Корпоративные заморочки: кого-то кормят, а кого-то отправляют в Египет

28 мая 2014, 14:30
У каждого места работы свои плюсы. Разбираемся в них вместе

В банках существует дресс-код, зато и бонусы больше.

Айтишный комфорт

В среде программистов корпоративных традиций не меньше, чем в других сферах, но специфика все равно своя: "Я работаю в украинском филиале заграничной айти-компании, занимающийся разработкой и установкой систем безопасности для предприятий, — рассказал Александр Андрющенко, начальник отдела тестирования. — В день мы должны отработать 9—10 часов, но время прихода-ухода не принципиально для руководства (в Украине, к слову, таким специалистам платят от 12 тыс. грн). Если надо прийти позже или уйти раньше, работу можно закончить дома. Главное — вовремя сдать проект, который удовлетворит клиента; остальное, в том числе и рабочая обстановка, владельцев компании не интересует. Стиль общения неформальный, мы на "ты" даже с генеральным директором: подчеркнуто вежливое "вы" могут даже счесть за оскорбление. Дресс-кода нет — одеваемся как нам удобно: джинсы, шорты, майки и шлепанцы. Да и работать можно, где и как захотим: сидя и положив ноги на стол, лежа на диване в обнимку с ноутбуком или расположившись на подоконнике".

Реклама

Еще одна особая черта работы айтишников — строгая секретность: все, что касается разработок, их стоимости и контактов клиентов, не подлежит разглашению 5—10 лет — соответствующий договор подписывают сотрудники при приеме на работу.

КОРПОРАТИВНЫЕ ПЛЮШКИ. Часто за обед сотрудников платит начальство. Печенье, чай и кофе для сотрудников в неограниченных количествах — тоже за счет компании. По словам Александра, работа айтишников притупляет их эмоции, поэтому у многих программистов хобби активные и дающие выход чувствам: велоспорт, хоккей, пейнтбол или фотосъемка. Причем начальство частенько поддерживает такие увлечения подчиненных и регулярно организует соревнования между разными отделами или филиалами своих компаний.

Банки: план по депозитам и фото боссу

Реклама

"В банковской сфере работаю шесть лет, из консультанта по депозитам доросла до управляющего двух отделений, — рассказывает Елена Маркова, сотрудница одного из столичных банков. — В нашей среде приветствуется постоянное общение сотрудников между собой даже после работы — для сплоченности коллектива. Друг с другом мы общаемся неформально, но при клиентах — подчеркнуто официально. 4 дня в неделю дресс-код строгий — темные юбка либо брюки, светлая блузка и галстук или шарфик; а по пятницам нам разрешили приходить в джинсах. Обедами нас не кормят — питаемся сами, в центральных отделениях есть своя недорогая столовая. Так же дело обстоит с курсами повышения квалификации и изучением английского — в выигрыше работники центральных отделений". Тех, кто хотят работать в банке на должностях, связанных с крупными суммами денег, обязательно проверяют на детекторе лжи — этим занимаются психологи и сотрудники службы безопасности банка. Вопросы разные — от "способны ли вы обмануть человека?" до "азартны ли вы?". Так же проверяются кредитные истории всех соискателей — тех, у кого много кредитов или кто серьезно задерживал выплаты по ним, на работу вряд ли возьмут.

КНУТ И ПРЯНИК. Если в банке нет униформы, сотрудники одеваются по образцу "белый верх, черный низ". Иногда перед началом рабочего дня сотрудник снимает себя на веб-камеру и отправляет фото в центральный офис — чтобы там оценили, как он одет. У коллеги Марковой был случай: вместо белой блузки она пришла в блузке в мелкий цветочек, за что оштрафовали все отделение.

Есть в банках и тайные проверки. Например, появился новый банковский продукт, и через пару дней к сотруднику приходит проверяющий под видом клиента и выясняет, как работник изучил новшество. За ошибки штрафуют не человека, а отделение. Строго в банках и с планами — по депозитам, к примеру: если сотрудник не выполнил месячный план, могут лишить трети зарплаты (зарплаты таких специалистов в стране стартуют от 2500 грн). Но зато в банках выплачивают премии лучшим сотрудникам месяца.

Реклама

Будни затейников

В агентствах по организации праздников коллективы маленькие, по 3—6 человек. Но свои традиции есть и там. "Главное для нас — быть командой, — рассказывает Ирина Текина, директор киевской ивент-компании. — Ведь конфликты могут повлиять на качество работы и ее оплату (основная часть зарплаты ивентщиков — 5—10% от каждого заказа, в среднем в месяц выходит не меньше 3500 грн). Правильное состояние — когда хозяин не просто руководитель, но и член рабочей команды: с таким куда проще делиться идеями". В ивент-агенствах работают по контрактам с ненормированным графиком и плавающими выходными. Отпуск только в несезон — в октябре-ноябре (в это время мало заказов). За опоздания больше чем на 15 минут на мероприятие или на подготовку к нему без причины организатор праздников легко вылетит с работы. У креативщиков три формы одежды: деловая (для встреч), неформальная (для рабочих будней) и парадно-выходная (для мероприятий). Последнюю дает агентство либо же ее шьют на заказ под праздник, а платит за все заказчик. За завтраки-обеды ивентщиков никто не платит, равно как и за корпоративы — могут разве что подарить подарок ко дню рождения или на Новый год.

Супермаркеты: 20 г на дегустацию и "свои" уборщицы

Специфика корпоративной культуры в супермаркетах — в честности сотрудников, которая возведена в культ: за воровство сразу увольняют. "В одном из столичных супермаркетов я готовлю салаты для отдела кулинарии. На работе царит дружеская атмосфера — начальство всегда похвалит, если видит, что в коллективе искренне дружат", — рассказывает повар Андрей Каташинский. Повары в супермаркетах работают в униформе из натурального материала — ее всем выдают по два комплекта. Форма всегда должна быть чистой и выглаженной, поэтому приходится менять ее почти каждый день. "Готовим мы только в перчатках, кухню содержим в кристальной чистоте, которую поддерживаем сами. Если кто-то нарушит правила (например, прийдет в грязном халате или уронит волосы в еду) — начальство сделает замечание и скорее всего оштрафует (суммы могут быть разными, в среднем десятая часть зарплаты, которая у таких сотрудников стартует от 2500 грн)", — продолжает Андрей.

БЕЗОПАСНОСТЬ. "Перед началом рабочего дня мы выбираем продукты на полках супермаркета, из которых и готовим. Если к концу дня блюда не продались, повара их списывают — себе никто ничего не забирает, — раскрывает секреты повар. — Разрешают только дегустацию приготовленного — но только 20—30 г с одного кг, не больше, это прописано в особом нормативе. Списанную еду тщательно проверяет служба контроля супермаркета — чтобы не выкинули хорошие продукты. Питаемся мы в отдельной столовой, куда приносим еду из дома или покупаем с 10%-ной скидкой в нашем же маркете. На все купленные или принесенные из дома продукты служба контроля ставит стикеры: это обозначение, что они наши, а не украденные в магазине. Когда мы уходим с работы, охрана проверяет все сумки и пакеты — чтобы мы ничего не вынесли: воровство продуктов или остатков списанных блюд — самый страшный проступок. Впрочем, украсть что-то не так и легко — во всех помещениях маркета, кроме раздевалки и туалетов, стоят камеры. Хотя и находятся "умельцы", которые тщательно пакуют списанные блюда и выкидывают в мусорку, а потом их опорожняют "свои" уборщики и выносят с территории. Есть "свои" и в службе контроля, которые могут вовремя прикрыть глаза. Если у отдела обнаружат недостачу, ее стоимость поделят на всех поровну и вычтут из зарплаты, а если поймают кого-то конкретного — тут же уволят".

УСЛОВИЯ. Почти во всех супермаркетах сотрудники работают полностью "по-белому": получают официальную зарплату и премии, оплачиваемые отпускные и больничные. По словам повара, если человек опаздывает или ему надо задержаться, достаточно звонка руководству: последнему главное — выполненный дневной план. Работников кухни и пекарни начальство стимулирует регулярными премиями и ежегодными конкурсами на звание "лучшего работника года": такие получают или солидную премию, или путевки на отдых в Карпаты, на Черное море, в Египет или Турцию. А еще дважды в год устраиваются корпоративы с тематическими вечеринками и небольшими

Решаем проблемы корпоративных правил с экспертами

Бывают ситуации, когда соблюсти корпоративные правила не так-то просто. Мы спросили у психолога, руководителя Мастерской веб-бизнеса Роману Макаренко и HR-специалиста, руководителя проекта на международном кадровом портале hh.ua Марианны Ярош, что делать в таких случаях.

1. Что делать, если человек не может соблюдать дресс-код компании – например, из-за аллергии?

2. В некоторых компаниях поощряют конкуренцию между сотрудниками, причем порой весьма агрессивную. Что делать тем, кто не хочет играть по таким правилам?

3. Как поступать, если человек не согласен с принятой в компании практикой "перестановки кадров" – например, перевода из отдела в отдел каждые два года?

4. Что делать, если человек не хочет участвовать в корпоративах, поездках с коллегами за город, рабочих тренингах и при этом не хочет портить отношения с остальными?

1.Марина Ярош: "Если в компании принята униформа, сотруднику придется в ней ходить — об этом обычно предупреждают на первом же собеседовании. Если она почему-то не подходит (из-за той же аллергии, как в указанном примере), найти решение всегда можно: например, подобрать гипоаллергенный материал. Но делают такое сотрудники обычно за свой счет".

Роман Макаренко: "Прежде всего, объясните свою ситуацию кадровику и руководителю. Я сталкивался с такими ситуациями: люди боялись, не верили в то, что им сделают исключение, поэтому даже не пробовали поговорить с руководством. Они опасались, что начальник или откажет, или накричит, или будет высмеивать. Но когда мы с ними проговаривали проблему и люди шли на диалог с начальством, компромисс находился всегда".

2. Марина Ярош: "При агрессивной корпоративной культуре сотруднику приходится "быть как все" — бунтовать, скорее всего, бессмысленно. Гонка за показателями обычно нравится и приносит пользу только так называемым "людям-результативщикам" — тем, кто работает на результат. Людям-"процессникам" (для которых важен именно процесс работы) приходится сложнее: им можно посоветовать либо смириться и попытаться превратиться в "результативщика", либо просто уходить — третьего не дано".

Роман Макаренко: "Агрессивную конкуренцию, нечестные методы работы между сотрудниками и даже доносительство руководство поощряет, когда для него главное — получить результат и выжать все возможное из работников. В таких случаях сотруднику важно расслабиться, наблюдать и делать вид, что согласен с такой политикой, а на самом деле делать то, что он может, и не стремиться прыгнуть выше головы. Также можно обсудить политику компании с коллегами, найти единомышленников, после чего объединиться в одну команду, чтобы поддерживать друг друга".

3. Марина Ярош: "Если еще при приеме на работу предупреждают о практике перемещения персонала, то фактом оформления новые сотрудники автоматически с этим соглашаются — тогда претензии остается предъявлять только себе. Если это нововведение, обсудите с руководителем причину перевода на новое место: почему человека переводят, чем грозит другая должность, и т.д. По закону, к слову, без письменного согласия вас на другую должность или в другой департамент перевести не могут, как не могут и уволить".

Роман Макаренко: "Если переходить из отдела в отдел категорически не хочется, лучше снова-таки обзавестись союзниками среди коллег — возможно, вместе вам удастся убедить руководство в том, что такие переводы не нужны. Можно и посмотреть на ситуацию с другой стороны и найти для себя пользу в подобной ротации. Возможно, вы получите тот опыт, который очень пригодится в будущем и без которого невозможно дальше развиваться в этой компании".

4. Марина Ярош: "По исследованиям нашего портала, 19% сотрудников не ходят на корпоративные праздники из-за неприязни к коллегам. От развлекательных мероприятий, конечно, можно отказаться, за это не наказывают. Но если это тренинг, рассчитанный на повышение квалификации, стоит хорошо подумать: возможно, учеба в дальнейшем поможет сделать карьеру? Если тренинг посещать категорически не хочется, хотя бы предупредите руководство заранее, чтобы компания не тратила лишние деньги".

Роман Макаренко: "А почему бы не попробовать сходить на мероприятие? Вдруг сотрудник что-то теряет, отказываясь от корпоративов и тренингов? Постарайтесь найти в этих мероприятиях что-то полезное для себя. Кроме того, можно предложить отделу кадров помочь а организации и добавить в корпоратив то, что человеку нравится.

Если сотрудник не ходит на праздники, например, из религиозных соображений, но работа требует присутствия, то человек может посетить лишь начало праздника или официальную часть вечера, а потом незаметно уехать".