Джазмен Хэрби Хэнкок: "Если не веселишься на сцене — тебе там не место"

14 июля 2015, 12:30
Легендарный джазмен рассказал, как смеется над собой и чем его заманил Львов

Хэнкок. Каждое выступление обильно наполняет динамичными импровизациями. / Фото: Сергей Ревера

Представляя Хэрби Хэнкока, достаточно сказать, что это — живая легенда: 14 "Грэмми" и "Оскар" за лучшую музыку к кинофильму "Около полуночи" (1986). А еще — записи с известнейшими джазменами мира, к примеру, Майлзом Дэвисом и Уэйном Шортером. В этом году Хэнкок отметил свое 75-летие, но когда видишь его на сцене, поверить в это трудно — настолько живо и страстно он исполняет свои композиции и импровизирует. "Сегодня" удалось пообщаться с Хэнкоком на юбилейном Alfa Jazz Fest во Львове.

"Джаз — это не только музыканты, но и те, кто слушают его"

ЛИЧНОЕ ДЕЛО. Музыка Хэнкока вызывает разные эмоции: одни в восторге от его своеобразной эклектики на клавишных, для других его композиции местами резкие. Одно известно точно — равнодушным не остается никто, особенно если слышат его вживую. Его композиции трудно отнести к одному жанру: они сочетают в себе элементы рока и соула наряду с вольными элементами джаза. А его импровизации, без которых не обходится ни одно выступление, включают уникальную смесь джаза, блюза и современной классической музыки.
Музыкальный талант у Херби проявился очень рано, ведь он был вундеркиндом: в семь лет отправился учиться играть на пианино, а в 11 лет лет уже играл Концерт для фортепиано № 5 Моцарта с Чикагским симфоническим оркестром. К слову, юный Хэнкок испытывал страсть не только к музыке, но и к науке, особенно электронике. Он получил два образования: в области музыки и электротехники в колледже Grinnell.

Реклама

Поработав в 60-х в группе Майлза Дэвиса, Хэнкок определился с тем, какой он видит роль джазовой ритм-группы, и стал одним из первых "скульпторов" жанра пост-бибоп. Он был среди джазменов-пионеров, которые начали совмещать, казалось бы, несовместимое — синтезаторы и фанк. При этом, несмотря на всю экспериментальность, его музыка мелодична и доступна для массового слушателя, благодаря чему в США и Европе джазмен стал популярен не только среди заядлых любителей джаза, но и среди поп-меломанов. Самые известные соло-работы Хэнкока — Watermelon Man, Maiden Voyage и Chameleon, а также синглы I Thought It Was You и Rockit.

В УКРАИНЕ КОМФОРТНО. С главной фестивальной площадки Alfa Jazz обычно не очень разговорчивый во время выступлений Хэнкок, все же поблагодарил публику за жаркий прием и признался, что впервые во Львове и просто очарован им. И хотя изначально на фестивале было оговорено, что политические темы артисты обсуждать не будут, Хэнкок перед концертом отметил, что Украине очень нужен джаз — и именно сейчас. "Джаз — это музыка, несущая надежду. А то, в чем нуждается каждый из нас — это надежда и упование. Со времен своего возникновения джаз исполняет дипломатическую функцию. Он существует для того, чтобы роднить и сближать людей", — сказал Хэнкок. Забавно, но на вопрос о том, чем же его все-таки заманили в Украину, музыкант молча полез в карман, достал долларовую купюру и показал ее. "Вот этим, а чем же еще!", — и улыбнулся в ответ.

Оказалось, что Хэнкок, несмотря на свое значительное положение в мире музыки и серьезный внешний вид, умеет над собой посмеяться. "Музыканты, которых вы видите на сцене — не просто артисты. Мы такие же люди, как и вы. И часть нашей жизни состоит в том, что нам приходится частенько смеяться над собой. А иначе никак! Если ты не веселишься на сцене, значит, тебе там не место", — подытожил Хэнкок.