Водитель маршрутки: работа на износ

30 ноября 2009, 08:29
Водителям обещают до 5 тыс. грн. в месяц. Но какой ценой?

Дорогу осилит едущий. На непопулярных маршрутах водители долго не задерживаются. Фото: А. Искрицкая

Вряд ли работа водителя маршрутки станет чьей-то детской мечтой. Пробки, аварии, нервные пассажиры и прочие стрессовые факторы не добавляют профессии привлекательности и в глазах взрослых. Немудрено, что практически ни одного киевлянина за баранкой столичной маршрутки вы не встретите. Здесь в основном заробитчане из Хмельницкой, Кировоградской, Херсонской, Житомирской, Полтавской областей, которых судьбинушка забросила в столицу за длинным рублем. Киевляне за предлагаемую водителям маршрутки официальную зарплату в 2,5 тыс. грн. предпочтут устроиться охранником, водителем к начальнику, даже в фасовщики. Правда, к небольшой официальной зарплате есть возможность прибавить еще половину. Только зарабатывать придется в нелегкой схватке с городскими пробками, пассажирами-льготниками и конкурентами.

ГДЕ ИСКАТЬ. В Киеве на сегодняшний день существует около 60 официальных перевозчиков и так называемых владельцев маршрутов. Но оказалось, что устроиться на должность водителя маршрутки не так-то просто. Со своим микроавтобусом на маршрут — пожалуйста. А вот просто водителем — проблема, ведь желающих крутить баранку куда больше, чем владельцев "Газелей" и "Богданов", а кредит на покупку своего транспорта сейчас не возьмешь.

Реклама

В интернете подобных вакансий — ноль. Искать нужно в местах скопления приезжих, прибывших в Киев в поисках лучшей жизни: на вокзалах, непосредственно в самих маршрутках и, например, в газете "Пропоную работу". Не исключается и вариант трудоустройства по знакомству: таких водителей владельцы-перевозчики даже больше любят.

Позвонив по телефону одного из потенциальных работодателей, мы узнали о требованиях к кандидату: права категории "Д", опыт безаварийного вождения не менее 3-х лет, возраст от 25 до 60 лет, желательна киевская регистрация, хотя бы временная. Справились о состоянии здоровья и наличии справки о прохождении медкомиссии. Узнав, что таковой у нас нет, сразу предложили несколько фирм, где в течение 15 минут и за 150 грн. ее можно оформить. Предупредили, что придется пройти 30-часовую стажировку на базе специального УПК при "Киевпастрансе", и, если уровень вождения устроит, можно будет выходить на маршрут. Но для начала предложили явиться на собеседование с паспортом, правами и военным билетом. Другие перевозчики по телефону общаться отказывались. Особенно когда речь заходила о допзаработке и графике работы, предлагая сразу перейти к личной встрече, на которой и можно будет обсудить все особенности работы. При этом ни водительским стажем претендента, ни знанием города, ни пропиской никто не интересовался. Это нас насторожило.

КАК ВЫБИРАТЬ. Оказалось, что не зря. В солидных организациях-перевозчиках водителю предлагается соцпакет (хотя бы частично "белая" зарплата, отпуска, больничные), за графиком его работы, как и за условиями труда, постоянно следят. Автопарку регулярно устраивают техосмотр, а водителям оплачивают отпуска.

Реклама

А вот если устроиться на работу к перевозчику ЧП "Вася Пупкин", у которого ни лицензии на перевозку пассажиров, ни честно выигранного тендера на маршрут, можно попасть впросак. Но здесь никаких тех- и медосмотров, никаких официальных трудовых договоров и записей в трудовой книжке, и работать можно столько, сколько на ногах продержишься (в солидных АТП — график). А из всех сложных ситуаций будешь выкручиваться сам, причем за свой счет. Такое начальство будет интересовать только сдача дневного плана, а остальное — не его проблема. И никуда не денешься "с подводной лодки" — паспорт-то у хозяина.

Как не нарваться на такого "предпринимателя"? Председатель киевской организации работодателей-перевозчиков "Столица" Валерий Липецкий рекомендует прежде всего поинтересоваться наличием у компании собственного автопарка, где автобусы реально "ночуют" и за которыми ведется надлежащий технический уход. Можно заглянуть туда часиков в 5.30, и все станет понятно. Если же машины "ночуют" в подворотнях или на частных автостоянках, значит, ни о какой заботе об автопарке, здоровье водителей и тем более безопасности пассажиров речь не идет. Нелишним будет и разговор "по душам" с водителями, которые уже работают в фирме (чем отличаются "белые" маршрутки от "черных" — смотрите ниже).

График — жесть. В большинстве случаев водителям нужно быть на работе в 6.00. Сегодня курсировать маршрутки перестают в основном в 21.00—21.30. Получается 15—16-часовой рабочий день с перерывами в очереди на конечной остановке. Работают водители, как правило, два дня и два дня отдыхают. Хотя в каждой компании график может быть свой. Например, у "черных маршруточников" можно работать хоть каждый день и даже ночь (автобус же не стоит в парке), если деньги нужны.

Реклама

СКОЛЬКО ПЛАТЯТ. За день столичная маршрутка совершает в среднем 10 рейсов, хотя все зависит от протяженности маршрута. Если посчитать всех пассажиров, подсаживающихся по пути, в среднем по 50—80 грн. с рейса можно собрать. Но это в час пик. А ведь бывают и полупустые автобусы. То есть выторг за день выходит 500—700 грн. А доход водителя зависит от того, сколько нужно заплатить за аренду маршрутки хозяину (в среднем от 350 до 600 грн.) и прочих подробностей.

Например, водители "белых" маршруток сдают работодателю больше выручки (до 500—600 грн.), т.к. предприятие несет затраты на выплату официальной зарплаты, содержание автопарка и т.д. Получается, что к зарплате 2500 грн. водитель может ежедневно положить в карман от 50 до 150 грн., или в среднем около 1—1,5 тыс. грн. в месяц. В сумме за месяц можно заработать 3—4 тыс. грн. Больше — вряд ли.

У водителей "черных" маршруток план, который они ежедневно сдают хозяину, скромнее (от 400 до 500 грн.), так как трат на него меньше. То есть на карман идет больше — 100—200 грн. в день. Но при этом надо учесть, что у таких водителей зарплаты-то и нет, а получают они только навар. Но заработать у них выходит больше, так как есть возможность работать буквально каждый день — только бы на ногах держаться, не заснуть за рулем да в аварию не попасть. Правда, иногда им приходится и потратиться "по работе". Например, у тех, кто работает "вчерную", иногда случается за свой счет ремонтировать маршрутку, бывает и так, что хозяин оштрафует за что-нибудь.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Анатолий Ковалев, 40 лет, стаж работы — 1 год:

— Вот меня недавно бабушка так умоляла остановиться возле подземного перехода. Ну сжалился, а тут — милиция, и пришлось заплатить 255 грн. штрафа. Это моя выручка за два дня! А если не остановишься, такого в свой адрес от пассажиров наслушаешься! Вон в Запорожье водителя маршрутки пассажиры побили за то, что не хотел останавливаться в неположенном месте. А еще недавно хозяин оштрафовал меня на 50 грн. за то, что я маску марлевую не надевал на маршруте.

Валерий Савчук, 39 лет, стаж работы — 5 лет:

— Когда я только начинал работать, чтобы сэкономить, спал по 2—3 часа в сутки то в гараже, то в маршрутке. Сегодня квартиры подешевели, мы по 4—5 человек снимаем "единичку" на окраине города или в Пуща-Водице за 800 грн. в месяц. Еще на Борщаговке есть водительское общежитие — ангар, где, как в казарме, стоят койки. С кондуктором гораздо спокойнее работать, но сегодня это непозволительная роскошь. С ним нужно выручкой делиться — где-то треть отдавать, а то и половину. Некоторые семейный подряд организовывают — жену или племянницу рядом садят. Но моя жена с детьми в Ковеле.

ВЫБИРАЙТЕ САМИ

"Белая" маршрутка

Плюсы:

  • свой автопарк
  • регулярный техосмотр транспорта
  • медосмотр водителей
  • стажировка, жесткий график работы (как правило, двое суток работают, двое — отдыхают)
  • соцпакет (официальная зарплата, отпуск, больничный)
  • страховка на водителя, транспорт и пассажиров
  • предоставление места в общежитии (оплачивает водитель)

Минусы:

  • Меньше левого дохода из-за работы по графику

Документы для трудоустройства: водительские права, паспорт, трудовая книжка, справка об ИНН, военный билет, медицинская справка

Доход: 3—4 тыс. грн. (от 2,5 тыс. официально + левый доход (в зависимости от маршрута — от 50 до 150 грн. в день)

"Черная" маршрутка

Плюсы:

  • больше левого дохода за счет того, что бизнес полулегальный

Минусы:

  • ненормированный рабочий день и неделя (можно работать без выходных)
  • неофициальное трудоустройство
  • нет техосмотра транспорта
  • нередко водители сами оплачивают ремонт
  • нет страховки на случай ДТП
  • забота о ночлеге ложится на водителя
  • (—) отсутствие официальной зарплаты

Документы для трудоустройства: водительские права, паспорт (часто забирают в залог)

Доход: 3,5—5 тыс. грн. (только левый доход)