"Записки українського самасшедшего": роман о человеке и нации со слабой нервной системой

12 февраля 2011, 07:31
Наш обзор последней книги Лиины Костенко.

Перед тем как засесть за прочтение "Записок українського самасшедшего" я дал себе одну простую установку: забыть, что автор романа — живой классик украинской литературы, чью "Марусю Чурай" я изучал еще на школьной скамье, что автор — 80-летняя женщина, наконец-то прервавшая свое 20-летнее творческое молчание. Я просто взял книгу с полки и начал читать.

СЮЖЕТ. Главный герой романа — 35-летний мужчина, у которого есть неплохая работа, служебное авто, жена, "що гарно вписується в дизайн іномарки" и 6-летний сын, который "ходить у дитячий садок і вже матюкається". Герой — нормальный человек (это особенно подчеркивается в первых строках книги), но меланхолик. И при всем при этом, есть у него один бздык — он слишком близко принимает все, что происходит вокруг него — как в Украине, так и в мире. Это смерть Гонгадзе и кассетный скандал. Формальное закрытие ЧАЭС и теракт в Америке 11 сентября. Однополые браки в Париже и "оранжевая революция" (которую он поддержал). Рост цен и всеобщее хамство. Все эти события, а также свои (а еще жены и тещи, которые так же остро реагируют на действительность) переживания и мысли он описывает в записках.

Реклама

МИНУСЫ. Признаюсь, как ни старался, но отделаться от ощущения, что все слова в уста героя вложила женщина, так и не смог. Ну не может мужчина быть такой истеричкой. Не может он из-за невозможности изменить мир считать себя асексуальным: "Вночі ми вже навіть не заходжуємося любитись, у мене комплекс, що я ж нічого не можу змінити, ні на що вплинути, то чого ж обнімати жінку, вона ж бачить, що я ніхто". Напоминает анекдот: "Женщина ластится к мужу, а тот ей: "Уйди, дура! Тут в Африке дети голодают, а ты только о разврате помышляешь...".

Я далеко не всегда верил в то, что написано, в чувства, которые испытывали герои при тех или иных событиях, свидетелем которых был я сам. Например, когда в столичном парке Шевченко, что напротив красного корпуса, в земле были обнаружены снаряды времен ВОВ. Моя жена как раз доучивалась в этом самом красном корпусе. И я, забирая ее домой, бывал в парке почти каждый день. Помню, как подумал: "Чертово эхо войны. Хорошо, что нашли". Все! А у жены героя прям трагедия: "У дружини моєї стрес. Там знайшли уже 85 снарядів. Отже, ми тут півстоліття як по мінному полю ходили...". Главная же претензия — беспросветный пессимизм. Да такой, что хоть иди и вешайся! То, что жизнь — дерьмо, и так всем прекрасно известно, но при этом в ней много ярких красок. А у Костенко только один цвет — черный.

ПЛЮСЫ РОМАНА. Лина Костенко, и я снимаю перед ней шляпу, умеет удивительно метко и остро обсмеять весь тот ситуационный абсурд, что нас окружает: "Опозиція створила Фронт національного порятунку. Сильно сказано: Фронт. Та ще й національного порятунку. Але поки дійшло до діла, перейменували його на Форум. Бо фронт це фронт, це треба боротися. А Форум якось м’якше, комфортніше — побалакали, сіли та й заплакали". Или: "...нашого цвіту по всім борделям світу". И еще: "Ми унікальна нація. У нас хліборобів морили голодом. Режисери ставили спектаклі у концтаборах. Поетів закопували у вічну мерзлоту. У кого ще є атомний саркофаг? А у нас є". И все это написано красивым, богатым и по-хорошему сочным украинским языком. Кроме того, роман — это полная ретроспектива всех (включая самые мелкие) событий, начиная с 2000-го и по 2005 год. А для нашей нации, что привыкла каждые пять минут перекраивать историю, вспомнить их и пережить заново — крайне полезно.

Реклама

ФИНАЛ. Герой наблюдает, как по телевизору улыбаются политики: "…Але сьогодні востаннє гримлять барабани. Сьогодні на Майдан прийшли наші лідери... І навіть видавали посвідчення Учасників Помаранчевої революції. Я не пішов... Бо це не їхня перемога, це наша). И думает: "Ми нікуди не підемо з Майдану. Ми будемо стояти тут до кінця". Сейчас, когда Майдан вызывает у страны, мягко говоря, неоднозначные чувства, такой посыл читается несколько странно.

ВЫВОД. Главный герой — человек слабохарактерный. И вот этот образ писательница проецирует на всех украинцев. Мол, менталитет у нас такой: вроде и хотим что-то поменять, но максимум на что нас хватает — выйти на Майдан, помахать флажками и речовки поорать. После чего возвращаемся в свои теплые, уютные "хатинки". Но какого-то четкого выхода из ситуации автор, увы, не предлагает....