Что скрывается за кулисами одного из главных курортов мира: как Египет переживает кризис

1 апреля 2017, 15:00
Бережет ближневосточную экзотику, покупает товары втридорога и ждет русских туристов

Исламские кварталы. Минареты древних мечетей и стены цитадели прячет постоянный смог

Египет многое пережил в последние годы. Я объехала его в 2012-м вдоль и поперек и оставила в полном расцвете курортных сил: последствия революций миновали, отели принимали туристов уже почти под полную завязку, в красноморских городах было все: работа для местных и европейцев, бойкая торговля и уверенность в завтрашнем дне. Недвижимость росла как грибы, недорогие по киевским и тем более московским меркам квартиры уходили нарасхват, египтяне только-только избрали нового президента и ждали перемен к лучшему, позволяя себе по отношению к туристам некоторую фамильярность: люди прибывали к ним, как по конвейеру, и не верилось, что поток когда-либо иссякнет.

Но беда пришла именно с этой стороны: после авиакатастрофы в Шарм-эль-Шейхе (крушение лайнера А321, следовавшего в Санкт-Петербург, осенью 2015 года, погибли более 200 человек) русские получили строгий запрет посещать Египет, другие страны стали осторожничать и рекомендовать гражданам посидеть дома до лучших времен. Сегодня главные курорты Египта переживают не лучшие времена. На опустевших туристических улицах-базарах уныло скучают торговцы, а пустые отели по привычке стригут газоны и подсвечивают бассейны с дорожками — веря, что рано или поздно они снова наполнятся гостями.

Реклама

Туристы, конечно, есть, и им как раз раздолье: ни толп, ни очередей, ни битв за шезлонги, купайся себе в любви отельеров! Но праздник жизни в стране поугас, и египтян искренне жаль: судьба всего, что создавалось годами, под большим вопросом. Но население верит в лучшее и упорно трудится, экономика показывает стабильный рост в несколько процентов ежегодно, а курорты ищут новые рынки и, пока суд да дело, занимаются реконструкцией и самосовершенствованием.

Древности на каждом шагу

Реклама

В СЕРДЦЕ СТРАНЫ. Чтобы понять, чем на самом деле живет Египет, я отправилась в Каир (в "резервациях" для туристов, коими являются Шарм или Хургада, ответ на этот вопрос не получить). Жизнь в огромном мегаполисе кипит, как всегда. Ранним утром, когда первые лучи солнца лишь пробиваются через густой смог, на улицах уже гудит и бибикает сумасшедший неуправляемый поток транспорта. Мужчины лениво добираются на работу (тысячи безработных вернулись из курортов домой и увеличили конкуренцию на рынке труда), студентки спешат на лекции.

Раньше всех открываются уличные кафе-шопы: мужчины чинно рассаживаются на стареньких сиденьях к металлическим столикам "на два стакана" и выпивают первую за день чашку желтого чая хельбы или красного каркаде под кальян. Открывают свои лавки торговцы, возятся в своих маленьких мастерских лудильщики и специалисты по починке всего на свете, мясники прямо на улице нарезают, как торт, огромные туши баранов и коз, пекари в открытых печах пекут лепешки с отрубями — за хлебом выстраиваются очереди. Хозяева фруктово-овощных тележек уже расположились при дороге и накладывают горы гуавы и апельсинов, развешивают гроздья бананов.

Реклама

Свежий хлеб. Печется и продается прямо у проезжей части

На тротуаре у станций метро, среди груд утрамбованного мусора и дремлющих собак, торгуют носками и детскими игрушками. В вагонах метрополитена бойкие "дистрибьюторы" один за другим расталкивают пассажиров огромными мешками (один в руках, второй — на голове) и оглушают, расхваливая свой товар. Где-то в деловых районах Каира уже заключаются первые сделки, а здесь, в старых исламских кварталах, только начинается новый пыльный день.

Как дома. Все работы египтяне проводят во всеувиденье, на улице

КОНТРАСТЫ. В старом городе — грузчики-рикши, впрягающиеся в тяжеленные повозки с товарами, и смешные тук-туки, гоняющиеся за каждым потенциальным пассажиром. Женщины в чадрах несут на головах торбы и мешки с покупками, пробегают разносчики чая со стаканами. Здесь до сих пор практикуют древний метод торговли: продавцы ходят под окнами домов, громко предлагая свой товар, с балкончиков к ним спускаются корзинки или ведра с деньгами — а обратно их втягивают на веревке уже с заказом.

Здесь, в самом сердце большого современного мегаполиса, важном деловом центре Северной Африки, под стенами великолепной средневековой мечети Ибн Тулуна (основана в IX веке!) лениво дергают с тележек скошенную траву ослики и лошадки, а на мусорных свалках, которых не счесть, что-то клюют и кудахчут куры. С высоты минарета, который с недавних пор открыт к посещению, открываются виды старого города — который, кажется, наполовину состоит из вычурных башенок, куполов, зубчатых стен. Сверху видно, как египтяне используют крыши своих домов: для многих это и склады, и террасы, и место отдыха, куда женщины в домашних розовых халатах выходят хлопотать по хозяйству, а мужчины — покурить и подумать о вечном. Под мечетью Сайеда Зейнаб нищие и бездомные в серых галабеях лежат прямо на тротуарах, прикрывшись рваными рогожками.

Крыши служат дополнительной жилплощадью

Но пока одни обитатели столицы одеваются в китайский дешевый трикотаж и покупают с рук у уличных торговцев обувь, стоящую $2—3 за пару, другие ездят на дорогущих иномарках, посещают крутые торговые центры, покупают по 100 г золота в подарок невестам (традиционное подношение) и ездят отдыхать в элитные "пятерки" на побережье. Буквально месяц тому в пригороде Каира открылся новенький огромный ТРЦ с магазинами международных брендов и, главное, — уже прославившимся Ice city — "снежным городком", куда за немалые деньги египетские семьи ходят кататься на санках и просто поваляться в диковинном снегу. К слову, только в этом новом городке таких крупных шопинг-молов минимум 3. И все они — отнюдь не пустуют.

Ослики и кони. Любимое "транспортное средство" в старом Каире

ПОД ЗОРКИМ ГЛАЗОМ СПЕЦСЛУЖБ

Инцидент с российским самолетом (он, напомним, разбился в ноябре 2015 года, погибли более 200 человек) заставил египтян уделять повышенное внимание безопасности в аэропортах. Первый раз багаж улетающих досконально проверяют при входе в терминал, затем ручную кладь и паспорта осматривают на еще одном пункте, и только после этого допускают пассажиров к регистрации. Затем — еще один контроль безопасности: скорее всего, проведут ручной досмотр. Паспорт в процессе отдельно просматривают еще раза три. Чемоданы в самолет грузят только после того, как подвезут к борту их хозяев и те опознают свой багаж.

"Раньше еще заставляли обматывать чемодан пленкой, а перед посадкой на борт проверять целостность упаковки — не вскрывали ли, — рассказывает Наталья Бондаренко, работавшая в Хургаде. — Но эти меры принимали только наши авиалинии — европейцы летают как обычно".

"Как по мне, пусть бы русские и не прилетали, у нас было бы меньше терактов. ИГИЛ ведь за ними теперь повсюду охотится, будет мстить за Сирию", — считает сотрудник одного из отелей Макади Баха Мохамед.

На побережье. Все так же нарядно и заманчиво, а для туристов сейчас на пляжах — раздолье

КАК ЗЕНИЦУ ОКА. Туристов в стране, честно говоря, берегут пуще глаз, причем со всех сторон: контролируют прилет, въезд на Синай, въезд из бедуинской пустыни в туристическую зону. Чек-пойнтами (пунктами контроля) усеяна вся дорога к столице. По возвращении из Каира в Шарм-эль-Шейх салон автобуса проверяли четырежды! При въезде на Синай автобус отогнали в специальную зону, осмотрели багаж, потом военный в красном берете проверил документы у пассажиров, нескольких египтян с габаритными рюкзаками заставили продемонстрировать их содержимое. Следующие три проверки (две — уже под Шармом) провели мужчины в штатском.

"Это сотрудники спецслужб, поэтому не в форме. Их цель не наркотики или контрабанда, а подозрительные личности. Кто не понравится — ведут проверять айди", — объяснил попутчик Шериф. Ночные проверки задержали прибытие автобуса минимум на полчаса.

"Зато в городе безопасно. Мой 13-летний сын возвращается сам домой в час ночи, а восьмилетняя дочка не раз терялась в торговом центре. Но я уверена, что ее никто не тронет: обратится к охраннику — и меня найдут", — делится жительница Шарм-эль-Шейха Мариам.

Сувениры. Стоят дешево, как никогда, а покупателей нет

Фрукты подорожали раза в два

СЕГОДНЯ: ДОРОГОЙ БАКС И КАЗАХИ

Запас прочности позволил Египту продержаться еще год после авиакатастрофы. "А в октябре 2016-го начались скачки валют, курс доллара доходил до 18,7 фунта (а был — 6 фунтов). Сейчас держится в пределах 16,5—18", — рассказывает жительница Каира Инна Игулина.

"Когда курс прыгал, все обменки закрыли (меняли только банки), активизировался черный рынок, — вспоминает Наталия Бондаренко. — За считанные дни можно было заработать состояние на колебаниях. Но власти начали преследовать нелегалов. Иностранцев, понятно, не трогали — мы списывались в соцсетях и меняли, кому что надо. А теперь обменки работают строго по официальному курсу, а за нарушения — тюрьма".

В Египте дорого, но для местных, а туристам ситуация пока выгодна

ЦЕНЫ. "Все дорого. Например, килограмм мяса стоил 50 фунтов, теперь — 120. Билеты на государственные автобусы подорожали не очень, например, с 50 фунтов до 55—60, метро и поезда тоже. А вот услуги частных автоперевозчиков — вдвое, — рассказывает Баха Мохамед. — Думаем, причина проблем больше политическая, чем экономическая. Наш президент говорит, мы должны быть терпеливы, и через полгода все наладится и доллар будет по 15. Лично я ему верю: у нас очень коррумпированное правительство, но Сиси (президент Абдель Фаттах ас-Сиси. — Авт.) с этим борется. А все деньги казны уходят на крупные проекты вроде электрификации и новой столицы ("Новый Каир", мегаполис в пустыне. — Авт.)".

"Некоторые виды импорта, технику, например, перестали завозить. Остальное подорожало в 3 раза, некоторые товары — даже в 5, — рассказывает Инна. — После революции протестные настроения зашкаливали, народ бурно реагировал на любое неугодное явление. Но египтяне молчат, хотя зарплаты ни на копейку не подняли: люди устали бунтовать. Лично мне Египет начал в этом плане очень Украину напоминать".

РАБОТА. "Практически все знакомые девчонки-украинки из Египта уехали — работы нет, — рассказывает Бондаренко. — Мне сказали ждать до осени в Киеве. Египтянам обещали, что тогда поедет Россия". Сейчас в Хургаде много туристов — чехов, немцев, англичан, китайцев, а в Шарм-эль-Шейхе — казахов.

"Наших много — было время, когда Шарм был почти на 100% украинским", — вспоминает Бондаренко. Но все равно до былых объемов туристов египетским курортам еще очень далеко. Многие отели, например, в январе-феврале были заполнены всего на 10%, а некоторые вообще закрывались на реконструкцию. В марте заполняемость стала лучше, потому что погода стала комфортнее: весна — высокий сезон. Чтобы не сокращать персонал, египетян отправляли в двухнедельные отпуски за свой счет по очереди.

По словам Игулиной, иностранцев сейчас вообще нанимают неохотно: платить им нужно в долларах, поэтому даже в анимацию берут в основном египтян, которым платят в фунтах и в 3 раза меньше, чем нашим. Кроме того, значительно подняли цену виз: если раньше продление визы стоило 15 фунтов, теперь услуга, по словам Бондаренко, обойдется в 560. Рабочая виза стоит от $1000, а до кризиса — от 150.

Снежное царство. Новинка-диковинка для небедных каирцев

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ: ЕГИПТУ НУЖНЫ НЕ РУССКИЕ ТУРИСТЫ, А ДОРОГАЯ НЕФТЬ И НОВЫЙ ИМИДЖ

В предыдущие годы экономика Египта, по словам замдиректора Центра ближневосточных исследований Сергея Данилова, стабильно развивалась: в 2015 рост 4,4%, в 2016 — 4,3%, в 2017, по прогнозу, будет 4%. "И это уже Египет без русских туристов: рост последовательный, прогнозы оптимистичные, — говорит эксперт. — Правда, есть инфляция, возрос дефицит платежного и торгового баланса, но на то причин несколько". И уменьшение турпотока — далеко не основная из них.

"Главные источники поступления валюты в страну: экспорт нефти, переводы египтян-заробитчан, деньги от "эксплуатации" Суэцкого канала, продукция сельского хозяйства и текстильной промышленности, — перечисляет Данилов. — На фоне падения мировых цен на нефть снизились доходы от энергосектора, а это около 23% экспорта. Сократились и переводы гастарбайтеров: они ведь трудятся в странах Персидского залива, тоже зависимых от цены нефти. Уменьшились прямые инвестиции: главными инвесторами Египта были опять таки соседи, торгующие нефтью".

Так что ухудшение ситуации в сфере туризма на этом фоне — капля в море. Но, чтобы исправить ситуацию, египтянам очень надо потрудиться над новым имиджем.

"Египту как-то не везло, начиная с теракта в Луксоре 1997 года и заканчивая случаями с нападением акул. В итоге создался негативный образ страны", — комментирует Игорь Голубаха, глава Всеукраинской ассоциации туроператоров.

Именно над этим вопросом надо работать, а не ждать возвращения российских туристов, уверены наши эксперты. "В России вообще сокращается количество граждан, выезжающих за границу, некоторым категориям это запретили законом. Кроме того, кризис подорвал турбизнес даже в Москве, не то что в глубинке", — говорит Сергей Данилов.

"Рынки нужно расширять, в сторону, скажем, других стран СНГ, — уверен и Игорь Голубаха. — Европа к Египту уже охладела — значит, надо больше вкладывать в промоцию в разных формах. Создать открытые интернет-порталы по туризму, сделать доступным его интернет-пространство, демонстрировать открытость и безопасность".