Жизнь по новой технологии

15 октября 2007, 17:25
После потери зрения Дмитрий Дидоренко изобрел ноу-хау, и его картины ныне выставляются на международных выставках

Реклама

После потери зрения харьковчанин Дмитрий Дидоренко рисовать не перестал. И если не знать, то никогда не догадаешься, что пишет он свои картины на ощупь — такая точность линий, форм и даже пропорций.

Дмитрий показывает мне репродукции своих картин, опубликованные в глянцевых журналах. "В этом издании мои старые работы на 25-й странице, в этом — поновее, на 46-й. Все, что мне нужно, я стараюсь запомнить, — объясняет мастер. — Когда помню, начинаю видеть". Еще до трагедии он продавал свои картины в городском парке отдыха наравне с другими художниками. "Мои картины пользовались популярностью у туристов, потому что были недорогие, — вспоминает Дмитрий. — Тогда я много рисовал пейзажи. Помню их сегодня, и потому могу представлять задуманные сюжеты, не видя их".

ЖИЗНЬ ПО ЛЕКАЛАМ. В квартире Дмитрия нет обычного для художника мольберта. Зато на письменном столе — целая стопа кусков тонкого картона. Из инструментов — ножницы, шило и губка — вот и весь арсенал принадлежностей.

Реклама

"Я вырезаю и склеиваю из картона сложную систему лекал. По ним и ориентируюсь на полотне, и краска не вытекает за нужные пределы. Лекал может быть до 50 штук на одну работу и более, креплю их на планшете будущей картины", — рассказывает Дмитрий.

На первый взгляд кажется, что это сложно. Потом понимаешь, что это еще сложнее, чем можно себе представить. Ведь Дмитрий делает лекала для каждой части объекта. А их может быть и больше десятка, скажем, обыкновенный такой себе солдат: отдельно лекало для красной части фуражки, отдельно — для белой, погоны, задники на сапогах. И все эти раздробленные части в руках незрячего человека в итоге складываются в цельный и пропорциональный образ вояки. Фантастика!

ЦВЕТ ПО РАСЧЕТУ. Дмитрий работает с обычной художественной гуашью. "Беру 30 основных цветов, смешиваю, чтобы получить оттенки, раскладываю их по баночкам и храню. У меня порядка 1500 таких баночек, в них я хорошо ориентируюсь. Знаю, где какая лежит, потому что всегда все по местам складываю. А дальше моя работа — это чистые математические алгоритмы. То есть я просчитываю в уме цвет и тогда беру, к примеру, первую баночку, четвертую и восемнадцатую с нужными оттенками", — объясняет мастер.

Реклама

На одну картину у Дмитрия уходит в среднем 400 часов. Поэтому, чтобы не забыть, какой объем работы выполнен сегодня, он на диктофон телефона записывает реплики вроде: "14 октября, 17.30, выполнено 23 оттенка".

Дмитрия часто приглашают провести лекции в различные институты. "А у некоторых студентов художественных и психологических профессий тема диплома — я. Приходят целыми группами ко мне в гости, интересуются, как я тут живу, — улыбается Дмитрий. — Но учеников у меня, думаю, никогда не будет, потому что люди мне попадаются нетерпеливые. Несколько раз уже просили, чтобы я передал свою технологию, но на полпути все бросали. Хлопотно потому что".

В художественных каталогах Дмитрий публикуется на общих основаниях без пометки об ограниченных возможностях автора. Большинство его клиентов, в числе которых заказчики из Мюнхена, Нью-Йорка, Лондона, даже не догадываются о том, что художник ничего не видит. Со дня трагедии Дмитрий написал 330 картин. Как рассказывает сам художник, сегодня его клиенты хотят купить картины периода до ранения, но расставаться с ними автор не желает.

В декабре этого года Дмитрию Дидоренко исполнится 40 лет. К этой дате он готовит новую выставку, которая будет состоять из 40 картин. Какая по счету это будет экспозиция — автор уже и не припомнит, говорит, что после 50-й сбился со счета.

АРХЕОЛОГ-КОНСТРУКТОР

Отец Дмитрия — конструктор космических аппаратов, мама — потомственная дворянка. Такой родословной художник объясняет свое умение рисовать — мол, передались навыки конструирования и изысканный вкус. А иначе и не объяснишь, ведь Харьковский художественно-промышленный институт он так и не закончил. На третьем курсе — в 1991 году, как участник историко-археологической экспедиции, подорвался на немецком снаряде и ослеп. Да и учился парень не на художника, а так же на конструктора. После беды Дмитрий все равно продолжил раскопки. И ныне в его коллекции много уникальных трофеев времен Великой Отечественной войны. Через год он планирует показать ее людям на тематической выставке своих работ. Сам мастер придет одетым в немецкий китель.