Забытый отец "Авроры": в Боровой запретили создать музей Ксаверия Ратника

28 января 2014, 19:00
Дом-корабль Ратника пустует и разрушается

Реклама

Мало кто знает, что создатель символа Октябрьской революции, крейсера "Аврора", генерал-лейтенант Ксаверий Ратник — уроженец Украины. Родился в Николаеве, а последние 17 лет прожил в поселке Боровая под Киевом, который считал второй родиной.
В начале ХХ века поселок Боровая считался местом курортников. Сюда съезжались люди со всей Европы, чтобы пособирать грибы в сосновом бору (отсюда и название Боровая) и половить рыбу в чистейшей реке Стугна. Ксаверий Ратник впервые посетил этот райский уголок в 1903 году, когда приехал к своему товарищу Уланову, отцу знаменитой советской балерины Галины Улановой. И был настолько очарован красотой Боровой, что после поражения "Авроры" в Цусимском сражении в 1905 году Ратник подал в отставку и переехал сюда.
ДОМ-КОРАБЛЬ. На холме над долиной Стугны он построил трехэтажный дом в виде корабля, который стоит и по сей день. "После его смерти дом отдали под санаторий, потом там разместилась контора опытной станции овощеводства. Сейчас дом пустует", — рассказывает депутат сельсовета Людмила Каленченко.
Знаменитая усадьба родителя "Авроры" изначально была деревянной. По словам Каленченко, в 60-е годы дом решили перестроить — возвести из кирпича. "Дом было очень сложно разобрать — Ратник явно не жалел денег. А между досками строители нашли конский волос, который служил утеплением", — пересказывает слухи женщина по дороге к дому Ратника.  
Признаюсь, при виде дома-корабля становится грустно — он обшарпан и заброшен. На полу валяются доски, тряпки, разорванные инструкции по пожарной безопасности, оставшиеся в наследство от овощебазы. С прежних времен сохранилась только лестница. "Свои комнаты Ратник называл "каютами", а балкон — "капитанским мостиком". Он любил выходить на него и любоваться рекой", — говорит Каленченко. Сейчас туда не попасть — дверь в комнату с балконом закрыта, а ключ потерялся.
Жители поселка вспоминают о Ратнике с любовью: он помогал малоимущим, построил в Боровой приют, часовню. "Но помогал только честным и тем, кто хотел работать, — говорят боровчане. — Обмануть его было невозможно: как-то крестьяне половину накошенной травы хотели оставлить себе, тот в два счета их выгнал и нанял новых".
"Мой дед Никита работал у Ратника в конюшне, — рассказывает работник сельсовета Евгений. — Брат моего деда Демид был управляющим — хозяин дома однажды подарил ему швейную машинку. Ратник был крестным моего отца, в честь чего подарил нам большой золотой крест. В голодомор его пришлось продать, чтобы выжить. А перед Октябрьской революцией кораблестроитель все свое золото раздал сельчанам".  
ПОТОМКИ. У Ратника было трое детей: Никанор, Петр и Вера. Судьбы сыновей сложились трагически. Никанора расстреляли в 1937-м, а Петр пропал без вести. "Мой дед рассказывал, что Петр якобы уехал в Польшу. Перед отъездом весь его пояс был усеян золотыми червонцами", — рассказывает Клименко. Несколько лет назад нашелся внук дочери Веры — Алексей Кучук. "Наш боровской учитель Николай Куценко однажды навещал Алексея в Киеве, — вспоминает Людмила. — Взял у него картины, кортик, подсвечники и пару золотых ложек якобы для музея, а потом сбежал в Америку".
В 2007 году нашелся правнук генерала по линии его сына Никифора — киевский художник-маринист Олег Ратник. "Олег — частый гость в Боровой, — говорят селяне. — Он хочет открыть здесь музей. Подал прошение Николаю Азарову, и премьер дал добро, но чтобы открыть музей, нужно иметь 15 соток земли. А она принадлежат Академии наук Украины, которая отдавать землю музею пока отказывается. Дом медленно разрушается. Конторе станции овощеводства пришлось переехать в здание по соседству, чтобы потолок на голову не упал". 

"Кораблик, который умел стрелять"

До 2005 года Ратником в Боровой никто не интересовался. Пока боровчанки Людмила Каленченко и Оксана Гончарук не услышали от старушки в церкви, что "на кладбище покоится мужчина, построивший кораблик, который умел стрелять". "Мы полдня искали и в итоге нашли заброшенные могилки Ратника и его жены, — говорит Людмила. — Связались с посольством России, попросили средства для освящения могил и замены креста. Церемония состоялась 6 ноября 2005 года. Это был замечательный день! Светило солнце, играла песня "Что тебе снится, крейсер "Аврора", были священники, журналисты. Одна женщина привезла огромный торт-крейсер".