Загадки и истории киевских мозаик: "Лепить звезды и серпы на мозаиках вынуждали"

19 сентября 2015, 09:30
За 50 лет украинские художники создали в Киеве несколько сотен уникальных мозаичных панно

Мозаика на заводе «Гранит». Художники обязаны были вписывать в свои панно символы СССР.

Киев, стремясь выполнить закон о декоммунизации, заработавший с конца мая, продолжает активно избавляться от советской символики. Первыми символы времен СССР полетели в столичной подземке: на станции "Шулявская" демонтировали надпись "Коммунизм" и звезды между словами "Мир, труд, свобода, равенство, братство", на "Берестейской" сняли барельеф серпа и молота, на станции "Дворец Украина" фанерой закрыли мозаичное панно "Красноармеец" и две чеканки "Звезда Красной армии" и "Звезда Советской армии". Также уже сняли мозаику с постамента памятника Николаю Ватутину, который находится в Мариинском парке, а портрет Ленина, вписанный в огромное панно на проспекте Науки, 57, пока завесили рек­ламой. И это — только начало: согласно списку, демонтажу подлежат и несколько мозаичных панно, на которых горвласти усмотрели советскую идеологию. Киевляне к такому сносу относятся по-разному. 

НАЧАЛО СИМВОЛОВ. История мозаик на фасадах киевских зданий начинается с середины 50-х годов, когда в СССР началось так называемое переосмысление городской архитектуры. Советские мегаполисы тогда наводнили новые постройки: однообразные прямоугольные дома-коробки, госучреждения и школы, которые выглядели слишком уныло и серо. Тогда архитекторы приобщили к дизайну мастеров — чтобы те создали художественные элементы на этих стенах и тем самым оживили серую архитектуру. "Художники откликнулись с энтузиазмом. Особенно упорно работали мастера, принадлежащие к так называемому протестному искусству — монументализму. Мозаика стала для них единственным видом искусства, где можно было экспериментировать с формой. Но, несмотря на это, создавались панно в жестких условиях, за невыполнение которых художников даже уничтожали. Если не вписал в панно красный флаг, звезду или серп и молот — значит, пошел против системы, и конец твоей карьере. А самое печальное — что из-за символов, которые художники добавляли в свои работы со слезами на глазах, сегодня эти панно хотят уничтожить!" — рассказывает "Сегодня" координатор проекта "Советские мозаики Украины" Евгения Моляр.

Реклама

ХОТЯТ УБРАТЬ. В планах горвластей — декоммунизировать панно на стене Киевского высшего училища технологии и дизайна одежды на просп. Гагарина, 22, мозаику на фасаде школы №119 по ул. Закревского, 15-б, и два огромных панно по проспекту Победы, 17 и 19, которые украшают фасады жилых домов. Именно последние и вызвали бурю негативных эмоций у киевских архитекторов и историков.

"Мозаики по проспекту Победы, 17 и 19, являются частью композиции, которую художники начали создавать еще в 1975 году. Вначале были созданы две картины — "На защиту мира" и "Симфония труда", которые прославляли триумф работы и мирной жизни. Но во время их реализации возникли разногласия с представителями власти, которым панно показались слишком националистическими. Их не демонтировали только чудом! Перед Олимпиа­дой-80 по проспекту должны были бежать факелоносцы, поэтому власти приняли решение срочно закончить серию. Чтобы обезопасить себя, художники предложили просто декоративные композиции. На первом доме (№17) были изображены аутентичные трипольские орнаменты, на втором (№19) — вязь периода Киевской Руси, на третьем (№25) — серп и молот, как символ украинской государственности, и на четвертом (№27) — развитие точных наук", — говорит Евгения Моляр. Теперь их хотят демонтировать.

СНОСЯТ И ОБЕЩАЮТ РАЗОБРАТЬСЯ. По словам замглавы бюджетной комиссии Киеврады Александра Вовченко, список объектов по декоммунизации пока не окончательный. "Я разбираюсь с вопросом, чтобы мозаики по проспекту Победы убрали из списка на демонтаж", — говорит Вовченко. "Если даже демонтировать с мозаики звезду или серп и молот, то разрушится целостность всего панно! К тому же наши мастера не обладают технологией восстановления мозаик после демонтажа. Скорее всего, с демонтированными мозаиками произойдет то же самое, что и с панно, которое сняли с фасада школы на Русановке: их просто вывезут на свалку. Раньше в Киеве было несколько сотен мозаик, а сейчас их осталось около ста. И с каждым годом становится все меньше", — говорит Моляр.
Мнения киевлян разделились. "Я живу в доме с серпом и молотом. Я считаю его уникальным, к тому же его легко находят мои друзья. Я не хочу, чтобы дом лишился своей изюминки", — сказал нам Андрей Слободянюк. А вот жительница дома №17 Наталья Картуш уверена, что сносить нужно все: "Наши дети должны расти на нормальных символах и не смотреть при этом на звезды или серпы".

Реклама

ТРИПОЛЬСКИЕ СИМВОЛЫ

Мозаика на фасаде жилого дома по проспекту Победы, 17. Работа соавторства художников Ивана и Марии Литовченко, созданная в начале 1980-х годов. Панно изображает красивейшие аутентичные трипольские орнаменты.

Реклама

ВЯЗЬ ВРЕМЕН КИЕВСКОЙ РУСИ

Панно на фасаде жилого дома по пр. Победы, 19. Эта работа принадлежит двум художникам — Ивану и Марии Литовченко. На панно мастера воссоздали символические орнаменты вязи времен Киевской Руси.

ШАГАЮТ НАВСТРЕЧУ ЗНАНИЯМ

Рельефное мозаичное панно на торце здания высшего профессионального училища технологий и дизайна одежды по проспекту Гагарина, 22. На панно изображены две девушки и два парня, которые без страха идут навстречу науке.

ПОРТРЕТ ЗАКРЫТ РЕКЛАМОЙ

Мозаичное панно на фасаде здания по проспекту Науки, 57. С обеих сторон изображены городские пейзажи, а посредине, на фоне красных флагов, портрет Владимира Ленина. Но сейчас лик вождя закрывает огромный рекламный баннер.

ВАТУТИН ЛИШИЛСЯ МОЗАИКИ

Мозаика на постаменте памятника генералу Николаю Ватутину в Мариинском парке. Памятник был установлен в 1948 году, а мозаику для постамента выполнил художник Степан Кириченко. Но после 2012 года мозаика исчезла.

ПИОНЕРЫ НЕ МАРШИРУЮТ

Мозаика на торце школы №141 по бульвару Давыдова, 5. На ней были изображены бодро шагающие пионеры, но эту мозаику уже демонтировали. Сделали это якобы в связи с реконструкцией школы и утеплением фасада самого здания.


В РЕГИОНАХ: шахтеры и фрукты

Много мозаик создали художники и в других областях Украины, особенно — в восточных: Луганске, Донецке, Мариуполе.

МОЗАИКА ДОНЕЦКА. "В восточных регионах — много поистине шедевральных произведений! К примеру, в Донецке есть просто уникальная работа "Земля донецкая" авторства художников Владимира Прядки и Ивана Литовченко. Расположено панно на фасаде жилого дома в центре города. Эта мозаика ценна тем, что авторы впервые применили новую технику — бетонный объем покрыли мелкомодульной мозаикой из колотого гранита и металла", — рассказывает Евгения Моляр. На ней изображен силуэт женщины, которую как бы обнимает мужчина в образе солнца.

Также в городе, который называют "Шахтерской столицей" очень много панно, изображающих труд горняков. "Прекрасная работа на центральном фасаде школы №5 под названием "Прометей". Ее площадь — 132 кв. м! В центре мозаики два великана-"Прометея", шахтер и металлург. Они держат в руках добытое ими из недр пламя — символ энергии угля и расплавленного металла. Рабочие изображены на фоне яйцеобразного огненного символа Вселенной, окруженного космическими атомными орбитами. А те, в свою очередь, объединены в одном круговороте цветовой симфонии: галактики, планеты, космические спутники, земные цветы и растения... В работе воплощена идея вечного движения, единения природы и человека", — поясняет Моляр. Остальные мозаики этого цикла носят названия "Космос", "Жизнь", "Вода", "Огонь", "Земля" и "Недра". Над ними в соавторстве работали восемь украинских художников! В 2012 этот комплекс мозаик был внесен в Госреестр памятников Украины как объект культурного наследия национального значения.

На школе. Мозаика "Прометеи" — памятник архитектуры.

Также не менее впечатляющее панно разместилось на фасаде ГП "Луганскуголь", в Луганской области. Размер мозаики — 3600х4000 см, а называется "Рабочий марш". На ней изображены солдаты советской армии, которые идут в бой, и шахтеры, которые прокладывают новые тоннели. А венчает композицию семейная идиллия из отца, матери и ребенка. "Примечательно, что создавали художники панно не только на зданиях, но даже на придорожных остановках: художники брались за такие невзрачные объекты, чтобы создавать на них панно вне советской цензуры. Именно поэтому практически все эти работы являются анонимными, хотя и принадлежат известным мастерам. К примеру, мозаика на автобусной остановке села Лиманское Якимовского района Запорожской области или сюжет из подводного мира на остановке села Шелюги Якимовского района в той же области. Или композиция из крымских фруктов — арбузов, дынь, персиков... Автор этих шедевров так и остался неизвестен", — говорит Моляр. Самое же печальное, по ее словам, — узнать сейчас судьбу этих произведения искусства невозможно: "Вполне может быть, что эти панно "декоммунизировала" сама война, ведь в городах восточных регионов часто разрываются снаряды".

Луганск. "Рабочий марш" на фасаде завода: солдаты идут в бой.

Запорожье. Фруктовая композиция на остановке транспорта.

МОЗАИКИ ВПИШУТ В НОВЫЙ ИНТЕРЬЕР

Около 10-ти самых известных мозаик советского периода украшают стены в фойе столичного Центрального автовокзала. На них изображены киевские пейзажи, столичные автотрассы, по которым мчатся причудливые машинки, а на одном из панно имеется даже Красная площадь в Москве, с храмом Василия Блаженного. Облицованы узорами из камня даже колонны в фойе автовокзала!

Все эти мозаики создали художники Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко в середине прошлого века. "Еще в 60-е годы художница и автор мозаик Ада Рыбачук отметила, что при оформлении помещений важно задумываться о том, кто и с каким настроением будет приходить в то или иное пространство. По ее убеждению, важно думать не только о цвете стен, но и об их пластике. "Монументальным бывает самое хрупкое и неуловимое", — говорила тогда художница", — рассказывает Евгения Моляр.

В мае этого года началась масштабная реконструкция Центрального автовокзала, во время которой должны полностью обновить фасад и интерьер здания. Столичные художники и культурологи забеспокоились, что мозаики могут исчезнуть. Но дирекция автовокзала заверила: мозаики убирать не станут. "Все работы останутся на своих местах! Мы не будем трогать даже ту, на которой изображена Красная площадь. Мозаики отреставрируют и органично впишут в новый интерьер автовокзала", — заверил "Сегодня" заместитель директора Центрального автовокзала Олег Литвиненко.

Панно. На стенах автовокзала — около 10 мозаик с видами Киева.

Мозаика с Красной площадью.

Изображены дороги и машины.