Воображаемый алкоголь делает людей смелыми

30 марта 2012, 16:31
Считавшие, что они пьют спиртное, полагали себя самыми обаятельными и привлекательными, хотя исследователи подсовывали им безалкогольное питьё

Воображаемый алкоголь повышает самооценку, фото bravoavia.livejournal.com

Чтобы раскрепоститься и почувствовать уверенность в себе, достаточно выпить стакан чая, уверяют ученые. Если, конечно, уверить себя, что в стакане не чай, а виски.

Алкоголь, говорят, помогает ощутить уверенность в себе. Кто-то выпивает "для храбрости" перед рискованным делом, в исходе которого он не уверен. Например, перед публичным выступлением. Или перед тем как подойти познакомиться с понравившимся человеком. Кто-то выпивает просто для того, чтобы почувствовать себя более раскованным в компании, пишет Компьюлента.

Реклама

Алкоголь дарит уверенность в себе, развязывает язык и повышает самооценку: мы перестаём бояться осуждения со стороны других. Но, как выяснили французские психологи из Университета Пьера Мендеса-Франса, собственно спиртное тут вовсе не обязательно: достаточно просто считать, что ты пьёшь что-то алкогольное.

Для начала исследователи удостоверились в том, что алкоголь действительно работает на повышение самооценки. Психологи отправились в бар, где попросили 19 выпивающих (две трети которых были мужчины) оценить собственную привлекательность по семибалльной шкале. Одновременно учёные проверяли уровень алкоголя в крови алкогольно-респираторной трубкой. Ответы были предсказуемы: чем больше человек выпил, тем более неотразимым он себя считал.

На следующем этапе исследователи пригласили около сотни добровольцев принять участие в рекламной компании нового фруктового коктейля. Никакой рекламной кампании, разумеется, не было, просто такая легенда создавала видимость естественности происходящего. Дальше следовал психологический трюк: одним пришедшим говорили, что они будут пить алкогольный коктейль, другим — что безалкогольный. Но сам напиток был приготовлен так, чтобы участники эксперимента не догадались о действительном содержании алкоголя в нём. То есть они полагались только на ту информацию, которую им сообщили. Соответственно, исследователи готовили "алкогольные" и "безалкогольные" коктейли так, как считали нужным.

Реклама

Добровольцы должны были сделать видео, в котором они рекламировали новый бренд, после чего предлагалось просмотреть записанное и оценить самих себя на привлекательность, оригинальность и чувство юмора. Всё это, естественно, сопровождалось замерами уровня алкоголя в крови. И тут выяснилось, что для самооценки вовсе не обязательно пить спиртное: достаточно думать, что ты его пьёшь. Считавшие, что они пьют алкогольный напиток, полагали себя самыми обаятельными и привлекательными, хотя исследователи подсовывали им безалкогольное питьё. Напротив, убеждённые в безалкогольности своего коктейля не слишком были в восторге от самих себя, хотя учёные подмешивали им в питьё изрядные порции спирта.

Результаты исследования готовятся к публикации в British Journal of Psychology.

Грубо говоря, для повышения самооценки достаточно стакана в руке. А что в нём налито — дело второе, лишь бы казалось, что это спиртное. Такой своеобразный плацебо-эффект напоминает историю о том, как реклама алкоголя обостряет бытовой расизм. Психологи полагают, что тут имеет место похожий механизм: алкоголь действительно помогает раскрепоститься; это известно всем, и наше сознание просто готовится к такому эффекту, снимая психологические зажимы.

Реклама

Но тут есть неприятное "но": человек становится обаятельным и привлекательным лишь в собственных глазах. Исследователи просили посмотреть "рекламные" ролики посторонних людей, и их отношение обычно расходилось с самооценкой участников. После порции выпивки, хоть мнимой, хоть настоящей, человек нравится только самому себе, но не окружающим.