Звезда мирового балета Денис Матвиенко: "Еще 5 лет назад балет был непопулярным в Украине"

21 марта 2016, 16:29

В преддверии балета THE GREAT GATSBY, который уже 4 апреля покажут на сцене Дворца Украина, Денис Матвиенко рассказал о том, что сейчас стало в разы больше балетных студий. Балетом интересуются все – и дети, и взрослые. Но чтобы этот вид искусства активно развивался и давал миру новые имена, нужна серьезная государственная программа.

- С вашей точки зрения балет сейчас не такой популярный как раньше?

Реклама

- Когда мы с моей сестрой Аленой Матвиенко (прим. Алена Матвиенко – балетный продюсер) 5 лет назад начали поднимать здесь тему балета и организовывать наши первые проекты, то балет был не то, что не популярным – это был "неформат" даже для тех СМИ, которые пишут о культуре! За эти 5 лет произошел огромный прорыв. Без ложной скромности я считаю это нашей заслугой и горжусь тем, что благодаря нашим усилиям балет в Украине стал популярным. Если вы посмотрите на то количество балетных студий, которое открылось за это время и на то, сколько сейчас проводится балетных событий, то вы сами убедитесь в правдивости моих слов. Эта цифра выросла в разы. Что уж говорить, пять лет назад мое имя было известно во всем мире, но только не в Украине. Сейчас о наших проектах пишут и новостями интересуются, а на наших балетах всегда аншлаги. Конечно, это капля в море, но это уже большая победа.

- Кто ходит на балет? По вашему мнению насколько интересен балет детям, молодежи?

- Если посмотреть на тех, который приходят, к примеру, на балет THE GREAT GATSBY или Radio and Juliet, то вы увидите самых разных людей. Основная масса – это, как раз, молодежь. Кстати, дети в зале тоже есть всегда. Когда меня спрашивают о том, кому интересен балет, то я каждый раз повторяю, что балет интересен всем, просто не все об этом знают (улыбается). Важно только то, чтобы этот балет был высокого уровня. Это единственное и важное "НО". Если ты один раз попадешь на низкосортный балет, то у тебя уже не будет шансов изменить свое мнение об этом виде искусства. Поэтому всегда нужно начинать знакомство с балетом с высококачественных постановок. Конечно, всегда присутствует вопрос вкуса, но в любом случае, ты можешь найти то, что тебе в этом балете понравится: музыка, хореография, красивые артисты, костюмы… Найти красоту в балете можно всегда.

Реклама

- Много ли сейчас людей хотят заниматься балетом – раньше было больше или сегодня тоже есть поток?

- Полноценное возрождение балета может только начаться в том случае, если это будет частью государственной политики, частью культурной стратегии. Не просто разовые проекты или поддержка каких-то отдельных театров, школ. Это должно быть на уровне воспитания. Сейчас это все всплески, но, как я уже говорил, количество балетных студий растет и интерес к балету тоже появился, но развитие балета в стране не может держаться на 5 людях и трех проектах. Это должен быть системный государственный подход.

Реклама

- Ваши советы тем, кто хочет детей отдать в профессиональный балет. С чего надо начать и к чему быть готовым?

- Я думаю, что первое, что нужно сделать – это начать. Прежде, чем задумываться о том, чтобы балет стал для ребенка профессией, у него должны быть для этого все данные: начиная от внешних данных, заканчивая тем, что называется "харизма". До того момента, как у меня появилась дочь я немного иначе смотрел на эти вопросы. Если бы я был на месте родителя, который задумался об этом, то я бы, прежде всего, посмотрел на те вещи, которые реально можно оценить уже сейчас. Нет ничего хуже, чем то, когда человек много лет работает над тем, чтобы добиться успеха, а ему это просто не дано в силу банальных природных данных. Всегда нужно помнить о том, что единицы способны стать звездами, поэтому к этому нужно относиться философски и иметь запасной план на случай того, если карьера танцовщика не сложится.

- Могут ли люди во взрослом возрасте для себя попробовать заняться балетом?

- Конечно! Мастер-класс для журналистов – яркий тому пример!

- Почему у Вас появилась идея провести мастер-класс для журналистов?

Такая идея у нас была уже очень давно. На самом деле, тут нет какой-то одной очевидной причины – их много. Первое, что хотелось достичь – это дать возможность журналистам погрузиться в процесс и хоть немного прочувствовать нашу профессию. А также такие занятия, очевидно, ведут к тому, чтобы журналисты имели шанс подтянуть уровень знаний в вопросе балета. Ведь после того, как журналист сам полтора часа позанимается у станка, в следующем своем интервью он вряд ли задаст вопросы из разряда: "Занимаетесь ли вы еще каким-то спортом?" или "Соблюдаете ли вы какую-то диету?".

Кроме этого, хотелось бы вдохновить не только журналистов, но и остальных людей, которые когда-то мечтали танцевать, но у них не сложилось. Многие хотят, но боятся. Я их прекрасно понимаю, это объективно страшно. Когда тебе уже не 5 лет и ты, к примеру, достиг какого-то положения в обществе, у тебя есть семья и определенный статус. И, вдруг, ты приходишь в класс и вновь чувствуешь себя школьником. Вот и не можешь решиться на такое. Но я уверен, что осуществлять мечты просто необходимо! Не важно в какой ты физической форме и сколько тебе лет. Если ты любишь балет – делай это! Танцуй так, как можешь! Еще одна важная причина возникновения этой идеи – это то, что среди журналистов периодически встречаются люди, которые когда-то занимались балетом.

- Какие есть ограничения для того, чтобы заниматься балетом?

- Смотря, какие у вас цели. Всегда нужно осознавать то, что профессиональные артисты балета – это люди, которые с детства калечат свое тело и заставляют его делать то, что природа не предусмотрела. Балет – это тот же профессиональный спорт. Отличие лишь в том, что балет – это еще и искусство.

Справка

Денис Владимирович Матвиенко – артист балета, заслуженный артист Украины. Арт-директор проекта THE GREAT GATSBY. 

Родился 23 февраля 1979 года в городе Днепропетровске.

Единственный в мире обладатель четырех Гран-При международных конкурсов артистов балета. Обладатель Приза Вацлава Нижинского, премии "Душа Танца" в номинации "Звезда". Приглашенный солист Большого театра (Москва, Россия), New National Theatrе (Токио, Япония), Teatro alla Scala (Милан, Италия), Grand Opera (Париж, Франция), American Ballet Theatre (Нью-Йорк, США) и др.