Наш ответ Марвелу и DC: комиксы по-украински

27 сентября 2014, 15:00
Вдохновившись Бэтменом и Супермэном, украинские авторы рисуют истории о казаках

Комиксы - отдельный вид искусства.

В то время как на Западе индустрия комиксов процветает уже более полувека, в наших широтах их до недавнего времени считали детской забавой. Интерес к комиксам в наших широтах появился благодаря кино: "Мстители", "Человек-паук", "Железный человек", "Люди Икс", "Бэтмен", "Город грехов" и многие другие популярные фильмы основаны именно на графических романах. Накануне Дня комиксов в США, который отмечается 25 сентября, мы решили узнать, какое место занимают комиксы в жизни украинцев. Ведь у нас уже появились свои оригинальные графические романы, первые магазины по их продаже, а с этого года — и свой фестиваль "комиксоманов".

КАК ЭТО ДЕЛАЮТ

Реклама

Над созданием комиксов иногда работает один художник, а иногда — команда из десятков человек. "Все начинается с идеи: мы просто берем гелевую ручку и лист бумаги, садимся и придумываем истории, — рассказывает автор графического романа "Даогопак" Максим Прасолов. — Затем составляем фабулу, пишем краткое содержание и сценарий — это скелет повествования. Потом добавляем диалоги и детали: где, что и как должно происходить. Художник рисует так называемый стори-борд — каждый кадр прорисовывается схематично, чтобы передать действия героя, характер действия и очень приблизительно композицию. Когда стори-борд утвержден всеми нами, художник рисует уже "в карандаше". Наши авторы обычно работают вручную, а компьютер используют на конечном этапе".

Самые популярные в мире персонажи далеко не всегда принадлежат своему автору. "Крупные издательства обычно забирают права на героя себе, — рассказывает совладелец магазина комиксов Андрей Вовк. — И если издатели решают, что автор больше не справляется с задачей, его сразу устраняют и ставят следующего. Так что комиксы про одного и того же персонажа может писать куча народа. Правда, бывает и наоборот: автор оставляет права на персонажа себе и никто не может использовать героя без разрешения создателя".

КАЗАКИ И НИНДЗЯ СПАСАЮТ МИР

Реклама

"Я с детства интересовался комиксами, а параллельно читал карпатские сказки и слушал истории дедушки про казаков, — говорит основатель издательства Nebeskey Максим Прасолов. — Если вы посмотрите на современных героев поп-культуры, то увидите самурая, пирата, ниндзя, рыцаря, галла, спартанца, гладиатора… Не хватает только украинского казака. А ведь Запорожская Сечь славилась далеко за пределами Средневековой Украины. Я решил, что нужно создать графическую прозу о казаках, чтобы потом можно было развивать этот сюжет в компьютерных играх, мультфильмах, кино, сериалах. Но когда я задумал "Даогопак", мне было сложно объяснить издателям, что это такое — никто не верил, что графическая проза будет продаваться в Украине. Пришлось создать свое издательство".

СЮЖЕТ. "Даогопак" — история о молодом казаке по имени Олесь Скоровода. "Основа романа — идея Запорожской Сечи как центра боевых искусств и магии, вроде китайского Шаолиня, — рассказывает Максим Прасолов.  — Олесь должен стать казаком-характерником, но пока учится в сечевой бурсе на кафедре контрразведки и шпионажа. Мировое зло в романе олицетворяет визирь, который своими кознями склонил миролюбивого турецкого султана к войне. Советник наложил на султана заклятие, и у него родилось 404 дочери. Лишь одна наложница, которую угнали из Украины, родила ему сына, и визирь стремится его уничтожить. Олесь становится на защиту наследника. У него есть союзник — телохранительница сына султана, японская девочка-ниндзя Арисан. Известно, что украинские казаки служили при дворе японского императора телохранителями. Мы же поступили иначе: интегрировали японскую девочку в дворцовые интриги султаната. Любовь между девочкой-ниндзя и украинским казаком  — один из основных мотивов книги".

Реклама

На создание графического романа из трех частей потребовалось восемь лет. Две книги уже вышли, а третья готовится к изданию. "Вместе с автором Олегом Коловым и художником Алексеем Чебыкиным мы работаем в стилистике европейского комикса, — говорит Максим Прасолов. — Первый тираж выпустили в расчете на то, что даже если он не продастся, мы раздадим книги в библиотеки и детские дома. В итоге тираж разошелся — у нас осталось всего 300 экземпляров из 5600. Читают как мальчики, так и девочки. И, как сказал один читатель: "Думал, купил для сына, оказалось — для себя". Так что эта книга — для детей от 6 до 96".

КАЗАЧИЙ ВЕСТЕРН. Помимо двух частей "Даогопака", в издательстве вышел комикс Александра Комьяхова "Чуб" о приключениях казака Чубенко… в космосе. Герой рассекает просторы Вселенной на корабле в виде тризуба. Все три книги выходили в Польше. А художник Игорь Баранько работает над первой украинской мангой. "Это будет казацкий зомби-хоррор-вестерн под названием "Вдовичка", большая история на 100 страниц", — говорит Максим Прасолов.

Игорь Баранько сотрудничает с иностранными издательствами и на Западе более известен, чем у нас. В Украине вышли лишь три его комикса: "Максим Оса", "Скегги Потерянный" и Epsilon.

КОМИК-КОН: ФЕСТИВАЛЬ НА БЕРЕГУ ЧЕРНОГО МОРЯ

Первый Комик-Кон (фестиваль для любителей комиксов) прошел в американском городе Сан-Диего в 1970 году. "Изначально такие фестивали задумывались как собрание исключительно "комиксоманов", — рассказывает организатор Odessa Comic Con International Константин Реус. — Там можно было пообщаться, купить новые выпуски или обменяться старыми. В дальнейшем тематика Комик-Конов расширялась: добавились фантастические фильмы, книги и телесериалы, анимация, аниме, манга, видеоигры и многое другое. На сегодняшний день проходит более 20 таких фестивалей по всему миру".

Комик-Коны стали местом паломничества любителей фэнтези, ужастиков и всех разновидностей массовой культуры с элементами чего-то нереального. Посетители любят наряжаться в костюмы любимых персонажей, так что на таких фестивалях можно увидеть, как супергерои расхаживают под ручку со сказочными принцессами, рыцари ухаживают за героинями японских мультфильмов, а черепашки-ниндзя мило беседуют с вампирами и прочей нечистью. Этот сумасшедший дом с удовольствием посещают писатели, издатели, разработчики игр, актеры и режиссеры. Они здесь общаются с фанами, устраивают автограф-сессии.

МЫ НЕ ХУЖЕ. Первый украинский Комик-Кон прошел в июле этого года в Одессе. "До того мы три года организовывали аниме-фестиваль, но заметили, что многие приходят в костюмах героев комиксов, игр, мультфильмов, — говорит Константин Реус. — Решили расшириться и провести двухдневный фестиваль в формате западных Комик-Конов: с большой ярмаркой, разделением на зоны по тематике, лекциями, мастер-классами, презентацией. Начали планировать мероприятие задолго до всех политических событий, и хотя к лету обстановка накалилась, решили его не отменять. К нам съехалась молодежь со всей Украины, были люди и постарше. Первый день Комик-Кон посетило около трех тысяч человек, второй — две с половиной".

На фестивале действовала выставка работ художников и иллюстраторов, проходили мастер-классы писателей-фантастов, рыцарские турниры по мотивам "Игры престолов", косплей-шоу (презентация костюмов) и многое другое. Собственно украинские комиксы представляло издательство Максима Прасолова. "Еще был самиздат, — рассказывает Реус.  — Один очень колоритный автор презентовал свой комикс "Патриот" о сержанте Видирвенко, который спас Украину от императора Утина и его армии клонов. Сам автор, Вадим Назаров, был одет в костюм героя с головным убором в виде трезубца. От журналистов не было отбоя, а сам комикс разошелся мигом: у автора остались буквально два-три экземпляра для себя".

В следующем году организаторы обещают провести второй Комик-Кон. Все вполне доступно: билет на один день стоит 60 грн.

ПЕРВОПРОХОДЦЫ: ГДЕ КУПИТЬ КОМИКСЫ В УКРАИНЕ

Индустрия комиксов в Украине пока что развита слабо — спецмагазинов в стране единицы. Первая и пока что единственная лавка "во плоти" — On the bus — около года работает в Одессе, а до этого около года действовала как интернет-магазин. "На самом деле первый онлайн-магазин комиксов появился в Киеве, но просуществовал недолго и закрылся несколько лет назад,  — рассказывает совладелец магазина Андрей Вовк. — Мы с партнером просто увлекались комиксами, собирали, читали — раньше ведь достать их было непросто. Знакомились с ними в основном за счет любительских переводов, которые можно найти в Сети: есть большое количество фан-сайтов, энтузиасты сами скачивают с торрентов сканы американских комиксов, переводят и выкладывают. Некоторые комиксы можно найти на книжных раскладках, но там обычно мало интересного. Поэтому мы решили организовать магазин и начали закупать продукцию в России и США. Это совпало с началом популяризации комиксов — вышло много фильмов по графическим романам, и народ потянулся к "книжкам с картинками". Так что мы даже вышли на небольшую прибыльность. Кроме того, чем больше фильмы привлекают людей, тем больше российские издательства выпускают лицензированных переводов книг, а без перевода комиксы очень сложно продвигать. После фильмов пошла волна переводных изданий: если раньше у нас было 80% англоязычных книг и 20% переводных, то сейчас — 50 на 50. Есть также оригинальные отечественные комиксы". Тоненькие журнальчики с историями в картинках стоят около 40 гривен, большие же заграничные издания могут стоить и 200, и 600 грн.

МИЛЛИАРДНЫЙ БИЗНЕС. В Украине есть также интернет-магазины "Лавка Гоблина" в Запорожье и Cosmic Shop в Днепропетровске. В столице комиксы и сувениры по теме можно найти в некоторых книжных супермаркетах. "Во Франции, например, альбомы комиксов есть чуть ли не в каждом доме — они издаются многотысячными тиражами. Там комикс является частью культуры, — рассказывает Максим Прасолов. — Французские нейрофизиологи доказали, что чтение графической прозы включает оба полушария мозга: у вас работает как логическое, так и образное мышление. Вообще если вы посмотрите на культурно и экономически развитые страны, то там комикс-индустрия представляет собой миллиардный бизнес. Например, в Японии в ней заняты 500 тыс. человек, это креативный класс. Там есть огромные супермаркеты, где 12 этажей посвящены только комиксам. Огромнейшая индустрия действует в США. В европейских странах, в той же соседней Польше, за последние 20 лет появились десятки магазинов с комиксами, фигурками героев, настольными играми. Очень активно эта сфера развивается и в Китае".

ЧТО ПОПУЛЯРНО.Украина, как и любая постсоветская страна, пока что серьезно отстает от многих стран мира. По словам Прасолова, настоящих любителей комиксов в Украине — от силы две тысячи человек. "Наши покупатели — люди 18-30 лет, — рассказывает Андрей Волк. — В основном, конечно, мужчины. Самые популярные серии — те, по которым сняты известные фильмы: "Мстители", "Бэтмен", "Человек-паук". Японскими комиксами мы не занимаемся; европейские у нас есть, но продаются плохо. Для ассортимента держим очень много книг разных жанров. Есть так называемые альтернативные комиксы. В массовом сознании комикс — зубодробительный экшен и супергерои в трико. А альтернативный — это, например, о парне, от которого ушла девушка, и он грустит. Да, 60 страниц грустит, в картинках. Это ближе к литературе: наблюдения, размышления о жизни, поток сознания". Сам Андрей любит произведения шотландского автора Гранта Моррисона (работал над такими сериями, как "Бэтмен", "Супермен", "Люди Икс") и американца Крэйга Томпсона, который прославился графическим романом "Одеяла" о взрослении и первой любви подростка.