Небо в ярких красках: зачем расписывают самолеты и как удивляют в аэропортах

4 июня 2016, 10:00
Украинские авиакомпании поднимали в воздух "вышиванку", Софийский собор и крепость

Японцы. Одними из первых начали разукрашивать самолеты, и без любимцев-покемонов тут не обошлось.

Гонка креативных ливрей (способов раскраски воздушных судов) началась в начале 90-х, когда японская авиакомпания ANA объявила конкурс на лучший проект в этой сфере. Тогда из 20 тысяч присланных рисунков победил кашалот, нарисованный 12-летней японской школьницей, и его нанесли на Boeing 747-400, тут же названный Marine Jumbo (морской гигант). А дальше пассажирские самолеты разных авиакомпаний мира стали воплощением самой бурной фантазии дизайнеров: на них теперь красуются и мультяшные покемоны, и футбольные команды, и Шекспир с Моцартом, и диснеевские персонажи, и фантастические зверюшки, и герои культовых кинолент. Пассажиров польских авиалиний LOT в 2009 году перевозил Embraer с "Мадонной с горностаем" Леонардо да Винчи на хвосте, гонконгских Dragon Airlines — Airbus A330 c красным драконом на фюзеляже, а британская Astraeus Airlines как-то изобразила на одном из своих Boeing 757 символику культовой хеви-метал-группы Iron Maiden.

Разноцветные самолеты — это не только красиво и весело, но и выгодно: затейливые ливреи судов рекламируют спортивные и культурные события, служат "напоминалкой" о выдающихся датах, праздниках. Авиакомпания Air New Zealand, например, перекрасила часть своих самолетов в черный цвет в честь национальной регбийной команды All Blacks, спонсором которой являлась, а Etihad Airways цветовой схемой на своих Airbus A340 популяризовала Гран-при Абу-Даби (один из этапов чемпионата мира по автогонкам в классе Формула-1). В 2011 году Air France, празднуя 75-летие, сделала один из своих Airbus A320 винтажным — перекрасила его в цвета, которые использовала в 1940-х годах. Двумя годами позднее Lufthansa повторила опыт французов на праздновании 50-летия компании — "нарядила" несколько самолетов своего авиафлота в цвета, используемые на заре существования компании.

Реклама

Симпсоны. Любимой семейке от авиалиний США.

Реклама

ЧЕ-2016. Специально к полету турецкой сборной в Париж.

Национальные герои. На хвосте норвежского самолета.

Реклама

От фанов. Air New Zealand увековечила на ливрее "Властелина колец".

Air Alaska. Американская компания тоже выбрала для своего флота мультяшный стиль.

УКРАИНА: ДИКАЯ КОНЯКА, АРТ-САМОЛЁТЫ И ТАНЦЫ НА БОРТУ

В деле раскрашивания самолетов у нас больше всех, похоже, отличилась компания Windrose. В 2008 году у нее разом появилось несколько бортов с рисунками в национальных мотивах. Каждая ливрея — новый сюжет. Одной из первых появилась картинка в носовой части белоснежного лайнера — тележка с украинцами в национальных нарядах, запряженная лошадкой (в среде споттеров — любителей отслеживать новинки самолетов и вести их реестр — борт тут же получил прозвище "Дикая коняка"). Еще был казак и дивчина в веночке с ведрами на коромысле у колодца, нежный желтый аист в полете, изображения Софии Киевской и крепости в Каменце-Подольском. "Автор — художница Светлана Лопухова. Купленные самолеты нужно было красить, и по инициативе руководителя, любителя этностиля, борты сделали патриотичными", — объяснили нам в PR-отделе компании. Как-то компания брала в лизинг у чешских коллег "кислородный" Boeing 737 — голубой и с пузырьками, символизирующими поток "О2".

В этот же период во флоте авиаперевозчика UTair появился самолет-вышиванка с традиционным красно-черным узором на хвосте. А на территории аэропорта "Киев" с конца октября 2015 года красуется первый в мире (как уверяют организаторы проекта) аэропортовый арт-самолет, расписанный вручную. Старенький Ан-24, отлетавший более 17 000 часов, было решено не утилизовать, а превратить в достопримечательность. "Именно он 31 октября 1962 года совершил первый рейс из аэропорта "Киев", и эта модель стала основным типом судов, использовавшихся здесь. Поэтому Ан-24 заслужил стать нашей визиткой", — объясняет пресс-секретарь аэропорта Галина Богданенко. На реализацию проекта ушел год. Сначала самолет хорошенько отмыли и обработали антикоррозионными веществами, подобрали краски под эскиз: всего на раскраску "пенсионера" ушло около 200 л. Расписать самолет доверили художнику-монументалисту Автандилу Гургенидзе, ранее оформлявшему станцию метро, улицы и стрит-объекты Грузии и нескольких стран Европы. Поздним морозным вечером 29 октября на дороги столицы выехал раскрашенный во все цвета радуги красавец-самолет — около 20 сотрудников аэропорта понадобилось, чтобы установить его на подготовленный у терминала А фундамент. Этой весной, по словам Богданенко, в салоне арт-самолета собирались оборудовать галерею-трансформер, превратить пространство внутри и вокруг него в площадку для выставок и даже кино- и танцевальных вечеринок. "Пока еще, к сожалению, его обустройство не начали, дизайнеры работают, ищем деньги под их идеи. Начиная проект, не представляла, во что он выльется, надеюсь, второй арт-самолет ро­­дится быстрее", — не унывает она.

Ливрею прозвали "Дикая коняка".

Не самолет, а народная песня.

Самолет-картина. Из старенького Ан-24 сделали "конфетку" и достопримечательность аэропорта.

Слава Украины. Так презентовали миру Каменец-Подольский замок.

ВЕРБЛЮД НА АЭРОДРОМЕ И ДИДЖЕИ

Авиакомпании иногда балуют пассажиров всякими зрелищами. Так, лоукостер Wizz Air, открывая новый рейс из Киева в Дубай в октябре 2013-го, у стоек регистрации специальными "дорожными" знаками с изображением двугорбого намекал, что первый полет в ОАЭ будет необычным. Действительно, у трапа пассажиров встречал дружелюбный дрессированный верблюд Алмаз. Под присмотром погонщика в национальном костюме милое животное, приехавшее, вообще-то, в Киев на цирковые гастроли, выполняло несложные трюки, позволяло себя гладить, кормить и фотографировать. "Во время первого лоукост-рейса из Тель-Авива прошел модный показ бренда Frau Blau израильского дизайнера Филиппа Блау, — вспоминает пресс-секретарь компании Кристина Косоноцкая. — Новую, приуроченную к 11-му дню рождения компании, ливрею презентовали специальным деморейсом с показом новой униформы бортпроводниц, вовсю старался приглашенный диджей". А еще рейсы компании облюбовали влюбленные парочки: однажды на рейсе Будапешт — Неаполь парень сделал предложение своей любимой, им аплодировал весь салон. А как-то британец Джон и австралийка Зулейка отмечали на борту юбилей знакомства: пять лет назад в этот же день они познакомились на таком же рейсе из Лондона в Будапешт. Джон принес сохраненный билет, на котором Зуи написала тогда свой номер телефона, и спрятал букет цветов в туалете. Как только жена обнаружила подарок, прозвучало поздравление по микрофону, бы­­ли бурные овации и шампанское из пластиковых бо­­калов.

ПО-АРАБСКИ. Авиа­­ком­­пания Air Ara­­bia, доставля­­ющая пассажиров из Киева во мно­­жес­­тво стран мира (че­­рез Шарджу), завела "фиш­­ки" практически на каждом рейсе. До взлета воздушного судна в салоне всегда звучит Молитва путешественника на арабском (длится три минуты). "С правилами поведения на борту, инструкциями по использованию оборудования, поведению в аварийной ситуации пассажиров знакомят дети — в демонстраторы отбираем деток наших сотрудников, причем разных национальностей", — рассказывает представитель компании Елена Петренко. Перед первым вылетом по случаю запуска ежедневных полетов или в Национальный день ОАЭ (2 декабря), 31 декабря и 1 января в честь Нового года всем пассажирам у стойки регистрации гарантированы мороженое или шоколад, конфеты-медальки, воздушные шарики с логотипом компании.

Теплая встреча. Перед взлетом развлекали цирковые артисты

BOEING 797: СУПЕРСКАТ И "ЛЕТАЮЩИЙ ТИТАНИК"

Новое детище американского авиастроительного концерна потрясает: авиалюбители уже, стуча по дереву, окрестили его "летающим "Титаником". Самолет-красавец будет выглядеть принципиально ново: дизайн Blended Wing (летающее крыло) был спроектирован компанией Boeing совместно с Исследовательским центром NASA. Изнутри салон похож на схему палубы круизного лайнера (или НЛО), снаружи — на гигантского ската. Фокус авиалайнера — в обтекаемой форме для лучшей маневренности в воздухе, отсутствии классического "хвоста" и размахе крыльев около 80 м (у Boeing 747 — около 64 м). В него легко поместится 1000 пассажиров, и самолет запросто покорит рейс с дальностью полета до 20 тыс. км. И это в то время, как крупнейший на сегодня серийный авиалайнер в мире Airbus A380, обладая размахом крыла 79,75 м, может поднять "всего" 525 пассажиров в салоне трех классов или 853 в одноклассовой конфигурации, а максимальный беспересадочный перелет совершает на расстояние до 15,4 тыс. км. В темпах Boeing тоже обскачет Airbus: его крейсерская скорость (наивыгоднейшая для движения) будет равна 654 мили в час, в то время как французский конкурент осилил лишь 570. Точной даты ввода в эксплуатацию гиганта пока не оглашали; по слухам, не исключено, что все подготовительные процедуры завершатся не раньше, чем через несколько лет, но предварительный заказ на 159 самолетов концерн уже получил.

Самолет-мечта. Дата выхода в "эфир" еще неизвестна.