Чем отличается обучение в школах Нидерландов и Азербайджана от украинских

30 мая 2016, 05:05
В Гааге домой задают лишь несколько задач, а в Баку школьный день начинается с пения гимна

Детям обучение нравится. Фото: AFP 

У обучения школьников за границей есть свои особенности. Как проходит день из жизни школьников в Нидерландах и Азербайджане, разбирался сайт Сегодня.ua.

Школьное обучение в Гааге, Нидерланды

Реклама

Лукасу и Тайсу 9 и 8 лет. Они учатся в школе под названием "De Fontein" (то есть, "Фонтан") в Гааге.

Их школьный день в среду и четверг начинается в 8:30, а в другие учебные дни, когда родители пользуются услугой "доурочного присмотра" – на час раньше. Это означает, что сотрудники специальной организации проследят за тем, чтобы дети позавтракали, подготовились к урокам, и приведут их в класс к началу занятий.

Как правило, уроки заканчиваются в 15:00, кроме одного дня в неделю, когда учеба завершается к 12:00 или 12:15 (например, у Лукаса такой день – среда, у Тайса – пятница). Некоторые родители также заказывают платную услугу "послеурочного присмотра", что-то вроде украинской продленки.

Реклама

Однако занимается этим не сама школа, а все та же партнерская организация. Когда заканчиваются уроки, дети под руководством воспитателей этой организации либо остаются на территории школы, либо все вместе садятся в микроавтобус и едут в близлежащий спортивный центр. Такая продленка работает до 17:15 или 18:15.

Тайс ходит в четвертый класс. Его школьная программа фокусируется в основном на языке (т.е. правописании, чтении и т.д.) и математике. Лукас "перескочил" через класс, и таким образом, учится уже в седьмом. У него предметов намного больше: в их число входят, в частности, география, естественные науки, история, английский язык. Школьное расписание обоих мальчиков включает также занятия по религии, музыке, физическому воспитанию и специальные уроки, на которых дети учатся взаимодействовать в социально приемлемой форме.

В младшей школе домашних заданий не задают. В старшей – задают совсем немного, могут дать несколько несложных заданий, выполнение которых отнимает у Лукаса около часа в неделю. Существуют специальные программы для детей, которые имеют дополнительные потребности. Лукас и Тайс довольно талантливы и успешны, поэтому раз в неделю вместо обычных занятий они посещают уроки, которые проводятся по более сложной и углубленной программе.

Реклама

Учеников оценивают по самым разным аспектам знаний по пятибалльной шкале. Также используют тестовую систему, принятую в большинстве нидерландских учебных заведений. Тесты проходят трижды в год, это обеспечивает релевантную оценку развития знаний ребенка, позволяет сравнить его результаты с более ранними его же оценками, а также со средними результатами по стране.

Школьное обучение в Баку, Азербайджан

Алям живет в Баку и учится в четвертом классе обычной азербайджанской государственной школы. Учебный день начинается в 8:00 с пения гимна Азербайджана, который звучит по всей школе. Три раза в неделю у четвертого класса шесть уроков (заканчивают в 13:00), два раза — пять (заканчивают в 12:15). Алям посещает русский сектор школы, это значит, что все предметы преподаются на русском языке. Двоюродный брат Аляма, Мухаммед, учится в той же школе в азербайджанском секторе, занимается на родном языке и изучает русский как иностранный.

Школьная программа, по которой учится Алям — довольно сложная и насыщенная. Английский изучают с первого класса. Из непривычных украинцам предметов – "познание мира", "наследие" и риторика. На уроке познания мира дети обсуждают ситуации, возникающие в самых разных жизненных сферах: взаимоотношения между людьми, религия, деньги… Наследие — предмет о прошлом и настоящем Азербайджана, комплекс знаний по истории, литературе и искусству.

С системой оценивания учителя до конца еще не определились. Иногда, по старинке, оценивают по пятибалльной системе, иногда ставят уровни, от первого до четвертого, и пишут рядом пояснение (например, "читал стихотворение наизусть с выражением" – IV).

Практически во всех хороших школах Баку классы переполнены. В классе Аляма — 49 учеников, и кажется, это не предел. Класс делят на группы только на уроках английского и азербайджанского. Родители, конечно, количеством детей недовольны, но школы с хорошим уровнем преподавания обращают мало внимания на мнение родителей.

Из общих недостатков отмечают отсутствие системности в образовании: "Ощущение, что в детей пытаются в короткий промежуток времени запихать как можно больше информации", — говорит мама Аляма, Нигяр. Впрочем, по ее словам, ребенку учиться нравится.