Запахи и флаконы родной парфюмерии: чем Украина радует любителей ароматов

4 октября 2015, 09:00
"Шипр" разводили в бидонах, а "Рідну Україну" увозили дипломаты

Экспозиция. Ароматы, вышедшие с 1945 по 1990 годы, по праву теперь считаются советским винтажем.

Интересная новость для любителей винтажа — в Киеве открывается Музей украинской парфюмерии, где можно будет увидеть, а главное понюхать, чем душилась страна времен Советов. "Музей будет мобильным, то есть экспозиция будет путешествовать, чтобы в каждом городе жители могли ее посетить. Наши "музейщики" — профессиональные парфюмеры, ведь только они могут правильно описать, а главное, нанести аромат. Ведь парфюмерная отрасль сейчас возрождается, и что было раньше, забывается, а ведь это было частью нашей культуры", — рассказал парфюмист Влад Зварич. Сбор и поиск ароматов еще продолжается — их ищут в своих закромах, "мониторят" блошки. Адрес музея — Украинский парфюмерный центр, что на Городецкого 17/1.

ДО СОЮЗА: ДУХИ ОТ БРОКАРА И РАЛЛЕ

Реклама

В царские времена девушкам приходилось душиться тем, что было подоступнее: жительницы Западной Украины — австрийскими парфюмами, остальные — московскими. В то время как императорский двор благоухал ароматами от Альфонса Ралле, простой народ выбирал продукцию Генриха Брокара. Кстати, дело Генриха Афанасьевича, которое процветает и поныне, начиналось с крохотной мыловарни, открытой в... конюшне! Позже мыловарня разрослась до крупнейшей в империи парфюмерно-косметической фабрики. Дальновидный Бро­кар сделал акцент на массовом производстве, назвав свое мыло и косметику "народными" и установив на них копеечные цены. Так что даже крестьянин, сделавший хороший выторг на ярмарке, мог позволить себе "подарок для дамы": приобрести за три копейки сундучок с пудрой, помадой и одеколоном. 

Хорошее качество и низкая цена позволила Генриху "помыть и надушить" всю империю. Дошло до того, что его продукцию даже подделывали (в том числе и хваткие одесситы). И тогда Брокар придумал свою защитную "марку качества", которую повелел наклеивать на свою косметику (правда, позже и эти марки стали подделывать). Хитом продаж был одеколон "Цветочный" (как сообщала реклама того времени: "Цветочный заменит духи, туалетную воду и курения"). Позже Брокар создал легендарный "Тройной" одеколон, а к 300-летнему юбилею Дома Романовых (правда, уже не он сам, а продолжатели его дела) презентовал духи экстра-класса "Любимый букет Императрицы".

В 1917 году большевики прибрали фабрику, и она превратилась в "Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат №5", а в 1922-м — в "Новую зарю". Брокару советские женщины обязаны за эпохальный аромат духов "Красная Москва", в который превратился "Любимый букет".

Реклама

"Цветочный" был хитом.

"АЛЫЕ ПАРУСА": ОБЛЮБОВАЛИ ДИПЛОМАТЫ

Реклама

Николаевское предприятие с романтичным названием "Алые паруса" было известно наряду с "Новой зарей" на весь Советский Союз и даже за его пределами. Международную славу фабрике принесли ее подарочные парфюмерные наборы, производство которых было одной из тенденций советской парфюмерии. Стандартный набор состоял из двух флакончиков — духов и одеколона в красивой коробочке. "Эти наборы были очень популярны в Союзе, и это был полезный опыт, ведь они обучали культуре потребления: днем пользоваться одеколоном — для свежести, а духами — вечером, для шлейфа. Такие коробочки часто дарили иностранным делегациям, послам, и большинство из них выходили лимитированной партией — к примеру, набор "Рідна Україна", — рассказывает украинский парфюмер Богдан Зубченко.

Свое начало "Алые паруса" берут с 1927 года — тогда в помещении бывшей николаевской аптеки Ландау открылась стекольно-парфюмерная фабрика "Астра". Правда, до Второй мировой войны фабрика выпускала лишь бутылки, и только в 1944 году здесь занялись парфюмерией. Ну, как парфюмерией... Дело в том, что в советское время она производилась по ГОСТу, то есть создавалась одна типовая композиция, которую потом могли повторить по стандартной формуле на всех фабриках. Старт производства продукции на "Астре" совпал с катастрофической нехваткой оборудования, поэтому известные одеколоны а-ля "Тройной" или "Шипр" поначалу смешивали в... бидонах.

Уже в середине 60-х фабрика стала называться "Алыми парусами", а ее технологи начали создавать собственные оригинальные духи. В скором времени производство стало ориентировано преимущественно на группу "экстра", то есть элитную и самую дорогую парфюмерию. Одним из самых заветных для модной советской барышни флакончиков были духи "Ассоль", их стоимость составляла порядка девяти рублей, в то время как обычные духи стоили 1,50—3,00 руб. Очень популярными были ароматы "Шахеризада", "Дымок", "Тет-а-тет", "Русский лес", а со стартом Олимпиады в Сочи — одеколоны "Спортклуб" и лимитированный "Миша Олимпийский" (к слову, аромат действительно напоминал запах шерсти косолапого — так что это было на любителя). С распадом Союза фабрику долгое время делили и выкупали разные концерны, и сейчас, по факту, на ее мощностях работает косметическое предприятие "Амальгама Люкс".

"Рідна Україна". В наборе духи "Сонечко", "Море", "Зорі". 70-е годы.

Эксклюзив. Духи "Ассоль" и "Миша Олимпийский". 80-е годы.

ЛЬВОВ: СОЗДАЛИ ЗАПАХ КАРПАТ

Продукцию парфюмерных фабрик Львовщины можно было узнать даже по названиям: парфюмеры выпускали духи "Высокий замок", "Воспоминания о Львове" и легендарный одеколон "Карпаты". Производились такие парфюмы небольшими тиражами и частенько дарились в качестве оригинального сувенира из Львова.

В кофейной столице Украины действовали аж две парфюмерные фабрики. Назывались они парфюмерно-косметическая фабрика "Львов" и фабрика "Красная гвоздика". Первая, к сожалению, до нынешних времен не дожила, хотя в советское время была очень популярна — во многом благодаря именно одеколону "Карпаты". А вот "Красная гвоздика", которую основали еще в 1919 году, существует по сей день и называется "Эдельвейс". Правда, мощности производства уже не те, а из старого ассортимента, которым славилась фабрика ("Білі троянди", "Подарунок", "Красная гвоздика", "Вечерний Львов"), ничего уже не выпускается.

К слову, в парфюмерной среде о львовских спецах бытует забавная басня. "Однажды технолог повздорил с директором фабрики и намазал его ручку циветом — веществом, которое очень сильно пахнет отходами из канализации и плохо смывается водой. Директор, придя в свой кабинет, достал ручку — на все помещение разразилась вонь", — поделился парфюмер Евгений Лазарчук, обучавшийся у львовских мастеров.

Одеколон "Львів". Аромат города в бутылочке.

"Настурція". Пока французы ее ели, украинцы — брызгались.

ХАРЬКОВ: ОДЕКОЛОН ДАЖЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЖИВОТНЫХ

История харьковской парфю­мерно-косметической фабрики берет свои корни в 1923 году и немного напоминает историю "Брокара и Ко" — она также начиналась с небольшого мыловаренного заводика. В те времена Комитет по труду при Всеукраинском совете профсоюзов решил создать небольшое предприятие "Трудовой химик" — в качестве меры по искоренению повальной безработицы. Уже через пять лет эта фабрика заработала в полную мощь, а к 1934 году при заводе образовалась парфюмерно-косметическая фабрика.

К началу 40-х годов продукция фабрики уже была на прилавках. Но не успел народ к ней привыкнуть, как случилась война. В 1941 году практически все оборудование демонтировали, погрузили в вагоны — и вывезли в Уфу. А после оккупации Харькова от помещения фабрики остались одни руины, и возрождать дело пришлось практически с нуля.

Но уже в 1954-м фабрику было не узнать: восстановили не только почти все довоенные корпуса, но и построили новые. На месте организовали собственную парфюмерную лабораторию, к работе привлекли лучших специалистов, которые получили возможность создавать неповторимые фирменные запахи, а не только смешивать компоненты по ГОСТу. К слову, среди "гостовской классики" на фабрике разливали и эпохальный одеколон "Шипр", которым и освежались, и раны промывали, и внутрь принимали (ибо содержание массовой доли этилового спирта было не менее 70%). А вот среди "фирмачей" популярны были духи "Оксана", "Адам и Ева", одеколоны "Мрія" и "Мистер Икс". Именно харьковскую фабрику называли украинским "Дзинтарс" благодаря полету фантазии ее технологов: они называли ароматы на тему искусства ("Моцарт"), придумывали одеколоны для детей ("Антошка") и даже для животных!

Классика. Разливали легендарный "Шипр".

"Оксана". Аромат в виде одеколона и духов.

"Україна". Один из хитов продаж.

КРЫМ: ПЛЕНИЛ РОЗОЙ И ЛАВАНДОЙ

Был в Советском Союзе и свой Прованс: солнечный Крым стал прекрасной площадкой для выращивания душистой лаванды, фиалок, а главное — ароматных роз и кориандра. А это, собственно, натуральное сырье, которое не нужно закупать за границей втридорога и можно использовать не только в парфюмерной, но и в медицинской промышленности. Поэтому в 30-е годы в Симферополе начал свою работу эфиромасличный совхоз-завод "Красная роза", в который входило семь предприятий. На заводе производилось розовое и лавандовое эфирные масла, экстракты ладанника и беладонны. А сырье завод выращивал на собственных плантациях.

Около 30 лет завод производил лишь масла, и только в 1960 году на "Крымской розе" начали выпускать маленькие образцы парфюмерно-косметической продукции — так сказать, на пробу. Изначально предполагалось, что это будет только сувенирная продукция для туристов, и завод представил всего около 15 различных флакончиков — духи и эфирные масла в подарочных деревянных и картонных упаковках. Духи эти, кстати, ввиду сверхнатурального состава, были очень сильной концентрации, и их аромат оставался на одежде даже после двойной стирки. Можете себе только представить, какой был у дамы шлейф, насколько экономичны они были, и как с ними легко можно было переборщить! Продукцию эту быстро стали раскупать не только туристы, но и крымчане, потому производство расширили — построили и запустили новые автоматизированные цеха, в которых производились крымские одеколоны и духи. В конце 80-х ассортимент насчитывал более 60 наименований, среди которых — духи "Крымские", "Голубая долина", "Индийский сандал" и одни из самых узнаваемых (благодаря крымской розе) — "Милой женщине".

Комбинат "Крымская роза" работает и сейчас, но снова изготовляет лишь разнообразные эфирные масла.

"Севастополь". Одеколон создали, вдохновившись Крымом.

СЕЙЧАС: НИШЕВЫЕ АРОМАТЫ И РОЗЛИВ

С развалом Советского Союза, к сожалению, производство парфюмерии на массовом уровне угасло. Сейчас в Украине продолжают функционировать около десятка небольших предприятий: они закупают концентрат (чаще всего вариации на популярные брендовые ароматы), разводят его, и отправляют в продажу. Продолжает функционировать Золотоношская фабрика: она гордо производит одеколон "Тройной", а также духи "Острова любви" и "Дикая страсть". Есть у них и сувенирные ароматы — к примеру, "Львівська панянка", которые производят во Львове.

Параллельно развивается нишевая парфюмерия — духи и воды высокого качества, которые наши специалисты готовят небольшими партиями. Таким образом, парфюмеры работают на себя, а не на фабрику, и создают "Made in Ukraine". Среди таких ароматов сейчас популярна парфюмированная вода "Порічка" киевского парфюмера Богдана Зубченко, которая входит в его линейку ароматов Alea.

В Украине. Популярный авторский аромат "Порічка".