Кино с психологом: "Близость" – фильм для тех, кто переживает измену

3 июня 2018, 01:03
В новом поекте "Сегодня" вместе с экспертами анализирует популярные фильмы

Если у книг — немых учителей — есть только сила слова, то у кино — сила музыки, изображения, актерского таланта и спецэффектов. Поэтому послания, заложенные в нем, способны быстрее до нас достучаться. Главное — суметь их разглядеть и правильно интерпретировать. В этом поможет наш проект "Кино с психологом". В нем мы будем говорить о фильмах, в которых ярко раскрыты жизненно важные темы, и об уроках, которые они нам дают.

Наш эксперт:Светлана Клапишевская, психолог психологической студии "Простое настоящее"

Реклама

Досье на фильм "Близость"

Год: 2004

Продолжительность: 1 час 44 минут

Страна: США

Реклама

Режиссер: Майк Николс

В главных ролях: Натали Портман (Эллис), Джуд Лоу (Дэн), Джулия Робертс (Анна), Клайв Оуэн (Лари)
Награды: "Золотой глобус" в категориях "Лучший актер второго плана" и "Лучшая актриса второго плана".

О чем: о любовном квадрате, природе любви и измены.

Реклама

Кому стоит посмотреть: Тем, кто ищет ответы на вопросы: почему люди изменяют, можно ли простить измену, стоит ли о ней рассказывать партнеру, что такое настоящая близость и как отличить ее от игр разума и гормонов.

Фильм начинается со знакомства первой пары любовного квадрата — Эллис и Дэна.

Она — американская неформалка с розовыми волосами, стриптизерша. Он — английский клерк, журналист, пишущий некрологи. Но среди толпы эти двое случайно встречаются глазами и уже не замечают никого и ничего. Режиссер покадрово изображает рождение любви с первого взгляда и сразу же показывает, что она рискованна, потому что ослепляет. Эллис, как будто загипнотизированная незнакомцем, переходит дорогу на красный свет, и ее сбивает машина. Придя в сознание, она видит его рядом с собой. Так завязывается первый любовный узел.

Незнакомка. Такой Дэн впервые увидел Эллис

Завязка второго происходит в фотостудии Анны. Дэн сюда приходит, чтобы сделать портрет для своей книги. Светскую болтовню во время съемки он прерывает приказом: "Подойди!" Анна подчиняется, и они начинают целоваться. Но затем, узнав, что у Дэна есть девушка, она отказывает в отношениях.
Живя с Эллис, он продолжает думать о фотографе и в чате анонимных любителей секса называет себя Анной. Под таким именем он знакомится с четвертым участником любовного квадрата, врачом Лари, и назначает ему свидание в океанариуме, в котором любит бывать Анна. Тот туда приходит и замечает одиноко сидящую женщину. Ею оказывается Анна. Шутка Дэна сводит этих людей. Так образуется вторая пара четырехугольника.

Дэн и Анна. Ему важно подчинять женщину

Подоплека измены

Страсти начинают накаляться на выставке Анны "Незнакомцы". Там впервые знакомятся Эллис и Лари. Как истинный член общества любителей секса, увидев чувственную Эллис, он не мог не предпринять попытки ее соблазнить. Но, наткнувшись на ее холодность, отступает. А вот натиск Дэна на Анну на этот раз оказался успешным: у них начинаются любовные отношения.

Почему они идут на измену? Эллис, узнав о ней, спрашивает у Дэна: "Тебя притягивает успех Анны?" И тот отвечает: "Нет, то, что ей не нужен". В этом ответе лишь доля правды: Дэну важно, чтобы ему подчинялись, а Анна как раз такая женщина.

"Фраза "Подойди!" была словом-проверкой, — комментирует Светлана Клапишевская. — Когда Анна ему подчинилась, Дэн понял, что сможет управлять отношениями".

Почему Анна готова подчиниться зову незнакомца?

"Она бежит от одиночества, — считает психолог. — На ее выставке звучит фраза: "Люди на снимках не выглядят весело. Они все одинаково одиноки!" А ведь фотограф всегда фотографирует себя! Анна даже в отношениях с Лари продолжает испытывать одиночество, поэтому ищет незнакомца, фантазию, которая заполнит ее внутреннюю пустоту. Но это невозможно".

Дэн и Эллис. Она управляет их отношениями

Любишь — простишь

Таким образом, объяснять измену исключительно физическим притяжением нельзя. Можно ли простить тех, кто изменяет? У героев фильма на этот счет разная позиция. "Если любишь — простишь", — говорит Анна Дэну после того, как призналась ему в том, что переспала с мужем ради того, чтобы он дал развод. Оказавшись в роли рогоносца, Дэн рвет отношения и возвращается к Эллис. А та, простив его, снова начинает с ним жить. Прощает измену жены и Лари, хотя поначалу, узнав подробности ее отношений с Дэном, пожелал Анне "сдохнуть". "Ты не понимаешь в любви главного, потому что не знаешь компромиссов", — говорит он своему сопернику.

А вот его Лари прощать не собирается: он мстит Дэну, солгав, что переспал с Эллис. И эта ложь становится концом для первой пары нашего квадрата. Посреди любовной идиллии (у Эллис прекрасное настроение, они скоро летят в Нью-Йорк) Дэн начинает допытываться у нее, делила ли она все-таки постель с Лари. Почему он выбрал именно этот момент абсолютного счастья? "Пессимисты не хотят быть счастливыми. Им нужно страдать, чтобы оправдать свою депрессию", — эти слова Лари объясняют такое поведение Дэна. Его душа больна, и это наконец понимает и Эллис. Без слез и истерик она заявляет: "Я больше тебя не люблю". Затем режиссер показывает эту героиню уже на улицах Нью-Йорка. Она снова идет среди толпы, и все проходящие мужчины с восхищением оборачиваются ей вослед. Она снова ступает на красный свет.

"Но в этот раз она осознанно это делает, понимая, что управляет ситуацией, — комментирует Светлана Клапишевская. — Она транслирует миру: "Все будет, как я хочу! Все подвластно мне! Я пробую и получаю результат или опыт".

Эллис, освободившись от токсичных отношений с Дэном, обрела внутреннюю силу.

Все хорошо и у Лари с Анной. Их режиссер показывает на супружеской постели. Он уснул с газетой в руках, и она заботливо убирает ее. Эти двое простили друг другу, нашли компромиссы, и им хорошо вдвоем. В отличие от Дэна: одинокий, он бродит по улицам Лондона и заходит в дворик, в котором начинался их роман с Эллис. И тут на одной из мемориальных плит он видит имя Эллис Айрес — и понимает, что жил несколько лет с девушкой, не зная ее настоящего имени! Она так и осталась для него незнакомкой. В их случае секс не стал даже условием близости.

После разрыва. Свободная, смелая и красивая

Главные месседжи фильма

  • "Человек страдает, когда не получает того, чего хочет. Но еще больше он страдает, когда не может понять, чего хочет".
  • "Если вы верите в любовь с первого взгляда, вы будете искать ее постоянно".
  • "Если любишь, простишь".
  • "Близость не исключает секса, но он не является ее условием".