводить справки о менторах и т. п., — объясняет Буренок. — Нет смысла продавать инвестору козье молоко, если он любит коровье".

Реклама

ЧТО БУДЕТ ПОПУЛЯРНО

В будущем в онлайн уйдут все сервисы, которые реально туда перевести. Так, в тройку финалистов Seedstars Summit-2016 вышли украинско-российский и болгарский проекты. Первый специализируется на страхова­­нии рисков при перелетах, вто­­рой представляет собой плат­­форму по продаже билетов на общественный транспорт. Работает так: заходишь в автобус с телефоном в кармане, гаджет связывается с сенсорами в салоне и автоматически оплачивается проезд — никаких очередей и кондукторов. Будет востребовано, по словам Андрея Буренка, все, что упрощает жизнь. "Чтобы пользователь думал только о своих желаниях, а приложения подхватывали параметры на лету и тут же предлагали. И чтобы купить можно было сразу", — объясняет он.

ЧЕГО НЕ НАДО БОЯТЬСЯ

РИСКОВАТЬ. Идея стартапа родилась из личного опыта. Андрей Буренок активно путешествовал и понимал, какого сервиса не хватает для полного комфорта лично ему. Целый год он с Тарасом Полищуком тратили выходные на обсуждение проекта и наброски, а в 2014-м Полищук уволился из компании, где работал, и сел за программирование. Чтобы добыть деньги на первичные расходы, Буренок продал квартиру в Киеве, затем друзья сложили свои сбережения, заняли у знакомых и в итоге потратили на исследования, аутсорсинг (программирование, дизайн, контент) около $300 тыс.

БИГ-БОССОВ. Для начала Андрей нашел в LinkedIn Даррена Хастона, гендиректора групп Booking и Priceline Group, и написал ему письмо с презентацией проекта. На удивление, вскоре Хастон ответил, причем положительно. Так украинский стартап получил от офиса Booking выгодные условия сотрудничества по контракту, интеграцию в важную систему и технических специалистов. Потом TripMyDream начал привлекать и других партнеров.

Интерфейс довольно прост.

ДЕНЬГИ НА СТАРТАП

Над тем, где взять денег на развитие собственной идеи, ломают голову многие украинцы. Мы сделали подборку ресурсов, которые могут им в этом помочь.

В октябре прошлого года заработал бизнес-инкубатор Bizclub от общественной организации "Центр занятости свободных людей". Проект предлагает бесплатное обучение, в основном для переселенцев и ветеранов АТО, но на многие мероприятия приглашаются и все желающие, чтобы в итоге профинансировать самые удачные их стартапы. Цикл включает в себя 12-дневную программу обучения, мастер-классы от менторов международного уровня, в результате которых участники представляют свои бизнес-идеи. Победителям достаются гранты в 50—100 тыс. грн.

ПОИСК ТАЛАНТОВ. В прошлом году компания "КПМГ в Украине", венчурный инвестор Джон Вон Эйкен и сообщество предпринимателей "Бизнес Молодость Украина" запустили проект "Украина ищет стартапы". Участвовать одновременно могут около тысячи стартаперов с идеями из всевозможных отраслей. Для них проводятся тренинги, как проверить жизнеспособность бизнес-идеи, запустить стартап и т. д. 20 лучших стартаперов представляют свои идеи совету потенциальных инвесторов и смогут побороться за инвестиции от 200 тыс. до 2 млн грн.

STARTUP.NETWORK. Это биржа инвестиционных проектов, собирающая стартаперов и частных инвесторов, сид-фонды (seed funds), венчурные фонды (venture funds) и др. Отбор наиболее интересных проходит ежемесячно на Битве. Каждый стартап представляется трехминутной презентацией, судьи отбирают победителей, и те допускаются непосредственно к представителям инвесторов в Финале Битвы (проводится два раза в год — осенью и весной).

ОТ ГОСУДАРСТВА. Помощь на старт своего дела можно получить и через рядовой центр занятости. Правда, для этого нужно быть официально безработным. Госслужба сначала отправляет на семинар "От бизнес-идей до собственного дела", потом на лекцию о бизнес-планах. Потом под руководством кураторов пишется бизнес-план, его нужно представить комиссии, и та решает, можно ли выделить сумму на поддержку проекта (как правило, не более 40 тыс. грн). Весь путь занимает до 1,5 мес., обычно деньги получают около 70% претендентов.

ГРАНТЫ. Часто дотации предлагают европейские фундации восточного партнерства, гранты для украинских предпринимателей мониторьте на ресурсах grantist.com, civicua.org, ijnet.org, gurt.org.ua, iefa.org, international­scholarships.com.