Гарри Каспаров: "Я бы сравнил политику Путина с игрой в покер"

8 декабря 2014, 08:44
Каспаров в Киеве рассказал о "психологии халявы" в отношении Крыма, политике Путина и о том, почему больше не играет в шахматы

Фото предоставлено www.kasparov-ua.com

Реклама

Идеальный костюм, галстук, белоснежная, как первый снег рубашка, дорогие часы на руке… В таком виде на мастер-классе "Стратегия бизнеса как стратегия в шахматах" перед киевлянами появился 51-летний чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров. Человек, который занимает 25-е место в сотне ныне живущих гениев сейчас консультирует таких монстров, как Google, IBM, GE. В Киеве он не играл в шахматы, а много говорил о политике и бизнесе (встреча длилась около двух часов). Однако слушатели, пришедшие к Каспарову за эликсиром от всех проблем (заплатив при этом за билеты от 1 до 3-х тыс. грн), были разочарованы, мол, ждали от гения практических советов по бизнесу, но ничего конкретного так не услышали. Более того, на прямой вопрос о том, как сделать бизнес успешным, Каспаров ответил: "Никаких секретов у меня нет! И сам я бизнесом не занимаюсь". "Сегодня" побывала на закрытой встрече и послушала, о чем говорил Каспаров с украинцами.

Об Украине
"Когда делаешь что-то новое, шансы всегда невелики. Никто удачи не гарантирует. Но когда опускаются руки, вспомните, какие шансы были у Колумба доплыть до того места, которое даже и на карте не обозначено. Когда думаете о степени риска, представьте, что приходит к вам Фернандо Магеллан и просит денег на экспедицию. Какие шансы у него получить 5 гривен? Вы ведь проводите первоначальные исследования, спрашиваете, есть ли карта, он говорит, что нет. На вопрос: "Куда плывете?" — отвечает: "Не знаю, есть мнение, что Земля круглая"… Понятно, что Колумб и Магеллан успеха добились, но нужно так же помнить и о невозвращенцах, которые потерпели неудачу. Новое требует жертв, и если мы позиционируем себя, как человечество, то должны этот риск на себя брать. В Украине сейчас есть необходимые ингредиенты, чтобы построить дееспособную политическую систему".

О Путине
"Я бы сравнил политику Путина с покером. В этой игре не так важно качество карт, которые вы выбрасываете, — гораздо важнее психология. Для Путина сегодня внешняя агрессия становится способом политического выживания. История развивается по спирали, и сегодня мы находимся в точке, которая перекликается с 30-ми или 60-ми годами. Для Путина попытка собрать русские земли с целью восстановления империи — не внешнеполитические акции, а попытка оправдать собственное бесконечное пребывание у власти. Он контролирует все телеканалы, все ручейки пропаганды, но не контролирует цифры в обменнике. Это независимая величина, которая власти не подчиняется. И для того, чтобы компенсировать экономические неурядицы, с которыми сталкивается страна, нужна внешняя агрессия".

Реклама

О политическом прогнозе
"Первое, что мне очевидно, — путинский режим не может эволюционировать. Выборы являются фикцией, и в их результате ничего не меняется. Это приводит нас к мысли, что режим может рухнуть только в результате каких-то насильственных действий. Вопрос только в объеме этих действий и последствиях, которые будут после них. В России одни и те же игроки на политической арене — Жириновский, Чубайс, Зюганов. Сколько они лет уже там, двадцать? Стагнация на высшем уровне поддерживается в обществе, ни у кого нет корпоративного интереса что-то менять. Но режим перестал адекватно реагировать на вызовы времени. Успешный диктатор потому и успешный, что с годами сокращает круг людей, имеющих к нему доступ. На сегодняшний день устойчивость путинского режима связана с тем, что основная часть российского истеблишмента по-прежнему боится хаоса в послепутинской России, чем самого Путина. Европейские и американские бюрократы очень не хотят вступать в столкновение с Путиным, но постепенно приходят к мысли, что он своими действиями разрушает мировой порядок. И это гораздо опаснее, чем конфронтация с российским президентом. Однако, к сожалению, четкого месседжа с Запада о том, что сохранение Путина у власти абсолютно неприемлемо и будет вести страну к катастрофе, российской элите пока не последовало. Я не знаю, каким будет точный сценарий краха режима. Но можно говорить со 100%-ной уверенностью, что Путин умрет в Кремле. А вот когда и как это случится... Здесь, как в анекдоте, есть хорошая новость и плохая. Плохая в том, что мы этого не знаем, а хорошая — что он тоже этого не знает. Мир должен помнить Гитлера, а Путин — то, что с Гитлером случилось. Главная опасность в том, что российская пропаганда уже перешла в режим пропаганды 30-х годов: "Путин — Россия, Россия — Путин, и без Путина России не будет". Страшно, что это сидит в сознании вождя, у которого палец на ядерной кнопке. Но как природный оптимист я верю, что скоро наступит момент, когда окружение Путина поймет, что лучше его лишить возможности дотянуться до этой кнопки".

О Крыме
"То, что сейчас происходит в Москве, — это расплата. Психология, что "Крым наш" — это психология халявы. Без единого выстрела забрали, так почему не забрать? Но люди должны осознавать, что политической халявы не бывает. Немцы это поняли в 1945 году. Хотелось бы, чтобы урок, который получит за эту халяву Россия, не был бы таким же болезненным, как для немцев".

О шахматах
"Меня часто спрашивают, играете ли вы в азартные игры. Нет, всю удачу я растратил за шахматной доской. Прикасаться к играм, в которых требуется удача, мне нельзя — она осталась там, в матчах с Карповым.
Активно в шахматы не играю уже 10 лет. Я живу в совершенно другом ритме и сыграть серьезную 6—7-часовую партию уже невозможно — не будет нужного уровня концентрации. Я могу сыграть блиц, могу в быстрые шахматы. Когда играл турниры и матчи, для меня это был непрерывный рабочий цикл, который мог длиться несколько недель. А сейчас, когда даю сеанс одновременной игры, — это два-три часа, стараюсь даже чай или кофе не пить, чтобы не отвлекаться, ведь потом очень трудно втягиваться обратно в процесс. Если доводите до автоматизма какое-то действие, то лучше в нем находиться. Но интереса к игре я не потерял — я популяризирую шахматы, работаю с молодыми ребятами. И навыки игровые не растерял, хотя понятно, что это уже не то творчество. Любой человек устает: мне же не 25 лет, а уже 51, но при этом я считаю, что если держать себя в тонусе, то можно легко переключаться между работой и отдыхом. У меня нет проблемы свободного времени, всегда можно найти способ чем-то себя занять и узнать что-то новое. Тем более когда есть дети и столько источников информации, которые с ними нужно посмотреть и прочитать. "Властелин колец" и "Хоббиты" — это у нас семейное. Моей дочке 8 лет, она знает английский, и все это выучила наизусть".

Реклама

О бизнесе
"Почему в начале 90-х я не стал бизнесменом, хотя мог бы, к примеру, все просчитать? У каждого в жизни есть свое предназначение. И каждый человек понимает лимит своих возможностей. Бизнес требует иных качеств, которых у меня нет. Заниматься бизнесом у меня получилось бы гораздо хуже, чем играть в шахматы".

О вопросах и ответах
"Гораздо важнее задать новый вопрос, чем найти новый ответ. Нам всегда кажется, что важно дать правильный ответ. Но история начинается с вопроса. Правильная постановка вопроса определяет все остальное. Гениальная цитата Пабло Пикассо звучит так: "Машины бесполезны, потому что они дают только ответы". Вы не можете бесконечно собирать информацию: в какой-то момент интуиция должна сказать вам "стоп", и вы должны принять решение. Нам кажется, чем больше информации мы соберем, тем правильнее будет ответ. Это заблуждение, потому что для того, чтобы стать успешным и продвинуться вперед, нужно сделать что-то новое".

Мастер-класс "Стpaтeгия бизнесa кaк cтpатегия в шахматаx" прошел в Киеве на площадке  FEDORIV Hub. Фото предоставлены организатором приезда Гарри Каспарова в Украину Денисом Руденко.