Жизнь умного завода: новая газоочистка "дышит" паром, а суперсистема показывает комбинат из любой точки мира

11 декабря 2016, 14:00
Гендиректор "Запорожстали": "Хотим, чтобы как в Австрии — элитное жилье под цехами"

На аглофабрике. Десятки тысяч датчиков на каждом узле, на экранах видна схема производства и газоочистки.

У входа в цех холодной прокатки "Запорожстали", комбината, который представляет из себя многокилометровое сплетение труб и теплотрасс, перемежающееся мощными машинами, меня просят застегнуть форменную куртку. Мол, одного из начальников за расхристанность лишили 100% премии. Над головой солнечный луч, пробившись сквозь окно у потолка, широким, будто лазерным лучом рассеивает пыльную предвечернюю цеховую тьму. Ботинки скрипят на покрытом гофрированными железными листами полу, пахнет чем-то кислым и шумит вода, которой поливают листы стали.

СНЫ И ИДЕИ. В комнате отдыха тут стоит обязательный автомат с газированной водой — их на предприятии штук 350, а еще питьевые фонтанчики, сатураторы, кулеры, всего около тысячи источников воды для сотрудников. Газировку металлурги предпочитают потому, что она удерживает воду внутри организма. Двойной профит — и обезвоживание не грозит, и в туалет отлучаешься не так уж часто. Старший вальцовщик Михаил Береза здесь с 1996 года, за 20 лет повидал многое:

Реклама

— Поначалу все-все было интересно, а теперь привык. Вот студенты приходят, на них смешно смотреть, хотят все пощупать... Хотя, помню, когда впервые одного оставили на посту, так все снилось потом: и валки прокатные, и как накажут на следующий день. В мгновение буквально — вот режу, а вот дома будят. А так — работа нормальная, никаких призраков и черных металлургов не встречал.

Сейчас многое отличается от тех времен, когда Михаил пришел на практику после техникума. Предприятие модернизируется, становится чище, экологически безопаснее, да и сами работники все чаще говорят о культуре производства. Мол, раньше какая культура? Вот производство, вот план, вот отсутствие травм, вот качество. А теперь — культура.

И конечно же новые технологии и новые методы работы.

Реклама

Кран-гигант (грузоподъемность — 1600 тонн) обманчиво легко тянет 120-тонное металлическое кольцо: идет масштабная и скоростная реконструкция доменной печи. Причем не как раньше (маленькими, словно сборка пазла, кусочками в 7—12 тонн), а огромными кусками — один узел потянет на 227 тонн. Сейчас демонтируют основание пылеуловителя. Всего отсюда уберут 5 тысяч тонн металлолома, взамен поставят новую печь. Темпы для Украины нереальные — благодаря крупноузловой сборке вместо полутора лет на это уйдет всего шесть месяцев. Тем более что все уже практически готово: сварочные работы почти полностью закончили летом, осталось лишь собрать конструктор воедино.

— Мы всегда учимся, — говорит генеральный директор "Запорожстали" Ростислав Шурма. — Был опыт доменной печи №4, это заняло полтора года. Поэтому сели и стали думать: как можно по-другому, чтобы быстрее? Как поступает Европа, Америка, Япония, Китай? Наша команда поискала и нашла систему крупноузловой сборки.

Реклама

Суперкран тащит сотни тонн.

"ПЫЛЕСОС" И КУБ. Перед входом на аглофабрику стоит большая корзина с бахилами. Надевать их обязательно, иначе дальше не пустят. За дверью — стеклянный куб с видеостеной на 27 экранов, пульт управления аглофабрикой и системами газоочистки, которых с 2013 года построили шесть штук.

— Десятки тысяч датчиков на аглофабрике, они установлены на каждом узле, а их параметры в режиме онлайн сводятся на этом экране. Вы видите упрощенную схему аглофабрики, вот газоочистка, вот сама фабрика, — объясняет Шурма. Все программное обеспечение здесь украинское.

Система газоочистки трехступенчатая. Воздух проходит через систему фильтров, своеобразный "пылесос", который отфильтровывает пыль и возвращает ее обратно в производство. Очищенный воздух идет на адсорбер, который убирает сернистый ангидрид путем реакции серы с известью (в итоге получается гипс, предприятие даже задумывается, чтобы продавать его производителям гипсокартона), потом еще раз попадает в фильтр и выходит наружу.

На столе в углу зала стоит обтянутый плотной тканью проволочный каркас, гендиректор "Запорожстали" берет его и показывает фильтр более наглядно.

— В реальности фильтры больше, высота каркаса шесть метров. Таких у нас около 20 тысяч. Их задача — уловить пыль, которая производится при выпечке агломерата. Уловили — встряхнули, вернули обратно. Встряхивание происходит раз в час, 40 минут.

В результате получается эффективность в 3—4 раза выше, чем у старых систем. Мало того, раньше очистку проводили с помощью воды, теперь она не нужна, соответственно, выбросы в Днепр тоже исчезли.

— Раньше было видно, что из труб идет серый дым. Сейчас — пар, и то при температурах ниже 5 градусов, — говорит Шурма. — С апреля трубы будут пустые, вот увидите.

На рабочем месте. Старший вальцовщик видел цех во сне.

"КОМБИНАТ НА АЙФОНЕ". У всех модернизаций "Запорожстали" есть две цели: улучшение экологии и повышение эффективности. На это за 4,5 лет выделили 5,6 млрд грн.

— Конечная цель — внедрить все мировые технологии. Чтобы было, как в Австрии, где элитные жилые дома стоят практически под стенами цехов, — говорит Шурма.

Для этого уже сделано многое: новое травильное отделение, новая доменная печь, впереди  — строительство конвертерного цеха, который заменит устаревшее мартеновское производство. Впрочем, пока до этого далеко: инвесторы присматриваются к Украине, прежде чем выделить предприятию, даже такому крупному, целых полтора миллиарда долларов.

В главном диспетчерском центре — 32 экрана видеостены, на которых можно увидеть весь комбинат. Вот аглофабрика, на которой мы были, системы газоочистки, доменные печи, мартен, трубопрокат. Все это — сотни тысяч датчиков на территории завода, тысячи километров оптоволокна, мощнейшие сервера и отлаженное программное обеспечение — разработка специалистов "Запорожстали". Мало того, чтобы посмотреть нужную информацию, не обязательно идти в диспетчерскую, достаточно просто… поставить приложение на телефон, планшет или домашний компьютер.

— Уже есть несколько сотен пользователей — это начальники цехов, директора. Все мы видим, как работает комбинат: дома, в командировке, где угодно. И в любой момент можно позвонить людям на места и решить любые проблемы, — Ростислав Шурма достает телефон, показывает интерфейс, находит видеопоток со стройки доменной сети. — Могу посмотреть запись за три месяца. Вот, к примеру, хочу узнать, что было сегодня в 4:00, — на экране вспыхивают прожектора. — Видите, освещение работает, искры летят, стройка идет полным ходом.

Дректор в диспетчерской. Информация дублируется на смартфон.