Чем опасны "лотерейные письма счастья"

2 октября 2016, 08:01
В погоне за призрачными сотнями тысяч гривен люди тратят собственные деньги

"Поздравляем! Вы стали победителем!" Все, что нужно, чтобы получить деньги – заказать что-то из каталога. Условия простые: закажите книгу и получите шанс посоревноваться за выигрыш в полмиллиона грн. Следующее письмо – "Вы уже отобранный конкурсант". Но это только начало. "Предлагают купить один товар, потом второй, потом третий. Клиент накапливает массу счетов – 200 грн, 500 грн", – поясняет журналистам программы "Ранок з Україною" на канале "Украина" маркетолог Тамара Дзюба. 

Интерес к игре подогревает не только обещанный выигрыш, но еще и фото победителей. Их снимки занимают особенное место в каталоге. "Есть определенная поддержка в виде фотографий людей, которые вроде как поучаствовали в этом и вроде как получили этот приз. Есть определенные печати, есть определенные статусы, есть ссылка на определенного финансового менеджера", – говорит маркетолог Дмитрий Роденко.

Реклама

С головой в погоню за обещанными полумиллионами гривен отправилась и пенсионерка Надежда. Книги, шампуни, таблетки, столовые приборы – все эти товары пожилая женщина накопила почти на 2 года бесконечной игры. "За эти годы я потратила действительно свыше 10-ти тыс. Книги очень дорогие, дорогие шампуни", – рассказывает пострадавшая.

В письмах убеждают: чтобы не потерять выигрыш, заказывать товары из каталога прекратить нельзя. "Они же все пугают: "Если вы не купите, на это письмо не ответите, не будет у вас заказа на товар – значит, вы автоматом выбываете из этой игры", – говорит Надежда.

"Каждое печатное слово этим поколением воспринимается как правда. Они склонны доверять печатному слову, склонны доверять телевизору и так далее. Склонны доверять различным предложениям. Это особенно касается людей, которым сейчас 55-60 лет и больше", – поясняет маркетолог Дмитрий Роденко.

Реклама

Но желаемой встречи нет, а время и место постоянно откладываются. "Назначают места встречи. "Во что вы будете одеты? Как вас узнать?" Ну кто деньги приносит на встречу в толпу людей, как они обещают?" Со временем товаров в вашей сумке становится все больше, а денег – все меньше.

По мнению экспертов, главная добыча аферистов – жители небольших городов и сел. "В связи с тем, что в сельской местности намного меньше альтернативных источников не только информации, но и самих услуг, в селах люди больше склонны к тому, чтобы идти к безальтернативным источникам", – комментирует юрист Иван Либерман.

Цена одного товара – минимум 200 грн. Но сколько на самом деле стоит такой хлам? "Реальная цена – 20-30 грн. Я могу себе представить, что в каком-то сельском магазине этого просто нет", – маркетолог Тамара Дзюба. "Товар не соответствует тем заявленным качествам, которые декларируются. Так что это манипуляция сознанием, это мошенничество – статья 190 Уголовного кодекса Украины", – консультирует юрист. 

Реклама

Если вооружиться лупой и прочитать текст, который, как правило, дается мелким шрифтом, оказывается, все получатели с условиями акции объявляются победителями. "Это компания-однодневка. Она соберет деньги – и в результате исчезнет. А поэтому прежде, чем протягивать руку за призом, надо подумать, не протянем ли мы от этого ноги", – предупреждает маркетолог.