Почему не сработало решение МОН о 25% предметов в ВУЗах на выбор: мнения экспертов

14 января 2016, 07:29
ВУЗы просто не разобрались с реформами

До совершенства очень далеко. 

В украинском образовании назрела очередная дилемма: с одной стороны, студенты вузов перегружены дисциплинами и учатся сутками напролет, а с другой — постоянно идут разговоры о низком уровне получаемых знаний. Вступивший в силу в 2014-м Закон "О высшем образовании", в соответствии с которым те, кто учится в вузах, могут выбирать не менее 25% объема образовательной программы, обнадежил и МОН, и студентов. В министерстве понадеялись, что студентам станет интереснее грызть гранит науки, ведь они сами будут участвовать в формировании своей образовательной траектории и благодаря этому стараться получать более глубокие знания. Студенты же обрадовались, что наконец не будут учить лишнего. Однако несмотря на то что учебный год в разгаре и нововведения уже должны дать первые результаты, особых подвижек пока не видно.

ВУЗЫ САМИ НЕ РАЗОБРАЛИСЬ

Реклама

К неутешительному выводу пришли в украинском аналитическом центре CEDOS (занимается вопросами образования), который в рамках сотрудничества с МОН провел свое расследование. "Мы под видом студентов звонили в "выши" и задавали одинаковые вопросы: можно ли самостоятельно выбирать дисциплины, в каком количестве, с какого курса, сколько должно быть студентов в группе, чтобы "запустить" дисциплину, можно ли выбирать курсы по другим кафедрам и факультетам и предусмотрен ли по окончании соответствующий сертификат,  — рассказал директор аналитцентра Егор Стадний. — Для мониторинга были выбраны четыре самые популярные специальности: компьютерные науки, экология, филология и право или их эквиваленты. Нашей командой был охвачен 191 вуз. И результаты оказались неутешительными: в 82 вузах подтвердили возможность выбора предметов (хотя бы по одной из специальностей), в 81 вузе заявили, что такой практики у них нет, в остальные в течение месяца дозвониться не удалось".

ПУТАНИЦА. В ходе расследования не совсем все прозрачно оказалось и в тех вузах, которые порадовали утвердительным ответом. К примеру, в 26 институтах и университетах сообщили, что выбирать дисциплины можно с первого курса, в 25 — со второго, а остальные запутались в "показаниях": указывали, что на самом деле дают всем выбрать 1—3 предмета в год или оправдывались проблемами в формировании групп. "Начинали объяснять, что это новая инициатива, и вопросов слишком много, например с наполняемостью групп. Работа в этом направлении только ведется, пока ничего конкретного не известно, и когда все войдет в норму — неясно", — дополняет слова чиновников личным опытом киевлянка Ольга Токарева, которая собирается получать второе высшее в одном из столичных вузов. А специалистам центра CEDOS во время мониторинга в 19 вузах ответили, что выбор может делать не каждый студент, а только целая учебная группа.

ПОДТВЕРДИТЬ КУРС. Проблематичным для студентов оказалось и получение подтверждения о том, что курс прослушан. О том, что его дадут, сообщили только в 7 "вышах" из тех 82, что отчитались о внедрении нововведения. Остальные не дали вразумительного ответа. "При этом в 28 вузах выбирать предметы разрешается из разных факультетов и кафедр, в 24 — только из кафедр, а 30 вузов не смогли ответить на этот вопрос", — дополнил Егор Стадний.

Реклама

ВЦЕПИЛИСЬ ЗА СТАРОЕ

На встрече первого замминистра МОН Инны Совсун с представителями органов студенческого самоуправления по поводу выбора 25% дисциплин был ажиотаж. "Мы пришли рассказать, что в наших вузах нововведение, которого многие так ждали, не заработало. И конечно, интересно бы выяснить, как мы можем отстаивать свои права и стать участниками реформы", — говорит представитель студсамоуправления одесского вуза Ульяна Высоцкая. Замминистра в свою очередь отметила, что студсоветы  — один из самых действенных рычагов, которые способны провести реформу. Причин промедления в вузах Инна Совсун назвала несколько. "Во многих не хотят ломать устоявшуюся систему. В некоторых вузах начинают оправдываться, что после вступления закона прошло слишком мало времени, и какие-то изменения можно ждать только в 2016—2017 учебном году. Многие руководители "вышей" не понимают, что выборочные дисциплины должны быть предложены как часть учебной нагрузки, и начинают оспаривать вероятность повышения качества образования. Они считают, что студенты будут перегружены или недоучены, поскольку будут выбирать только легкие дисциплины", — говорит она. Обеспокоены "выши" и тем, что много вопросов возникнет с составлением расписаний, особенно в тех учебных заведениях, где образовательный процесс посменный.

СТАВКИ И КОНКУРЕНЦИЯ. Отдельным вопросом Инна Совсун выделила такие камни преткновения, как неопределенность системы оплаты труда преподавателей и их нагрузки — вузы это очень тревожит. "Ставки преподавателей привязаны к количеству студентов и начитанным часам. Так, при введении выборочных дисциплин у вуза не хватит средств оплатить курс, прочитанный для группы по желанию. Возникает необходимость рушить всю систему полностью, так как вдобавок к вышесказанному преподаватели еще и вынуждены будут конкурировать между собой за студента. Это не всегда возможно, ведь не всегда получается совершенствовать предмет или актуализировать содержание дисциплины",  — объясняет преподаватель одного из столичных вузов Наталья Горова.

Реклама

СПРОС. В Министерстве образования и науки Украины считают, что стимулировать вузы проводить реформы могут студенты. "Нужно участие каждого. Студенты могут контролировать свои учебные заведения: постоянно интересоваться, как ведется работа в данном направлении, чем они могут помочь", — говорят в ведомстве.

МНЕНИЯ ПОЛУЧИТЬ ЛЕГКО

Как же студенты могут "отвоевать" свои 25% выборочных дисциплин? В МОН и аналитическом центре советуют взять внутривузовские анкетирования в свои руки. "Среди студентов это сделать не так уж и сложно с помощью электронной записи на выборочные курсы. Потребуется несколько человек: разработчики, которые смогут запустить электронную запись, и социологи, которые потом проведут анализ", — говорит Егор Стадний.

Кроме того, будут полезны анкетирования на регулярной основе, тесный контакт с преподавателями, а также встречи с потенциальными работодателями, которые смогли бы сориентировать студентов, какие дисциплины выбрать. "Работодатели, естественно, хотели бы видеть новых сотрудников с определенным набором знаний и без важных пробелов. И в случае внедрения новшества они согласятся посоветовать нужные предметы будущим сотрудникам", — сказали "Сегодня" в Ассоциации работодателей Украины.