Как построить карьеру "в ящике": зарплаты по 20 000 грн, шанс быстро учиться и звезды из народа

1 мая 2015, 11:00
Придется много учиться, пройти десятки кастингов, но результат может окупить все мытарства

Работа телеведущим требует полной вовлеченности в процесс. Известные телеведущие делятся опытом.

Чем привлекательна работа телеведущих, долго объяснять не надо: на экране их профессия выглядит интересной, яркой и прибыльной. Успешные, всегда с безупречной внешностью, они кажутся нам кем-то сродни звездам шоу-бизнеса, у которых повседневный труд — один сплошной праздник. Многие не прочь занять их место и ломают головы, как этого добиться. "Сегодня" решила облегчить жизнь ломающим голову и задать главный для них вопрос профи в сфере телевидения.

КОГО ЖДУТ: танцоров, докторов и кулинаров

Реклама

На курсы принимают всех с обычным "трудовым прошлым" и начинают с основ, говорит директор столичной телешколы Александр Омельянов. "Хорошим дополнением будет общая начитанность, хорошая эрудиция и природная дикция — это база, с которой человеку будет проще входить в профессию. И для шоумена, ведущего развлекательного проекта ее вполне достаточно, — считает Омельянов. — Современные тенденции таковы, что "говорящие головы", ретранслирующие текст, отходят на второй план. Телезрителю интересны компетентные в той или иной области люди". Человек, который читает подводки (словесные "мостики" между сюжетами), не понимая, о чем сюжет и как он создавался, сразу проигрывает тому, кто знает процесс, обращает внимание Маричка Падалко. "Мне даже казалось, что профессия ведущего отомрет. В последние годы звездами ТВ часто становились те, кто и не собирался вести программы, а просто были успешными в своем деле: Влад Яма, Евгений Комаровский, хорошие кулинары", — говорит она. Так что если нацеливаетесь на какую-то узкоспециализированную рубрику (медицина, стиль-красота, экономика), приходите на телевидение готовым специалистом.

Лучшие ведущие —  из компетентных  в своей области  специалистов.

ПОРТРЕТ. Завоевывают телеэфир вовсе не голливудской внешностью: для работы на ТВ пригодится целый ряд качеств. В идеале вы должны обладать приятным тембром голоса, телегеничностью, быть хладнокровным и уметь совладать с собой в любой ситуации, четко, лаконично и убедительно излагать мысли, быстро реагировать при форс-мажорах, ладить со своей командой. Но главное — нельзя идти на телевидение, декларируя сухое желание стать телеведущим, полагает Маричка Падалко. "Такого человека возьмут в последнюю очередь: он будет малополезным. Скорее всего, он плохо понимает, что его ждет и быстро разочаруется, — объясняет она. — Я лично не знаю ведущих, которые пришли бы на ТВ с целью занять именно эту нишу. Люди просто были заинтересованы в телекухне, начинали стажерами, "подносчиками патронов", ездили с журналистами на съемки, знакомились с производством продукта и жили этим. Постепенно получали опыт работы в кадре, а затем уже переходили в другие программы, бывали на кастингах".

Открытость, ответственность и умение работать в команде станут большим плюсом кандидата. Хотя если человек скромен и неразговорчив — это, по мнению Алексея Суханова, тоже не означает, что он плохой профессионал: свою работу он может выполнять на "отлично". "Самое главное — понимать, что ты должен сделать хорошо ту часть работы, за которую отвечаешь лично. Если так сделает каждый — получится качественный и полезный ТВ-продукт", — говорит он.

Реклама

БУДЕТ ТРУДНО. Не стоит тратить время зря на телевидение, если нет абсолютной вовлеченности в процесс. Чрезмерная концентрация на личных делах не даст отключиться от своих проблем в момент работы, делится опытом Падалко. "Нужно быть головой в работе круглосуточно, держать руку на пульсе, знать, что волнует аудиторию, чтобы правильно донести информацию, и зритель подсознательно вас выделит, — говорит она. — К тому же камера — как лупа: увеличивает все незаметные в обычной жизни черты характера диктора, и если его целостный образ не излучает гармонию, не вызывает доверия, добиться успеха в профессии будет трудно". К тому же ТВ впускает телеведущего в каждый дом и делает его почти членом семьи для миллионов зрителей, говорит ведущая "Погоды" на "5 канале": "поэтому, кроме выполнения обязанностей, помните: ваше лицо с экрана должно всегда нести позитив и эмоциональную поддержку".

Главное, на чем акцентирует внимание телеведущий Алексей Суханов, это огромная ответственность. "Ты не можешь отменить съемки, когда несколько десятков человек уже ждут тебя. И к своей работе нельзя относиться как к обязаловке. Я бы не работал в социальном ток-шоу, если бы мне было все равно, что с нашими героями будет дальше. Каждую историю нужно пропускать через себя", — предупреждает звезда телеканала "Украина".

СНАЧАЛА ТЕЛЕШКОЛА

Реклама

В Киевском национальном университете культуры и искусств готовят молодые кадры по квалификации "Тележурналист, диктор и ведущий телепрограмм". 4 или 5 лет обучения (на бакалавра или специалиста) стоят одинаково: 21 тыс. грн. Абитуриент должен пройти творческие экзамены: прочитать на камеру 3—4 скороговорки, басню, стихотворение, отрывок монолога-прозы, охарактеризовать их; считать с листа на камеру текст, выданный экзаменаторами, пройти собеседование по истории кино и телевидения. При этом комиссия будет обращать внимание на вашу речь, наблюдательность, дикцию, сценическое внимание, интуицию, актерские способности, развитость воображения. Предварительно можно пройти 4-месячные подготовительные курсы при вузе или хотя бы ознакомиться с литературой, рекомендованной кафедрой (список есть на сайте).

ПО-БЫСТРОМУ. Есть и альтернатива — курсы телеведущих при различных образовательных центрах и в медиашколах. Всего за 3 месяца преподаватели отшлифуют вашу технику речи, дикцию, пластическую выразительность, актерское мастерство, научат работать в кадре, готовить программы. Познакомят с основами телережиссуры, стилистикой, тележурналистикой в целом. У вас будет возможность принять участие в кастингах и съемках, попробовать себя в деле и получить ценные советы кураторов. Выпускники, кроме диплома, чаще всего получают демозапись голоса и видеопортфолио, стажировку в студиях. Это обойдется в среднем в 1900—2000 грн в месяц.

КАК БЫВАЕТ. Алексея Суханова, ведущего ток-шоу "Говорить Україна" на канале "Украина", обучала в основном практика. "Окончив Московский государственный Институт коммерции по специальности "Менеджмент", узнал о поиске "голоса" на радио. Решил попробовать — и, к своему удивлению, стал стажером", — рассказывает он. После работы на радио работал на Ивановском областном телевидении, прошел курсы повышения квалификации и стал корреспондентом радиостанции "Маяк". Весь этот путь занял всего 3 года — с 2001-го Суханов уже работал на "НТВ". А на "Украину" попал спустя 11 лет в результате международного кастинга. А телеведущая "5 канала" Габриэлла Массанга, прежде чем вытащить билетик на ТВ, работала в модельном агентстве, участвовала в дефиле, фотосессиях, видеосъемках.

СОВЕТЫ БЫВАЛЫХ

Запишитесь на уроки по сценической речи у специалиста, который научит правильно говорить, дышать, поставит правильную артикуляцию, научит базовым правилам работы речевого аппарата. Все это пригодится не только для прямых эфиров, но и просто в жизни, в других профессиях, считает известная ведущая на телеканале "1+1" Маричка Падалко. "Технику не обретешь просто наблюдая, как говорят другие. И мышцы рта сами по себе как надо не заработают. Хотя бы помногу читайте вслух дома, — рекомендует она. — Я, например, после шестилетнего перерыва легко вернулась в разговорный жанр, потому что ежедневно четко и громко читала детям сказки. Это поддержало форму, ведь чтение новостей, как спорт: не тренируешься — теряешь скорость". Кстати, сразу практикуйтесь на том языке, на котором планируете работать, чтобы язык был заточен под него — ведь переучиваться трудно. И наблюдайте, как работают телеведущие разных каналов, советует Падалко: у каждого коллектива волей-неволей вырабатываются общие интонации, манеры, и чтобы перенять новое и более подходящее себе, полезно интересоваться, каков стиль и подача, например, у иностранных коллег.

СЛЕДИМ ЗА СЛОВАМИ... Тем, кто хочет работать на ТВ, особое внимание нужно уделять своей речи, считает Алексей Суханов. "Я, например, даже сейчас после съемок программы всегда спрашиваю у редакторов, что и где не так сказал — бывает, на автомате оговоришься (особенно, когда съемки с 6 утра до 2 часов ночи) и не заметишь. Не стоит бояться объективной критики, благодаря этому есть возможность стать профессиональнее, — делится опытом он. — Конечно, по возможности нужно посещать и курсы, но все равно самое главное — практика. И еще важно следить за новостями: журналист и ведущий должны быть не только всесторонне образованными, но и находиться в курсе всех последних событий!".

…И ФИГУРОЙ. Фотокамера полнит любого человека на 3 кг, видео — на 5, поэтому заранее выясните, как выглядите на отснятом материале, советует Габриэлла Массанга (ведущая программ "Погода", "Мамина школа"). "Необязательно всем быть худыми, но учитывайте этот нюанс наряду с телегеничностью (не путать с фотогеничностью, это разное), — отмечает она. — Насколько камера вас любит, узнаете, сделав несколько роликов хотя бы на телефон (но лучше профессиональной техникой — результат информативнее)". Очень важно не бояться камеры: если вы свободно держитесь, смело смотрите в объектив, легко, естественно себя чувствуете, и вам это нравится — значит, у вас хорошие ТВ-перспективы, полагает ведущая на "5 канале".

ИСПЫТАНИЕ КАСТИНГОМ

Телеканалы очень скрупулезно относятся к подбору кадров, и лучший способ туда попасть — устроиться на любую вакантную должность на телевидении и ознакомиться с его кухней изнутри. Нередко дверью в телемир становятся кастинги.

Искать информацию можно на постоянно обновляющихся сайтах youneed.com.ua, vizion.in.ua, kastingtv.com.ua и в группах соцсетей. "Просто зарегистрируйтесь на кастинг-ресурсах, и вам ежедневно будут приходить приглашения от целой ленты кастинг-агентств, — рассказывает Габриэлла Массанга, прошедшая до работы на "5-м" два кастинга. — Также можно отслеживать новости на сайтах телеканалов, порталах поиска работы, подписаться на их рассылки".

Побывайте  на десятке  "непроходимых"  кастингов.

ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ. Необходимо бывать на кастингах хотя бы потому, чтобы перебороть в себе страх, советует Александр Омельянов, продюсер и директор столичной школы телевидения. Страх перед неизвестным — явление нормальное, но чем привычнее становится мероприятие, тем меньше волнение перед ним. "Я бы рекомендовал пройти для начала с десяток кастингов заведомо "непроходимых", чтобы справиться с собой, освоить обстановку, когда незнакомые люди осматривают, оценивают тебя, и под этими пристальными взорами еще и нужно творчески проявляться", — говорит эксперт. — Лишь справившись с мандражом, кандидат сможет презентовать себя таким, каким есть в жизни, быть естественным в кадре. Наигранность на ТВ не приветствуется: зритель не поверит ведущему, который фальшивит". И пусть количество неудачных кастингов за плечами растет, не расстраивайтесь: ваша задача — раскрепоститься, ощущать себя свободно и раскрыться в наилучшей роли.

КАК НАДО. Заполняя анкеты на сайтах, исполняйте все просьбы и требования, которые указаны там — не пишите лишнего, не упустите важного, будьте внимательны, грамотны и аккуратны, рекомендует Габриэлла Массанга. "Получив приглашение, уточните детали: дату, время и место проведения, дресс-код. Советую на всех кастингах иметь с собой анкетные данные с размерами одежды и обуви. Подготовьте небольшую речь — имя, образование, работа, хобби, почему хотите работать на телевидении", — перечисляет она. На кастинг не опаздывайте, не суетитесь и постарайтесь проявить свои лучшие качества — голос, осанку, жесты, юмор, обаяние, интеллект (но не развязность и навязчивость). "Внешность решающей роли не играет, но с одеждой не экспериментируйте, — говорит Омельянов. — Продюсер хочет видеть вас самого, а кричащий, вызывающий наряд отвлекает внимание от личности или выставляет ее в негативном свете. Пусть это будет сдержанная опрятная одежда".

СВЯЗИ, ИМИДЖ И СОЦСЕТИ

Телеведущие постоянно вовлечены в творческий процесс, и нерутинность труда — большой его плюс. Они популярны, узнаваемы, часто общаются с известными людьми, имеют полезные связи.

Как правило, прелести профессии портит ложка дегтя: ненормированный рабочий день, вынужденная необходимость всегда пребывать в добром расположении духа и поддерживать свою внешность на высоте, что очень нагружает эмоционально, психологически и физически.

ПУБЛИЧНОСТЬ. Она нередко мешает личной жизни тех, кто предпочитал бы ее не афишировать. "Будьте готовы: могут узнавать на улицах, обращаться незнакомые люди. Вы будете нравиться и не нравиться: мнения, высказанные о вас на страницах соцсетей, могут быть неприятны", — предупреждает Габриэлла Массанга. "Даже проработав на ТВ столько лет, все равно не могу привыкнуть к гневным комментариям, негативу в свой адрес — очень задевает", — признается и Маричка Падалко. — С одной стороны, через соцсети медийщику из первых рук поступает информация и он оперативно реагирует, но эта доступность — еще и ответственность перед фолловерами (читателями, подписчиками). Люди думают, что работающему на ТВ подвластно все, часто просят о помощи, и когда нет возможности помочь и даже ответить всем, это огорчает".

ПОЧТИ МАГИЯ. Однако влюбленным в свою работу тележурналистам все нипочем. "Люблю профессию за постоянный адреналин — на телевидении все мелькает, меняется, заряжает свежей энергией, — признается ведущая новостей на "1+1". — Благодаря профессии я повстречала столько интересных, прекрасных людей (особенно за последние полтора года), сколько не видела за всю жизнь". А по словам Габриэллы, авторская программа "Мамина школа" открыла ей множество детских психологов, врачей, воспитателей и массу полезностей, что помогает воспитывать собственного сына и давать дельные советы друзьям. "Телевидение — это магия: она затягивает, влюбляет в себя раз и навсегда, с ним постоянно растешь профессионально, развиваешься духовно. Скорее это образ жизни, а не работа", — говорит Массанга, телеведущая с 10-летним стажем.

Даже сумасшедший график, по мнению Марички, не недостаток, а особенность: "пусть в четверг просыпаюсь в 5 утра и возвращаюсь к детям в 9 вечера, но зато потом приходит пятница и я горжусь, что прожила такой насыщенный день. Ведущий, единожды соскучившись и испытав тоску по работе в кадре, жаловаться на загруженность никогда не будет: лучше много работы, чем полное ее отсутствие".

Внешность  телеведущего  согласовывается  с телеканалом.

ИМИДЖ. Такой важный нюанс, как внешность телеведущей, после попадания в кадр перестает ей принадлежать. Любой "тюнинг" согласовывается с телеканалом в лице продюсера или режиссера проекта. "Изменения облика необходимо обсуждать и утверждать, — говорит по этому поводу Габриэлла Массанга. — Мой вид в кадре обсуждается сначала со стилистом, потом наши пожелания рассматривает команда. Иногда с телеведущим заключают контракт, где все прописано до мелочей, и за нарушения — громадные штрафы. Если ведущий хочет изменить цвет волос, прическу, а телеканал против, бывают конфликты, решаемые только компромиссно. Но сразу не рассчитывайте вести новости с пирсингом в носу или утреннее шоу в облике эмо".

ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ ВНЕ ЭФИРА

Нельзя, попав на телевидение, строить иллюзии, что пик покорен, а дальше — только почивание на лаврах: программу могут закрыть, поменяется собственник, концепция или требования канала. Плохо придется тем, кто считает настоящей трагедией уход из-под света софитов, полагает ведущая "1+1". Будучи профессионалом, телеведущий может реализоваться на любой позиции в производстве телепродукта. "Сейчас возраст 30 лет – далеко не повод думать об уходе из прямых эфиров — в запасе еще много лет. А потом можно, например, преподавать в медиашколе", — делится мыслями Маричка Падалко.

Для телеведущей, знающей всю подноготную телепрограмм, логично стать режиссером или продюсером, рассказывает ведущая "Маминой школы" Габриэлла Массанга, выступившая также автором и сопродюсером этого проекта. "Некоторые пробуют себя в театре и кино (например, Маша Ефросинина, Андрей Джеджула), я тоже уже снималась и надеюсь, еще пригожусь украинскому кинематографу, — говорит Габриэлла. — Также многие телеведущие ведут разные мероприятия. По своему опыту скажу, это специфическое мастерство требует не только профессионализма, но и широкого кругозора, человеколюбия, чтобы зал получал позитивные эмоции и хорошее настроение".

ЗАРПЛАТЫ. Кстати, золотые горы светят далеко не каждому — только ведущие топ-уровня могут запрашивать и по $50 тыс. в месяц (а некоторые звезды — почти столько же за один эфир), а рядовые труженики работают в среднем за 10—15 тыс. грн, а на малопопулярных телеканалах — и того меньше (хотя с каждым обычно действуют персональные договоренности и самые знакомые нам лица получают не менее 20 тыс.).