"Зверская" психотерапия и "лягушачья" педагогика

28 сентября 2007, 13:40
Нередко четвероногие выступают настоящими психотерапевтами для наших чад и могут многому их научить. Кошки дадут урок независимости и уверенности в себе. Собаки помогут развить общительность и преданность. Даже пугливая морская свинка — и та может стать примером дружелюбия и общительности

Фото Д.Коваленко

Телевизионная реклама неустанно пугает: "Мільйони мікробів помруть!" Так и до биофобии (боязни живых существ) недолго дойти. Однако маленький человек сталкивается с животными с первых дней своей жизни. Даже если в доме нет ни одного пернатого, четвероного и даже вездесущих тараканов. Всякие медвежата на пеленках, игрушки в виде кошечек и собачек – так начинается пока еще заочное знакомство с братьями нашими меньшими. В дальнейшем малыш осваивает азы жизни во взрослом мире через сказочных персонажей – нахальной козы Дерезы, хитрой Лисы, туповатого Волка. Да мало ли какие существа приглянулись сказочникам разных народов! Вон, в Западной Африке даже паучок Ананси фигурирует в сказках.

Получается, что общения с животными малышу никак не избежать. "Сегодня" выяснила, почему ребенку необходимо общение с животными и какую пользу оно приносит. В этом нам помог зоопсихолог Сергей КЛОЧКО.

Реклама

ЧЕТВЕРОНОГИЕ ПСИХОТЕРАПЕВТЫ. Начнем с того, что благотворное воздействие на детей общение с животными давным-давно замечено, обосновано и используется. Возникла даже особая методика лечения на грани медицины и ветеринарии, когда различные заболевания (ДЦП, психические расстройства) исцеляют при помощи животных. У нас, благодаря публикациям в газетах, больше всего слышали о дельфинотерапии и о "лечении лошадью". В разных странах готовят даже собак, которых специально обучают особым навыкам общения с больными детьми.

Когда речь идет о вполне здоровом ребенке, то и здесь любая забота о живом существе оказывает самое благотворное воздействие на формирующую личность.

Если вы осознаете, что малыш по каким-то причинам обделен вниманием взрослых или сверстников — например, вы слишком много проводите на работе или ребенок замкнутый или стеснительный, то дружба с кошкой или собакой будет ему сильнейшей моральной поддержкой. Дело в том, что ребенок воспринимает зверя как равного себе. У него еще нет того высокомерия, которым человек отгораживает себя от живой природы. А поскольку для детей очень важна возможность поговорить, приласкать, а то и пожаловаться, то малыш сможет доверять свои маленькие тайны, радости и печали четвероногому другу. Лучше уж ему, чем носить все в себе.

Реклама

Возможно, вы замечаете, что ребенок проявляет необоснованную агрессию или часто злится. И в этом случае ваши питомцы опять могут прийти на помощь по мере своих кошачье-собачьих сил. Дети зачастую могут причинить боль во время игры, на что кошка или собака сразу же отреагируют: уйдут в сторону, поцарапают или цапнут обидчика. Защитное поведение животного (а еще лучше с объяснениями взрослых) поможет развить сочувствие и сдержанность в поведении.

Поэтому, если вы собрались завести в доме хвостатого лекаря, определитесь сначала, в чем больше нуждается ребенок, какие у него трудности. Кошки смогут научить его независимости, уверенности в себе, спокойствию. Собаки помогут развить коммуникабельность, доброжелательность, преданность. Особенно если вы будете помогать своим подопечным. Не стоит умалять в воспитании роль всевозможной мелюзги: хомяков, попугайчиков, морских свинок. Последние вообще считаются идеальными на роль "мое первое домашнее животное". Они добрые, неагрессивные, и очень любят общение. Даже маленькому ребенку можно объяснить, что свинке плохо в одиночестве и он, как ее хозяин, просто обязан следить за тем, чтобы зверек не скучал.

ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ. Учитывайте некоторые моменты. До пяти лет ребенок может только наблюдать за животным и общаться с ним под присмотром взрослого: в таком возрасте малыш не может еще ухаживать за питомцем. Время от времени он будет надоедать, как и всякая игрушка. Кроме того, малыши, по не знанию, часто проявляют жестокость. Малыш не понимает, что он причиняет боль и может засунуть кошке в ухо карандаш или посадить собаку не на лапы, а на крестец. Поэтому пусть только наблюдает за вашей возней с животным.

Реклама

Школьник младших классов уже в состоянии ухаживать за морской свинкой или хомяками — чистить клетку, давать корм и воду. Или может вместе с кем-то из старших возиться с кошкой, собакой.

С 10—11 лет вполне можно поручить самостоятельный уход за теми же собаками и кошками. С одной стороны, это развивает ответственность, с другой поможет отвлечь его от всевозможных соблазнов, которыми изобилует современный город: "Какие там игровые автоматы, если дома скулит под дверью "невыгулянный" любимый пес!"

НЕ МОЖЕТЕ ЗАВЕСТИ СОБАКУ — ВЕДИТЕ РЕБЕНКА В ЗООПАРК

Олег ЗУБКОВ, директор Ялтинского зоопарка: "Я не раз видел, как маленькие дети, приходя первый раз в наш зоопарк, боялись простого петушка, не говоря об обезьянах, львах и тиграх. А если родители сделали зоопарк, так сказать, маршрутом выходного дня, то ребенок через некоторое время не то что не боится животных, а с рук кормит павлинов, косуль, вьетнамских свинок. Ребенок раскрывается. Он помнит своих любимцев по кличкам, он становится общительнее, так как гордо демонстрирует свою дружбу с животным сверстникам. Нет в городе такого места, где они смогут увидеть за пару часов животный мир разных континентов. Слушая родителей или читая таблички на клетках, они как бы путешествуют по планете. Никакой урок биологии или географии в классе не сравнится с походом в зоопарк. Поэтому если нет возможности держать дома какую-нибудь живность (и даже если у вас не квартира, а настоящий Ноев ковчег), ведите малышню в зоопарк".

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

За плечами моей восьмилетней дочери — общение с кошкой, морской свинкой и множеством других ползающих, бегающих и прыгающих гадов, о самом существовании которых ее сверстники просто не догадываются. Из-за чего возникали затруднения еще в детском саду. Ребенок разочарованно сообщал, что "детки не понимают, о ком я рассказываю". Но положительных сторон общения с домашней живностью было все-таки больше. Это:

  • расширение кругозора: после предложения запустить морскую свинку в таз ("так она же морская!") волей неволей пришлось рассказывать, что зверушка живет не в море, а наоборот, в горах в далекой стране Перу;
  • непредвзятый подход к животному миру, избавление от нелепых суеверий: незамутненный стереотипами детский разум совершенно спокойно воспринимает жабу, змею или, например, скорпиона. Забавно наблюдать, как маленькая девочка бережно держа на руках лягушонка, удивленно смотрит на взрослую тетю, несущую вздор о том, что "от жаб бородавки бывают";
  • осмотрительность: очень полезно вовремя объяснить малышу, что нельзя хватать кого ни попадя и бросаться с палкой на ползущего по дороге ужа. Поверьте, однажды он совершенно осознанно и без всякого страха обойдет стороной встреченную на лугу гадюку;
  • терпимость: насмотревшись на абсолютно непохожих друг на друга представителей животного мира, у девочки не вызвали ни малейшего неприятия появившиеся в детском садике девочка-негритянка и мальчик-малаец. Дети как дети, только выглядят иначе, чем мы. Но играть с ними можно: они же не дерутся и не жадничают. Похоже, ребенок уже получил прививку от ксенофобии, и будет делить людей не по цвету кожи, форме носа или принадлежности к религии, а по моральным качествам.