Как не стать онлайн-грубияном: семь правил этикета в соцсетях

6 июля 2018, 10:33
Не нужно отмечать в постах людей и выкладывать фотографии, видео с их участием без согласия

Используйте соцсети с умом. Фото: pixabay

Нормы этикета будут уместны всегда и везде, особенно если вы считаете себя человеком интеллигентным. И речь не о том, в каких случаях прилично снять перчатки или приподнять шляпу в знак приветствия, а в правилах этикета в современном мире.

Соцсети, которые уверенно заняли почетное место в нашей жизни, используются не только для того, чтобы показать свою жизнь, а и в рабочих целях.

Реклама

Но, будьте осторожны, ведь психологи выяснили, что час в соцсетях подрывает уверенность в себе.

Тем не менее, хороший тон и здравый смысл актуальны всегда и везде, в том числе – при общении в социальных сетях. Какие "правила приличия" важно соблюдать, чтобы коммуникации были эффективными и не нарушали личные границы других людей? И что считается моветоном?

Редакция The Point обратилась с этим вопросом к экспертам по социальным медиа.

Реклама

1. Давайте дружить: зафрендить всех подряд

С развитием социальных сетей их пользователи стали относиться к своему онлайн-окружению более избирательно. Многим людям важно, с кем они делятся контентом, например, в Facebook, и какой контент "поглощают" сами в новостной ленте.

Как правильно добавляться в друзья?

По наблюдениям консультанта в сфере PR и SMM Ольги Лариной, есть разные подходы к формированию френдленты: кто-то добавляет всех, кто-то – только тех, кого знает лично.

Реклама

"В любом случае, благодаря кнопке "Follow" это перестало быть проблемой – вы можете следить за обновлениями всех интересующих вас людей даже без добавления в друзья, – считает эксперт. – Если вам принципиально подружиться с человеком, имеет смысл представиться и написать пару фраз о себе, почему вы заинтересованы в коммуникации. Это так же просто и понятно, как сопроводительное письмо к своему CV".

Можно возразить: какой в этом смысл – ведь информацию о человеке можно почитать в его профиле? Дело в том, что у того, с кем вы хотите подружиться онлайн, может не оказаться времени и желания заходить на вашу страничку. И порой все запросы в друзья без таких "сопроводительных писем" просто удаляются: если запросов сотни, на их анализ уйдет не один час.

2. Совиные привычки: ночные письма

Раньше считалось, что в нерабочее время некорректно звонить, а вот писать письма – без проблем. Но в век активного использования смартфонов почти у всех установлены мессенджеры. Корректно ли писать по рабочим вопросам в социальные сети в любое время суток – ведь в три часа ночи сигнал сообщения может разбудить адресата? Или это ответственность самого адресата – при желании можно установить беззвучный режим?

"Этика делового общения, как и общая культура, не зависит от частоты использования мессенджера. Поэтому я бы не рекомендовала писать по деловым вопросам после окончания рабочего дня, – отмечает Ольга Ларина. – Знаю, есть люди, работающие ночь напролет – но это их выбор. Как и выбор других людей разделить свое время на рабочее и личное. И эти границы необходимо уважать".

Кстати, такая позиция становится все более распространенной даже на законодательном уровне. Например, во Франции в прошлом году был принят закон о праве сотрудников "на отключение", то есть не быть на связи после окончания рабочего дня.

3. Умный контент: как наполнять свою страницу или группу

Если вы хотите использовать социальные сети не просто для потребления контента или развлечения, а с профессиональной пользой, формировать наполнение важно вдумчиво.

Ирина Сергиенко, управляющий партнер агентства стратегического, контент и SMM-маркетинга b2bhub, предлагает задать себе вопросы: "В чем я разбираюсь лучше всего? Что в моей работе или бизнесе меня захватывает?"

"Если вы владелец салона красоты, можно публиковать рассуждения о том, как смена прически может поменять жизнь и добавить внутренних сил, о новых технологиях и тенденциях в сфере красоты, – приводит пример эксперт. – Если вы любите соцсети и маркетинг, рассказывайте про новые алгоритмы Facebook, про то, как социальные медиа изменили мир, и так далее".

Не менее важны, по мнению Ирины, актуальность материалов и их "адекватность": "Выбирайте свежие и полезные статьи, а не "умирающий контент". Если публикуете новости – перепроверяйте достоверность информации: сейчас Facebook даже отслеживает fake news".

4. Добровольно-принудительно: добавление в группы без спроса

Желание создателей групп обзавестись максимальным количеством участников понятно. Но важно не переходить грань. Например – насколько корректно добавлять человека в свою группу без его согласия?

"Добавлять в группы без разрешения – спам. Такой же спам – рекламные сообщения в личку. За это банят, и правильно делают", – полагает Ольга Ларина.

Не поспоришь: если провести аналогию с офлайном, это все равно, что взять человека за руку и против его воли отвести в свое заведение, например. Кому это понравится?

Приглашать в свою группу следует только тех, для кого может быть актуальна ее тематика – например, соответствуют профессиональные интересы. И не нужно отправлять приглашение сразу после добавления в друзья. Желательно, чтобы до этого состоялась коммуникация. К тому же, добавление в группы теряет смысл без интересного содержания.

"Чтобы заинтересовать своих подписчиков, нужно постить интересный и полезный контент, который готовы поддержать лайками и репостами другие члены вашей команды, – рекомендует Ольга Ларина. – Без поддержки сотрудников и единомышленников бизнес-страница теряет смысл в условиях нового алгоритма".

5. Деловой акцент: восприятие в профессиональной среде

Как выбирать контент для своей страницы в соцсети, если вам важно, как вас воспринимают в профессиональной среде – например, работодатели и клиенты?

"Соцсети чаще всего выполняют функцию хвастовства. Конечно, пост о "фейлах" может набрать популярность – уже не первый год проходят события по типу FuckUp Night и публикуются истории #мояперваяработа, где успешные люди рассказывают, с чего они начинали, – рассказывает Ирина Сергиенко. – Но обычно все возвращается к идее "Я лучше всех. Будь, как я".

Важно наполнять страницу контентом, который может оказаться полезным другим. Ирина рекомендует делиться впечатлениями от прочитанных книг, даже если они не связаны с профессией; рассказывать о событиях, которые вы посещаете, можно – с коротким видео с события, если это разрешено организаторами. Вполне уместны фото и видео с работы – и с серьезного митинга, и с посиделок во время обеденного перерыва (с последним эксперт советует не переборщить, чтобы не показалось, что вы бездельничаете).

Отличный вариант – юмор, который связан с вашей профессиональной сферой: по наблюдениям Ирины, это хороший способ получить больше лайков и реакций. Как и провокационный контент.

"Только не нужно впадать в крайность. Достаточно поднять какой-то вопрос для дискуссии, узнать мнение коллег, поделиться жизненной ситуацией ("А что бы вы сделали на моем месте?"), – отмечает эксперт. – Основная цель такого контента – получить фидбек в комментариях. Сейчас алгоритмы соцсетей обновились, и комментарии ценнее реакций и репостов. Нужно по максимуму использовать этот ресурс".

Лучше подумать несколько раз, прежде чем выносить на обсуждение в социальной сети личный конфликт. Может оказаться, что ситуацию можно было решить по-дружески. А публикация – не воробей.

6. Свое и чужое: использование контента других людей

"Если делитесь статьями других экспертов – опишите коротко, что думаете о ситуации или новости, добавьте лучшую цитату статьи. Даже комментарий "Без комментариев" – это лучше, чем ничего", – делится Ирина Сергиенко. По мнению эксперта, страницы, где репостится множество статей и ссылки на сайты без каких-либо комментариев, не вызывают доверия и напоминают страницы ботов. И обязательно указывайте источник заимствованного контента.

Желательно, чтобы как минимум 50% контента было оригинальным. "Делитесь своими наработками и кейсами, даже если они были не очень удачными – тогда можете написать, что вы из этого вынесли", – рекомендует Ирина.

7. Вредные советы: как не нужно делать

Безусловно, личный профиль – ваша территория, и ее можно использовать на свое усмотрение, никто не заставляет это читать. Но есть "маячки", которые, по опыту экспертов, влияют на восприятие образа человека в соцсети негативно.

"Например, не нужно репостить и участвовать в дюжине розыгрышей и конкурсов – таких SMM-специалисты называют "призоловами", – делится Ирина Сергиенко.

Отдельный вопрос – обнаженные фото. Как в недавнем примере с девушкой, которая обозначила себя в Tinder как "директор": фото разошлось по соцсетям и породило много шуток.

Не очень хорошо воспринимается переизбыток фотографий чего- или кого-либо – даже если это семья и домашние питомцы, не говоря уже про машину, постоянные селфи и еду.

"Если публикуете фото с едой, в комментарии желательно написать не просто "Мой обед. Вкусно", – считает Ирина. И приводит более оригинальный вариант: "Пока обедаю в замечательном заведении @суперресторан перед встречей со следующим клиентом, планирую улучшить этот мир новым полезным тренингом/своей книгой"; или можно поделиться инсайтами, правилами ведения бизнеса, лайфхаками в работе.

Есть еще много нюансов, которые желательно соблюдать, чтобы не прослыть онлайн-грубияном. Например:

  • Не нужно отмечать в постах людей и выкладывать фотографии, видео с их участием без согласия.
  • Не следует отправлять одно сообщение сразу во все соцсети. Лучше согласовать с человеком одно, самое удобное ему средство связи.
  • Прежде чем знакомить людей друг с другом в социальной сети, лучше получить предварительное согласие на такое знакомство.
  • Нежелательно, если вопрос не горящий, звонить человеку без предупреждения, особенно – с использованием видеосвязи. Лучше согласовать время звонка заранее.
  • Нет смысла рассылать бесконечные безликие открытки на праздники.
  • Лучше подумать несколько раз, прежде чем выносить на обсуждение в социальной сети личный конфликт. Может оказаться, что ситуацию можно было решить по-дружески. А публикация – не воробей.

"У каждого человека свой стиль общения онлайн: кто-то ставит много восклицательных знаков или "смайликов", некоторые в меру загруженности могут пропустить важные сообщения", – отмечает Ольга Сергиенко. И если возникают проблемы и недопонимание – обсуждение важных рабочих вопросов лучше перенести в офлайн.

"В целом все рекомендации относительно коммуникации в социальной сети – ровно такие же, как в реальной жизни. Будьте искренними, тактичными и вежливыми. Тогда все обязательно получится", – резюмирует Ольга Ларина.

В то же время ученые выяснили, что соцсети усиливают опасное чувство одиночества у детей. Одиночество нужно воспринимать всерьез, потому что оно опасно для физического и психического здоровья детей.