Код нации: ТОП стереотипов об украинцах

16 октября 2016, 10:00
Миф об Украине, как стране Чернобыля, бандитов, проституток, селян и трудолюбивых гастарбайтеров процветает до сих пор, а сейчас к этому сонму добавилась еще тотальная коррупция. Мало иностранцев считают украинцев сильными и независимыми

Новый формат вышиванок.

Сейчас наша страна переживает пик национальной идентификации, а соотечественники с гордостью подчеркивают свою принадлежность к украинской нации. Но на вопросы "Что значит быть украинцем?" или "Что такое быть нацией?" может ответить далеко не каждый. А ведь, согласно общепринятым энциклопедическим определениям, нация — это общество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер.

Есть у каждой нации, помимо общей истории, также и собственная ДНК — тот уникальный код, который спрятан в самом простом и, казалось бы, понятном — оберегах, сказках, песнях. В предыдущих публикациях спецпроекта "Секрет нации" мы писали о коде, "вшитом" в мотанки, колыбельные, писанки, вышиванки, сказки и юмор. В этот раз мы с экспертами выяснили, какие стереотипы о нашей стране и людях существуют в мире.

Реклама

"Код нации — это "живая материя", "вшитая" в государство и народ. Это и менталитет, и ассоциации, и образы, и, конечно же, стереотипы, — говорит основательница историко-просветительского проекта "Украинотипы" Наталья Бурило. — Стереотипы — прямое отождествление с государством — и глубинным, историческим, истинным "я" нашего народа. Поэтому в пределах нашего проекта мы изучаем, какие в данный момент есть стереотипы об Украине и украинской нации, какое влияние они оказывают, как появились и почему живут до сих пор".

"Я выделяю три вида предубеждений, с которыми мы встречаемся ежедневно, — говорит основательница проекта "Мрії Марії" Марина Сенчило. — Первый — стереотипы, которые распространены в других странах по отношению к украинским символам и культуре. Второе — это наше желание соответствовать тем или иным представлениям о нас, когда мы путешествуем за пределы своей страны или, что особенно интересно, какой выбираем сувенир из Украины для жителей заграницы. Третье — это наше персональное отношение и знание традиций".

Считается, что об Украине и украинцах активно заговорили в мире после революции 2013—2014 гг. Тогда возникли и новые стереотипы, связанные с нашим народом. Мы собрали старые и новые мифы о нас, для чего пообщались с 4 экспертами, 4 украинцами и 4 эмигрантами в разных странах. Мы задали им один вопрос: "С какими стереотипами об украинцах вам приходилось сталкиваться?".

Реклама

Все как один, в первую очередь говорили о нашем любви к салу — мол, мы без него даже не завтракаем. Вариантов возникновения этого стереотипа существует несколько. "Население Украины было в основном сельским, каждая семья держала не только корову, но свиней, — объясняет глава проекта "Украинотипы" Наталья Бурило. — Но корова была кормилицей (давала молоко), а свинью откармливали, чтобы продать на рынке. Самое дорогое мясо покупали состоятельные люди, а самое дешевое (в том числе — сало) селяне оставляли себе. По другой версии, во времена татаро-монгольских набегов захватчики забирали все, кроме свинины, которую татары-мусульмане не ели. Потому сало и свинина были чуть ли не единственной возможностью не умереть с голоду. Но этот стереотип прилип к украинцам, как смола, — хотя многие украинцы сало не едят".

ПОДАРКИ КАК ДЕМОНСТРАЦИЯ СЕБЯ

"Через символические вещи, в частности подарки, мы транслируем себя миру, — говорит основательница проека "Мрії Марії" Марина Сенчило. — Даря матрешку или булаву, мы демонстрируем свою зависимость от другой страны, потому что эти символы не являются нашими. Миф об Украине, как стране Чернобыля, бандитов, проституток, селян и трудолюбивых гастарбайтеров процветает до сих пор, а сейчас к этому сонму добавилась еще тотальная коррупция. Мало иностранцев считают украинцев сильными и независимыми. Другое дело — наши друзья, которые знают нас и нашу землю, и несмотря на все неурядицы, едут сюда. Они готовы путешествовать по Украине, поскольку мы имеем интересную историю и недорогой для них сервис". Среди популярных подарков — матрешки, писанки (иностранцы до сих пор так называют любое расписное яйцо), вышиванки — хотя, опять же, это гордое имя сейчас присваивается любой рубашке с вышивкой. Также среди популярных стереотипов, с которым за границей ассоциируется наша страна, — мак. "На самом деле это цветок памяти и скорби, — объясняет старший научный сотрудник Национального центра народной культуры "Музей Ивана Гончара" Мария Пошивайло. — Исторически так сложилось, что женщина вплетала в венок цвет мака, если в ее семье случилось горе. Сейчас же у нас маки на каждом углу — как в венках, так и на одежде".

Реклама

По мнению экспертов, в нашей стране сейчас происходит подмена понятий. Мы пренебрегаем своими традициями, запуская поддельные символы на конвейер и тем самым формируем искаженное отношение к украинской культуре внутри страны и за ее пределами.

Чтобы формировать имидж страны, дарите иностранцам наше стекло и посуду. А вот салом угощайте дома.

ЧТО ДАРИТЬ. "В выборе подарков тоже существует этикет, о котором, к сожалению, мы даже не задумываемся, — продолжает Марина Сенчило. — Чтобы понимать, что лучше всего дарить иностранцам при приезде к ним в гости, мы проанализировали, что сами иностранцы покупают, приезжая в нашу страну. Так, иностранец никогда не купит себе большую тарелку с надписью "Київ" или "Україна" — она ему не нужна дома! Но всякий турист с удовольствием купит любую посуду ручной работы. Иностранцы очень ценят ручную работу, к тому же у них такие вещи стоят дорого. К примеру, у нас большая тарелка хендмейд, расписанная вручную, стоит тысячу гривен — для украинца это очень высокая цена, для кого-то даже целая пенсия. А для иностранца — всего лишь 30 евро! Большим спросом пользуются кофейные чашки разных мастеров и разных техник — иностранцы пьют много кофе и ценят нашу посуду. Даже глечик для запекания, который можно использовать в быту, а не для красоты, — вот прекрасный сувенир! Еще иностранцы ценят наши ручные работы из стекла: оно в пять раз дешевле знаменитого муранского, а технология изготовления одна и та же. А вот дарить вышиванку — не комильфо: одежда за границей считается очень личным подарком, такое дарят только друзьям. Что касается сала в подарок, тут нужно подходить с умом. Мусульмане свинину не едят вовсе, а британцы называют "фэтом", то есть жиром, и практически не употребляют. Лучше всего салом угощать в Украине". То же самое и со знаменитой "Водкой с перцем", которую многие привозят в дар иностранцам: водку стоит дарить, только если иностранец сам попросил вас привезти бутылку. В противном же случае такой подарок только усиливает стереотипы об украинцах-выпивохах и бурных застольях.

КУКЛЫ: МАТРЕШКА vs МОТАНКА

Интересно, что иностранцы нередко приписывают матрешку украинскому народу, хотя это — исконно русская игрушка.

"История матрешки как российского сувенира насчитывает почти 150 лет, — рассказывает основательница проекта "Мрії Марії" Марина Сенчило. — Поскольку мы все эти годы были в составе Российской империи, понятно, что иностранцы отождествляют нас с Россией. Возможно, поэтому матрешками завалены все сувенирные палатки — как в Украине, так и за ее пределами, в местах "компактного проживания" украинцев. Все попытки "заменить" этот стереотип и изъять матрешку с украинскими символами не будет иметь особого успеха — ни символического, ни коммерческого. Проще и надежней пропагандировать наши, исконно украинские символы, создавая новые тренды. Например, украинской народной куклой, оберегом и символом является мотанка. Но сравнивать ее с "русской сестрицей" матрешкой нельзя! Это вещи разного возраста и символизма. Кстати, мотанки есть и в русской традиционной культуре, но они гораздо менее известны, чем матрешки. Последние — не что иное, как удачно распиаренное творчество мастеров по дереву. Тогда как мотанка — древний оберег со своей глубокой историей и символизмом. Ее нужно знать, где ставить, для каких целей покупать и так далее".

Кукла-пустышка против оберега.

Богдана Федун, Франция:

— Будучи 70 лет за железным занавесом Советского Союза, отлученная от остального мира Украина оставалась загадкой. Я и не думала, что стереотипы об Украине имеют настолько глубокий корень, пока не столкнулась с этим на собственном опыте. Я учусь в Тулоне, в вузе, где в основном французы и очень мало иностранцев. В первый день приезда меня засыпали вопросами: "Ничего себе, ты из Украины! А у вас там очень холодно, говорят?". Самый распространенный здесь стереотип — о холодной стране. Еще здесь думают, что концентрационные лагеря и ГУЛАГ были на самом деле в Украине и до сих пор там есть. Кроме того, здесь знают о Чернобыле: "Украина? У вас кругом радиация!". Чаще всего спрашивают, едим ли мы дыни и знаем ли, что такое чистая питьевая вода? Еще французы говорят, что в Украине огромное количество красивых девушек, там вкусно кормят и красивая природа. Думаю, чем больше украинцев будут путешествовать по миру и презентовать собой Украину, тем меньше будет глупых стереотипов.

Мария Поливода, Буффало (Нью-Йорк) США:

— За 25 лет, проведенных в Испании, Португалии и США, я сталкивалась с такими стереотипами об украинцах: они вечно всем недовольны, считают, что все иностранцы — тупые, все виноваты в их проблемах, советское образование идеально, украинские дети мудрее американских. При этом большая часть этих вечно ноющих представителей не возвращается на родину, продолжая работать и добывать материальное благосостояние в той же "тупой" Америке. Но есть и другое. Как-то, когда я только перебралась в Нью-Йорк и гуляла по Манхэттену, я остановилась возле афроамериканца, который очень необычно играл на барабане, чем и зарабатывал деньги. Он спросил, откуда я (видимо, моя одежда выдавала неамериканку), а услышав "Украина" — сыграл рождественскую песню "Щедрик"! Американцы вообще-то считают ее исконно своей, хотя написана она была украинским автором Николаем Леонтовичем.

Лара Путилина, Рим, Италия:

— В Италии считают, что украинские женщины — или прости­тут­ки, или особы, кото­рые думают только о деньгах. Итальянские мужчины опасаются украинок — боятся, что те могут встречаться с ними только из-за денег и жилья. За 4 года эмиграции я действительно встречала хитрых зарабитчанок, иска­тельниц богатых старичков. Зато многие итальянцы говорят, что украинцы — народ работящий.

Юрий Погорелов, Португалия и США:

— Я эмигрировал в Португалию 20 лет назад, а выйдя на пенсию, перебрался в США. Так вот могу сказать: я для себя развенчал "советский" стереотип слова "заграница". Это не какой-то монолит, а очень разнородная смесь культур и обычаев, и в каждой другой стране приходится развенчивать определенные стереотипы и переучиваться. А вот встречи на родине — стереотип: опрокинуть чарочку "горилки", закусить шматком сала с огурчиком, а потом спеть "Розпрягайте хлопци кони!"

Глазами иностранца. Чарка "горилки", шмат сала, и народная песня.

Олег Третьяков, Рио-де-Жанейро, Бразилия:

— 99% бразильцев не знают, где находится Украина, слышали лишь, что она воюет за свою независимость с РФ. Еще есть проблема: для многих бразильцев все славяне из бывшего СССР — русские. Может, в том числе и поэтому мои друзья из бразильской полиции и других официальных организаций считают, что все украинцы бедные, не хотят учить иностранные языки, работать и ассимилироваться.

Алексей Иванков, Черновцы:

— Все больше сталкиваюсь со стереотипами, которые создают о себе сами украинцы. Что патриотизм — это вышиванки и национальный флаг. А это, по большому счету, "шароварщина" — потому что суть патриотизма не в вещах, а в действиях, поступках. Новый стереотип — противопоставлять себя русским и ненавидеть все русское — тоже не добавляет нам позитивного имиджа в мире. Если уж и формировать стереотипы, то на основе своих достижений и умении дружить, договариваться. В мире нас стереотипно воспринимают как аграрную страну, которая выращивает подсолнечник, ест сало и умеет делать самую лучшую в мире водку. И что еще хуже — стереотип об украинском культе попоек! Будто у нас трезвых людей вообще нет. Поэтому предлагаю создавать позитивные стереотипы, которые показывают украинцев как трудолюбивую нацию, которая знает и чтит свои
традиции.

Вадим Горянский, Киев:

— Уже стал стереотипом факт, что украинцы не занимаются самообразованием, от того и живут бедно. Это и понятно: наша система образования особо не стремится воспитать культурного, развитого человека. Увы, это проблема не только нашей страны, но и многих других стран. А еще из стереотипов об Украине я бы назвал, к сожалению, воровство и коррупцию, пьянство (причем пьют как бедные, так и богатые украинцы) и как его следствие — слабую волю. Наши люди в большинстве своем не способны критично мыслить и трезво анализировать, так как это предполагает постоянное самообразование. Да и нашей стране, похоже, гениальные люди не нужны. Потому способные генерировать новые идеи украинцы достигают высот за пределами своей родины. К сожалению, во многих из нас пока еще живет рабская натура, и "выдавливать раба" из себя мы будем еще долго. Из хороших стереотипов — у нас действительно красивые женщины и красивая природа.

Владимир Беглов, Львов:

— Меня больше всего раздражает, что украинцев воспринимают как россиян. Как-то один иностранец упражнялся в своем знании языка и выкрикивал поочередно то "Слава Украине", то свойственное русским и выходцам с Кавказа: "Давай, до свидания!". В действительности, если выйти за пределы академических и интеллектуальных кругов иностранцев, с которыми я общаюсь, то все очень грустно: никто не видит разницу между Украиной и Россией, потому что не знает ее. Нас пока не воспринимают как самостоятельное государство.

Вячеслав Процевский, Харьков:

— За рубежом думают, что Украина это страна третьего мира, хотя по социальным и культурным признакам наша страна — типичная среднеевропейская. Но, думаю, они судят по уровню наших средних зарплат и ВВП. Еще один стереотип — что в Украине процветает секс-туризм (приходилось слышать от сотен турков, которые еженедельно прилетают с этой целью). Нельзя не упомянуть стереотипы, распространяемые пропагандой РФ и подхватываемые в Европе — что у нас процветает ультраправая идеология. Относительно внутренних стереотипов: на Западе живут только бандеровцы, а на востоке — одни сепаратисты, что каждый русскоязычный — потенциальный изменник, хотя половина украинской армии, которая борется с сепаратистами, разговаривает по-русски.