По святым местам: Секреты Лаврских пещер

12 июля 2014, 10:00
Гардероб преподобных, танцы с бесами и шансы души пройти 20 мытарств

/ Фото: Александр Яремчук

Реклама

В редакцию поступил удивительный звонок. Обиженный мужской голос в трубке пожаловался: "Вы пишете о монастырях и пещерах, в которых лежат святые мощи. А вы знаете, что под Москвой есть специальный завод по изготовлению мощей? На них даже надпись внизу есть "копия". Лучше об этом напишите!" Можно было бы и проигнорировать, но интерес взял верх. После недолгих колебаний решаюсь таки выполнить просьбу читателя и еду в Киево-Печерскую лавру. 

РАЗГАДКА О "ЗАВОДЕ". "В поселке Софрино Пушкинского района под Москвой действительно есть завод, где изготавливают все необходимое для православных богослужений, — строго говорит иеромонах Никодим. — Но там изготавливают не мощи, а мощевики — сосуды, в которых хранят частицы мощей. А сами мощи изготовить невозможно. Это можно заслужить лишь праведной жизнью".

"Всегда находились те, кто пытается насмехаться над мощами святых, называя их мумиями или копиями, — отвечает наместник Киево-Печерской лавры владыка Павел. — Смеясь над мощами преподобных, такие люди, в первую очередь, смеются над своими родителями, над собой и своим невежеством. Потому что именно родители должны учить детей вере и общению со святынями. Не научили — вот дети и смеются над верой своих предков. Но где эти люди сейчас? Их нет. А мощи лежат до сих пор. Люди приходят с разными помыслами. В 90-х часто разбивали стекла гробниц, воровали митры, панагии преподобных епископов (нагрудный знак архиереев), лампады срывали. Монахов было тогда мало, пока добежишь — вор уже и скрыться успел. Но сейчас, с Божьей милостью, этого нет. Думаю, это связано не только с более прочными стеклами или креплениями. У людей просыпается совесть и вера. Конечно, до сих пор есть те, кто насмехается и говорит о мумиях. Мы же приходим в пещеры как к святыне, к источнику Божественной Благодати, как к воспоминанию, что они были такие же, как мы. Но станем ли мы, как они сейчас — большой вопрос".

Реклама

СВЯТЫЕ МОЩИ. "Есть три признака святости человека — благочестивая жизнь, наличие нетленных мощей и посмертные чудеса, — говорит отец Поликарп, занимающийся исследованием и уходом за мощами преподобных с 1988 года. — Первых лаврских монахов хоронили в пещерах, по обычаю афонских монахов. На Афоне мертвого больше суток не держат, там очень жарко. Умершего облачают в специальную мантию и заворачивают, как новорожденного, отпевают и несут на кладбище, и в этой мантии без гроба неглубоко закапывают. А через три года раскапывают. Плоть за это время истлевает. Достают кости, череп, омывают специальным составом масла и воды. В афонских монастырях есть костницы, в которых кости сложены как в дровнице дрова, а черепа на полки ставят. Преподобный Антоний ввел в Лавре такой же устав, только умерших не закапывали в землю, а делали углубления в стенах пещер, тело монаха складывали на доске и там закрывали. А через три года открывали. Если тело нетленное и чудеса там происходили — тогда его причисляли к лику святых и выставляли мощи на поклонение. Но в нетленности есть две категории — от святости, и от кары Божьей. В XIX веке на Афоне одному эконому поручили построить помещение на определенном месте, а он ослушался, и построил на другом. Через три года после смерти оказалось, что он не истлел, а надулся, как мешок. Еще на три года закопали, весь Афон молился. Раскопали — так же. Через 12 лет тело выбросили в море, земля не принимала".

ВЫВОЗ МОЩЕЙ. "Есть предания, как в начале ХХ века Антоний Храповицкий перед эмиграцией хотел вывезти мощи, — вспоминает отец Поликарп. — Зашел в дальние пещеры, покадил мощи прп Федора князя Острожского, наклонился, чтобы поднять их, как из-под гроба вышел огонь и опалил ему епитрахиль (длинная лента, огибающая шею и концами спускающаяся на грудь). Другую историю рассказал покойный схимандрит Деонисий, живший в Лавре с 1921 года. В России в 1918 году вскрывали мощи прп Сергия Радонежского, пытаясь доказать, что якобы это кукла лежит. В нашей Лавре это случилось в 30-е годы. Медики провели исследование и заключили: "Подделок не обнаружено", а потом исправили: "Грубых подделок не обнаружено". А в 60-е мощи даже вынесли, сложили в машины, но моторы так и не смогли завести".

УЛИЦА ЗАТВОРНИКОВ: чудеса и борьба с бесами

Реклама

В дальних пещерах есть целая улица Затворников — коридор с именами святых печерских, ушедших в затвор. "Это не означало замуровывание в пещерах заживо, — объясняет иеромонах Никодим. — Господь дал человеку свободную волю и его никто не может ограничивать. Инок мог выходить, просто мог уединиться, жить своей духовной жизнью и только после смерти его замуровывали на месте затворничества. Для затвора нужен был большой духовный опыт и благословение священноначалия, так как в затворе нападение дьявольское намного сильнее, чем когда монах живет среди братии. Если в миру дьявол чаще всего нападает на человека через физические проявления (ситуации, болезни), то в затворе — через помыслы. Были два неудачных ухода в затвор — с преподобными Никитой и Исаакием, которые решили самостоятельно уйти, без благословения старших священников. Вот дьявол и уловил их по их гордости. Никиту бесы уговорили читать Ветхий завет, без Евангелия, и убедили, что он настолько угодил Господу, что молиться ему больше не нужно. Тем более, что Никита знал Ветхий Завет наизусть! Когда братия увидела, что Никита в беде ("в прельщении"), стали за него молиться. В итоге, когда бесы отступили от затворника, он не мог вспомнить ни строчки из Библии. А вот Исаакию бесы явились в виде ангелов, показали мнимого Христа и велели ему поклониться. Забыв перекреститься, затворник поклонился, после чего келью наполнили бесы и заставили его танцевать перед мнимым Христом под тимпаны и бубны. Затворника вытащили из кельи еле живого, после чего он три года лежал недвижимый". "Выздоровев, Исаакию и Никите священники "прописали" прохождение "духовных прелестей" — послушания самой тяжелой и грязной работы до упада, чтобы смирить помыслы, в данном случае гордыню, — дополняет иеромонах Филипп. — Никита, пройдя через покаяние и тяжелые работы, настолько вырос во Христе, что стал епископом Новгородским. Погребен в Дальних пещерах, а Исаакий — в Ближних".

МИРОТОЧИВЫЕ ГЛАВЫ: от чужеродного масла покрываются мхом и выделяют большое количество живого белка

Одно из самых ярких впечатлений в дальних пещерах — это 25 сосудов с древними черепами, называемыми "мироточивые главы". "Известно только, что одна глава принадлежит епископу Клименту Римскому, пострадавшему за веру в Христа в период гонений в начале II века н. э., остальные имена неизвестны, в нашей Лавре она с 1200 года, — рассказывает наш проводник иеромонах Никодим. — Главы хранятся здесь в стеклянных и серебряных сосудах, потому что обладают чудесным свойством — источать миро, которое потом используется для помазаний на богослужениях. Миро выпадает на главах подобно росе, а потом собирается на дне сосудов".

ДЕТЕКТОРЫ. Мироточивые главы — отличные детекторы внутренней жизни монастыря. Образно говоря, если в монастыре все хорошо — миро выделяется регулярно и понемногу. Если беда какая — могут и вообще перестать мироточить, а если радость великая — наоборот, главы могут утопать в мире. "Старцы рассказывали, что главы мироточили не все время. Например, в ХІХ веке они 50 лет не мироточили, а потом снова начали, — добавляет лаврский монах-старожил отец Поликарп. — В 1958 году, за три года до закрытия Лавры в советские времена, главы перестали мироточить. Хотя справедливости ради надо сказать, что при СССР к главам относились достаточно бережно и, слава Богу, не уничтожили. Просто воспринимали как музейные экспонаты. И как доказательство "поповского обмана народа". Я еще помню, как в 1986 году на экскурсиях рассказывали, что монахи якобы обманывали народ и поливали главы специальным маслом, чтобы они замироточили. Кстати, один наш монах как-то решил проверить эту атеистическую теорию — налил масла на одну из глав. После этого череп покрылся зеленым мхом. Оказалось, что главы ничего чужеродного не воспринимают. Когда мы пришли сюда в июне 1988 года, стали молиться, службы проводить, главы стали сначала влажными, а потом стали выделять капельки мира. Помню, одна глава просто плавала в мире — до половины сосуда натекло, а они ведь немаленькие — по два-три литра! Нам тогда миро даже раздавали в бутылочках для богослужений и исцелений немощных. Тогда наместник Лавры Ионафан (Елецких) отдал часть мира на исследование в Санкт-Петербургский институт биологии. В результате выяснили, что вещество, выделяемое из глав, обладает удивительно большим количеством единиц живого белка, и аналогов этому веществу в мире нет!".

ГЛАВЫ — О СИТУАЦИИ В СТРАНЕ. А реагируют ли мироточивые главы на ситуацию в стране, войну на востоке Украины? "Количество мира за это время не изменилось, — отвечает "Сегодня" иеромонах Никодим. — Кстати, главы мироточат не все, а всегда по три-четыре. Также мироточат и сейчас. Но события в государстве и жизнь монастыря — несопоставимы. Процессы, происходящие в стране, лишь внешне касаются Лавры, но не затрагивают ее сущности. Потому главы и другие святыни реагируют на духовные изменения жизни, а не мирские".

"Монастырь живет своей духовной жизнью, цель которой — совершенствование во Христе, а не решение государственных вопросов, — отвечает на это наместник Киево-Печерской лавры владыка Павел. — Святыни призывают людей к покаянию, напоминают, что здесь, на земле, мы только в гостях. Учат терпению, смирению и любви, стремлению к совершенствованию своей духовной жизни. Каждый человек должен решить в этой жизни, с кем он — с Богом или с лукавым. И этот экзамен нужно сдать. Потому что после смерти уже никто не будет слушать оправданий: "Да я ж не знал, мне никто не сказал".

ВАРЯЖСКИЕ ПЕЩЕРЫ: где святой антоний гонял разбойников

Есть в Киево-Печерской лавре и такие пещеры, куда без проводника и благословения священноначалия и не впустят. Называются они — Варяжские пещеры, или пещеры разбойников.

"Именно сюда пришел преподобный Антоний Печерский, но жил не в этих пещерах, а рядом — в пещере преподобного Иллариона, а здесь обитали язычники, — объясняет нам иеромонах Никодим, поручая нас новому проводнику. — Пещеры сохранились в том первоначальном виде и не оборудованы для посетителей".

Открыв полукруглую чугунную дверь, старенький монах-проводник пальчиком считает, сколько человек заходит и наставляет: "Чтобы столько же и вернулось, с Божьей помощью". В отличие от дальних пещер, кроме фонаря инока-проводника освещения вообще нет, горящие свечи почти не помогают. "Голову берегите!" — советует монах, и в подтверждение этих слов я в аккурат вписываюсь лбом в холодный песчаник пещерного "потолка". Пока чистила лоб, свеча едва не потухла, а провожатый скрылся в изгибах варяжского лабиринта. "Вот почему сюда не всех пускают", — подумала я, угодив ногой в яму, и от страха стала звать на помощь. Наш проводник здесь как дома — передвигается быстро, помогает и постоянно шутит: "А теперь представьте, как варяги испугались, когда преподобный Антоний здесь молиться начал! Со страху так и убежали, болезные. Некоторых батюшка даже покрестить успел, еще "тепленькими" от страха. Но жил преподобный Антоний не здесь, а в дальних пещерах. Эти так и назвали варяжскими или разбойничьими — в память о бывших хозяевах. Над нами сейчас Певческое поле, недавно автостоянку оборудовали — так эти пещеры чуть не засыпались. Есть и древние надписи на стенах, а есть — и современных варягов под именем "здесьбылвася". Да вы молитесь, если страшно, преподобному Антонию, он всегда помогает. Хотите камешек на память?"

Через метров 20 я запросилась назад. И с удовольствием вернулась в уютные дальние пещеры. Красный "варяжский" песок с моей головы еще полдня сыпался...

БЛИЖНИЕ ПЕЩЕРЫ: спасают маньяков и блудников

Даже во времена СССР в ближние пещеры не зарастала народная тропа с длинными очередями. В том большая заслуга былинного богатыря Ильи Муромца. И сегодня дети в первую очередь идут посмотреть на ручищу, которая тягала за вихры Тугарина-змея и Соловья-разбойника, а уж потом знакомятся с мощами остальных 63 преподобных.

Только вот гробницы основателя монастыря здесь не увидишь. "Мощи преподобного Антония находятся в ближних пещерах под сподом (под землей), — говорит проводник "Сегодня" по Ближним пещерам иеромонах Филипп. — Согласно летописям, перед смертью он вырыл себе пещерку, попрощался с братией, и сказал, чтобы за ним никто не шел. Зашел в пещерку, после чего она обвалилась за ним. Когда братья пытались убрать камни, от них вышло пламя огня. Пытались копать с другой стороны — оттуда пошла вода. Тогда монахи прекратили попытки, так как поняли — на то воля Божья. На месте его затвора верующие могут приложиться к иконе и рассмотреть фрески времен царской России. Советские ученые тоже пытались раскопать преподобного Антония, только в ответ на них посыпались искры огня, потому раскопки прекратили.

О СРЕБРОЛЮБИИ. К великомученикам Федору и Василию обращаются те, у кого страсть к деньгам. Преподобные погребены в одном гробу не случайно. Василий был духовным наставником Федора. Перед уходом в монастырь преподобный Федор раздал все свое имущество. Но через время он стал скорбеть об этом, однако не сказал никому и не покаялся. Дьявол принял образ его наставника и "посоветовал" пойти в варяжские пещеры и раскопать там сокровища. Федор раскопал клад и спрятал его по указу лженаставника. Василий вскоре заметил, что с учеником что-то не так. Когда Федор поведал, что с ним случилось, монах схватился за голову, так как понял — дьявол поработал. Клад тот монахи перепрятали и просили Бога позволить им забыть о месте, где зарыли сокровище. Однако дьявол не отступил, явился киевскому князю в образе Василия и "настучал" на укрывателей клада. Так как иноки действительно не смогли вспомнить, где закопали сокровища, князь их казнил. Мощи их оказались нетленными, вот и лежат как мученики убиенные рядом".

О ДРУЖБЕ И ПРОЩЕНИИ. За таким ходатайством верующие обращаются к преподобному Титу. Был у него духовный друг Ивагрий. Но дьявол рассорил иноков так сильно, что они даже смотреть не могли друг на друга. Однажды Тит сильно заболел, и уже будучи при смерти, попросил иноков привести Ивагрия. Поклонился ему до земли и извинился. Но Ивагрий сказал зло: "Никогда не прощу, ни в сей век, ни в будущий!" И тут же упал замертво и закостенел. Даже руки не могли ему сложить, так его с расставленными руками, раскрытым ртом и похоронили. А Тит выздоровел, вел праведную жизнь и достиг святости. Его тело больше всего сохранилось в целости. Что значит покаяние!

ПРОТИВ БЛУДА. А вот Моисей Угрин помогает против "плотской брани" — блуда. Преподобный Моисей был молодым, красивым монахом и попал в плен польской вдовы, которая всячески пыталась его на себе женить. Но он не нарушил обет, за что она его приказала оскопить и выбросить вон. Моисей смог вернуться в Лавру и достиг святости. Помогает людям преодолеть похоть.

Еще в пещерах не принято громко вопрошать. А все потому что в XVI веке преподобный Дионисий перед Пасхой настолько воодушевился, что громко воскликнул в пещерах: "Христос Воскресе, братия!" На что мощи громогласно ему ответили: "Воистину воскресе!" А тот долго еще говорить не мог. Так что вопрошать к преподобным можно, только не удивляйтесь, если они вам ответят".

УХОД: "гардероб" для мощей

У 120 преподобных Печерских есть даже свой гардероб из нескольких парчовых покрывал и наличников (специальное покрывало для лица; в знак того, что монах удалился от этого мира и созерцает Небо). В обычные дни мощи накрывают зеленым покрывалом и наличником, в Великий пост переоблачают в черный цвет, а на Пасху — в красный. О смене "гардероба" преподобных "Сегодня" рассказал отец Поликарп, ухаживающий за мощами с конца 90-х годов: "В период Петрова поста, когда особо жарко, мощи преподобных выносят в спецпомещение (на третьем этаже над ближними пещерами. — Авт.), снимают все одежды и просушивают их в саду до вечера. На ночь не оставляют, чтобы роса не намочила, а на следующий день одевают. Все одежды подписаны, перепутать не получится. Мощи лежат на деревянных лотках, обернутых монашеской ситцевой тканью, а сами преподобные завернуты в ватники. Кстати, до революции мощи были открытыми, а от капель масла или воска их берегли ватники. Крышки над мощами поставили в советское время работники музея (в 20 гг. ХХ века) Есть такое предание, что однажды к мощам подошел человек, сделал вид, что хочет поцеловать руку святого, а на самом деле решил ее укусить, в насмешку. Грызнул — и застыл, не может оторваться. Так и стоял, пока не попросил у преподобных прощения и не раскаялся. Вот после того случая и поставили крышки. Мощи и теперь хранятся в ватниках, а над ними — красивое парчовое покрывало. Когда в 1988 году нам передали Лавру и ближние пещеры, оказалось, что на некоторых преподобных только нижние покрывала истлели, а мощи уже 900 лет лежат. Мы когда их переоблачаем, такой чудный благовонный запах идет, и никакого тления — просто чудо! Его каждый может ощутить, если зайти в пещеры часиков в шесть утра".

ПРОХОЖДЕНИЕ МЫТАРСТВ: 20 признаков, по которым нужно исповедаться

Перед спуском в ближние пещеры монахи подробно рассказывают, что ждет нераскаявшуюся душу после смерти. "После того как душа выходит из тела, в течение трех дней она на земле, а потом должна пройти 20 мытарств (празднословия, лжи, осуждения и клеветы, чревоугодия, лени, воровства, скупости и сребролюбия, взяточничества, неправды, зависти, гордости, гнева и ярости, убийства, злопамятства, прелюбодеяния, блуда, чародейства, содомских грехов, ересей и немилосердия), — говорит отец Филипп. — У каждого мытарства бесы душу останавливают, открывают "хартии" — книги деяний человека. Если замечен в этом мытарстве — или сразу в ад, или по-новому прохождение мытарств — как Господь решит. Если человек исповедуется и не повторяет эти грехи — в хартиях записи у бесов стираются. Бесы часто сами подсовывают нам помыслы плохие, и если мы их принимаем — записывают в хартии. Если чувствуешь в душе эти начатки ада — нужно сразу попросить у Бога прощения и сходить на исповедь. Нераскаянными грехами мы даем дьяволу право на владение нашей душой, потому лучше такого не допускать".