Обзор комедии "Смерть Сталина": о чем этот фильм и почему его запретили в России

25 января 2018, 11:31
Рецензия на черную комедию о власти в Советском Союзе 1950-х годов

Фильм «Смерть Сталина» покажут на больших экранах. Фото: Gaumont

На днях Министерство культуры России отозвало прокатное удостоверение фильма "Смерть Сталина". Картину отказались пустить в прокат из-за того, что в ней нашли "запрещенные к распространению материалы".

Ранее сайт "Сегодня" писал, что юристы Минкульта России призвали руководителя ведомства Владимира Мединского запретить показ "Смерти Сталина" из-за признаков экстремизма, которые были обнаружены в ленте. По словам авторов обращения, фильм "направлен на возбуждение ненависти и вражды, унижение достоинства российского (советского) человека, пропаганду неполноценности человека по признаку его социальной и национальной принадлежности".

Реклама

В киевском кинотеатре "Жовтень" на прошлой неделе состоялся допремьерный показ этой черной комедии режиссера Армандо Ианнуччи. На широкие экраны в Украине фильм выходит 25 января. Как умирал Иосиф Виссарионович, при чем тут Мария, и почему в образе алкоголика Василия вся Россия, узнавал кинокритик сайта "Сегодня" Владимир Грисюк.

Красная дорожка. Джейсон Айзекс, Армандо Ианнуччи, Андреа Райсборо, Майкл Пейлин, Пол Уайтхаус и Дэвид Шнайдер участвуют в британской премьере фильма "Смерть Сталина", которая состоялась в 17 октября 2017 года в Лондоне, Англия. Фото: Getty

Реклама

На дворе 1950-е годы, Москва. Сталин, Берия, Хрущев и другие весело расстреливают людей. И тут вдруг (или не совсем вдруг) Сталину после прочтения письма от пианистки Марии Юдиной (Ольга Куриленко) становится плохо. Он с грохотом падает, но стража, которая стояла под его кабинетом, не насмеливается зайти внутрь. Таким образом, тело генсека в неприглядной позе находит уже приносящая завтрак женщина. Конечно, ее потом расстреляют. Но дело не в этом.
Значит, Сталин еще жив, но на пороге смерти. Его ближайшие соратники, почувствовав запах власти, начинают плести интриги. Они не спешат звать на помощь врача, объясняя это тем, что все хорошие специалисты репрессированы, так сказать, а звать плохих не хочется (вдруг Сталин выживет и узнает об этом).

Фото: Gaumont

Реклама

"Может, создать особую комиссию по этому вопросу?", – задумались они. С горем пополам полуживых-полумертвых медиков все-таки находят. Те не без ужаса в глазах заявляют, что отец народов уже "того самого". Вот ему снимают скальп, пилкой вскрывают череп, чтобы вынуть мозги для исследований, и тут врывается в дверь алкоголик Василий, тот, что сын Сталина. Понятно, истерика, слезы, дебош. Кричит с надрывом: "Всех перестреляю!". Пошел мордобой. И тут буквально одна ремарка. Василий в этом фильме, по моему субъективному мнению, это целостный образ Россия – ее, так сказать, душа. Он искренен в своей глупости, ограниченности, наивность и самое главное – боли. Брошенный, обманутый, беззащитный, потому и агрессивный, пьяный и вышедший из ума.

Слово за словом, какая-то дискуссия на повышенных тонах, словесная перепалка, понятное дело, секретное заседание. И вот – главным по похоронам назначен Хрущев.

Он нехотя, но вся-таки взялся за дело: рюшки для гроба выбрал, поезда на Москву отменил, Светланочку, дочь Сталина, обнял, слезу на публику пустил, венки заказал, запустил священников, врачей, понятно, расстреляли и увезли в неизвестном направлении. Ну, вроде бы порядок. Но не совсем. Тело "локомотива революции" еще не остыло, а Маленков уже фотографируется с девочкой для портрета в стиле вождя. В то же время, Берия крутится перед Светланой и Молотовым, чтобы собрать возле себя как можно больше союзников. Если вкратце – начинается жесткая борьба за власть.

Фото: Gaumont

Комедия "Смерть Сталина" – это уже звучит устрашающе. Согласитесь, очень сложно соединить в голове подобные словосочетания: "комедия и смерть", "комедия и репрессии", "комедия и террор". Это как торт, украшенный колбасой. По идеи, оно все съедобное, но вот вместе – уж очень смелое сочетание. Например, когда от Берии решили избавиться, это все было смешно. Он без штанов, его волокут, машут этим пистолетом. Суматоха. Выстрел. Весь зал ржет, а на экране уже показывают, как сжигают его труп. Так вот, если психологически не углубляться в происходящее, вроде не страшно, но как только осознаешь, над чем ты смеешься, становится как-то не по себе. Подобные ощущения возникают при просмотре фильма "Субурбикон", рецензия на который появилась раньше.

Фото: Gaumont

Еще одно: на мой взгляд, исторические темы нельзя показывать поверхностно, додумывать какие-то детали или что-то упускать, потому что это искажает реальность. Сам Ианнуччи в интервью сказал, что он мало знаком с историей России. Тем не менее, он решился рассказывать о ней Европе и всему миру.

Фото: Gaumont

Безусловно, у него получилось передать атмосферу тех дней, социальные типы людей, весь этот психоделический ландшафт. Также высмеять какие-то исторические, политические, социальные процессы. Однако в фильме высмеяна не сама диктатура (оно показана реалистично и без юмора), а конкретные персонажи, которые бездумно стремятся к власти, их личные черты и поступки. В этом плане все получилось на высшем уровне. Хотя главные герои очень схематичные, рваные, каждый со своей "коронной" чертой, что и характерно для комикса. Усики – Сталин. Маленькие очки на носу – Берия. Корсет – Маленков. Лысина – Хрущев, ордена на груди – Жуков. Словом, этот фильм можно назвать жестким историческим порно, где вместо реальных персонажей – картинка-образ. Дело не в том, что реальная биография в комикс-комедии не главное, а в том, что для массового зрителя, который не желает проверять информацию, каждый из вышеназванных персонажей так и останется картонным. А картона в истории и без этого, мне кажется, слишком много.

Фото: Gaumont

Между прочем, интересная роль досталась украинке Ольге Куриленко. Она очень удачно сыграла ненавидящую Сталина пианистку Марию Юдину, которая (вопреки личной драме) согласилась играть для генсека за "жалких" 20 тысяч рублей. Но потом она все равно всовывает Сталину записку, где черным по белому пишет, какой он плохой, и в финале она все-таки героиня. Ее образ достаточно целостный, женщина без сомнений очень красивая, грациозная. Тонкая талия, изящное платье, "музыкальная" осанка и утонченная прическа. Не к чему придраться.

Фото: Gaumont

Фильм "Смерть Сталина" – это пятиминутка из жизни власти. При чем, понятно, что время-то идет, а ничего не меняется. Наверное, неудачный пример, но вспомнился нашумевший сериал "Игра престолов". Так вот там, был такой персонаж по имени кхал Дрого из дотракийцев. Он намеревался завоевать весь мир для своей неожиданно возлюбленной Дейенерис. Но как только Дрого ослаб из-за болезни, объявился новый народный лидер, которого однажды точно также сожгут. Короче, вы меня поняли.

От сайта "Сегодня" фильм "Смерть Сталина" получает 7/10.

Справка

Оригинальное название: The Death of Stalin (2017);
Режиссер: Армандо Ианнуччи;
Страна: Франция, Великобритания;
Жанр: черная комедия, политическая сатира, фильм-комикс;
Продолжительность: 106 минут.

Интересные факты

  • В одной сцене Лаврентий Павлович Берия запирает в камере молодую женщину, а когда ее освобождают, он дарит ей цветы. По широко распространенным слухам, Берия был сексуальным маньяком. Поговаривали, что он изнасиловал сотни женщин, а после содеянного дарил им цветы. Считалось, что если жертва принимала цветы, то это означало, что она смирилась со случившимся, и ее отпускали. Если же жертва не принимала цветы, то ее арестовывали, после чего она просто пропадала без вести.
  • Василий Сталин на самом деле страдал алкоголизмом настолько сильно, как это показано в фильме. Это привело к его смерти в возрасте 40 лет.
  • Премьера фильма "Смерть Сталина" состоялась в одной из секций кинофестиваля в Торонто-2017.
  • Изначально роль Георгия Жукова могла достаться Тимоти Далтону, но в итоге маршала сыграл Джейсон Айзекс.

Напомним, ранее на сайте "Сегодня" появилась рецензия на фильм "Величайший шоумен".