Не все тренинги одинаково полезны: как отличить хорошего бизнес-тренера от мошенника

18 февраля 2017, 17:00
Чтобы не потратить деньги впустую, стоит выбирать аккредитированных тренеров — эксперты

Неквалифицированный тренер — потеря денег и времени.

Как увеличить продажи в несезон, повысить ответственность сотрудников за результат, а руководителю усовершенствовать управленческие навыки? Ответы на эти и другие вопросы частные предприниматели и предприятия стремятся получить у тренинговых компаний, рассчитывая, что бизнес-тренеры помогут найти нужное решение. Каким бы ни был тренинг — открытым (для всех желающих) или корпоративным (только для сотрудников), — его эффективность зависит от квалификации тренера и от того, сколько времени отводится на теоретическую и практическую часть. Теории хотят меньше, практики — больше: люди не стремятся слушать лекции, они хотят поскорее получить конкретные инструменты, освоить необходимые навыки и научиться применять их на практике.

Хороший бизнес-тренер — это всегда хороший психолог, талантливый коммуникатор и оратор, умеющий донести информацию до каждого человека, сидящего в аудитории, "зарядить" и вдохновить аудиторию. Кроме того, он должен хорошо вникнуть в нюансы бизнеса и культуры клиента, чтобы сформировать оптимальный бизнес-кейс — специально подготовленный учебный материал, который отражает проблемную бизнес-ситуацию и предлагает варианты решений.

Реклама

ПРОВЕРКА: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Бывают случаи, когда сертифицированный тренер, выставляющий довольно высокую плату за обучение, на практике оказывается неспособным эффективно работать с аудиторией. Анне Вишняковой, начальнику управления по работе с персоналом компании "Лемтранс", пришлось в свое время столкнуться с тем, что приглашенный на предприятие тренер не оправдал ожиданий. "Наша компания потеряла деньги, оплатив такому тренеру услуги. Затем пришлось нанимать нового тренера и повторно обучать персонал. Но главное — было упущено время", — рассказывает Анна.

Реклама

По свидетельству участников рынка консалтинговых услуг, из всех действующих в Украине тренинговых фирм и индивидуально практикующих тренеров необходимым критериям качества соответствуют не более 40%. И этот процент от года к году уменьшается, поскольку в Украине растет количество компаний, которые стремятся предоставлять тренинговые услуги. Зачастую их качество далеко от идеала. Тенденция весьма негативна, поэтому специалисты рекомендуют при выборе тренера, помимо изучения рекомендаций и списка клиентов, просмотреть видеозапись его тренинга, а также изучить отзывы о нем на независимых профессиональных форумах.

Кроме того, желательно, чтобы тренер прошел аккредитацию у компетентного жюри, состоящего из гуру рынка консалтинговых услуг.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ — ОТ КОЛИЧЕСТВА К КАЧЕСТВУ

Реклама

Проект по аккредитации бизнес-тренеров уже третий год подряд организовывает Академия ДТЭК. Пока он единственный такого рода и всеукраинского масштаба, который дает возможность отсеять недостаточно профессиональных тренеров и выявить действительно успешных. По словам Татьяны Шерман, руководителя департамента по работе с внешним рынком Академии, идея создания проекта родилась несколько лет назад, когда стало понятно, что в Украине работает огромное количество тренеров, считающих себя экспертами во многих областях тренинговой деятельности.

"До сегодняшнего дня не было четкого представления о квалификации подобных экспертов, не говоря уже об их компетенциях. Большое количество ложных клиентов находилось в послужных списках бизнес-тренеров", — отмечает Татьяна.

Проект Академии ДТЭК дает возможность оценить мастерство бизнес-тренеров по четким критериям, среди которых — новизна формата, влюбленность в свою тему, практичность и применимость методики обучения на практике и др. Участников оценивают директора по управлению персоналом и руководители отделов по обучению более 30 крупнейших компаний Украины, среди которых — FozzyGroup, Lifecell, Comfy, "Киевстар", "Метинвест", UniCreditBank, Arzinger, Forward Bank, СТБ, "Конти", JTI, "Ферреро", ИМК, "Лемтранc", "Укртелеком", "Дарница" и другие.

"Бизнесу необходимы качественные услуги, нестандартные подходы, инновационные решения, новые продукты, и за эти знания руководители готовы платить. При этом все они хотят гарантированный качественный результат. Проект Академии ДТЭК призван быть этим гарантом качества: если бизнес-консультант получил нашу аккредитацию, то вы можете быть уверены в высоком уровне консалтинговых услуг", — рассказывает Татьяна Шерман.

В этом году на проект Академии ДТЭК были поданы 134 заявки со всей Украины, из них к аккредитации было допущено всего 29 тренеров. И только 15 тренеров прошли все этапы отбора! В процессе конкурса участники презентовали и защищали свои обучающие программы. Победители сразу же получили шанс на подписание контракта с крупными компаниями. "Аккредитация тренинговых компаний — это уникальное мероприятие, которое объединяет несколько целей: во-первых, способствует качественному развитию рынка тренинговых услуг и выявлению профессионалов, во-вторых, дает возможность представителям бизнеса посмотреть и отобрать тренеров в сжатые сроки, возможность самим тренерам показать свои сильные стороны. Благодаря аккредитации отныне наша компания системно ежегодно строит план обучения персонала и выбирает действительно лучших провайдеров (тренеров)", — говорит Вера Тамко, директор по персоналу компании Arzinger, которая входит в жюри конкурса.

"Идеальным тренером мы видим очень увлеченного и компетентного в своей теме человека. Очень важно качество подачи материала, его свежесть и актуальность, умение работать с аудиторией. Мы также отдельно выделяем специфику презентации, поскольку она должна быть максимально привязана к бизнесу, который ведет компания — заказчик тренинговых услуг", — комментирует директор по персоналу Comfy Марина Майор. По мнению членов жюри, такие проекты, как аккредитация тренинговых компаний Академии ДТЭК, повышают качество и конкурентоспособность продуктов и услуг на тренинговом рынке. Академия, как инициатор этого проекта, уже в следующем году планирует расширить и спектр преподаваемых тем, и географическую зону покрытия.