Воспоминания о "Матче смерти": "Динамовцев расстреляли не за голы, а за хлеб"

10 июня 2011, 08:22
Наши читатели поделились воспоминаниями о легендарной игре.

Снимок на память. Фото наших и немецких футболистов было сделано сразу после «матча смерти»

После наших публикаций о съемках фильма "Матч" — о легендарной игре киевских динамовцев с немцами в 1942 году, закончившейся расстрелом нашей команды, к нам в редакцию позвонили две наших читательницы. Елена Лысенко из Одессы, рассказавшая, что ее мама до войны дружила с Николаем Трусевичем (вратарь "Динамо", которого в кино сыграет Сергей Безруков), и киевлянка Нина Кожевникова, которая, будучи 14-летней девочкой, смотрела ту знаменитую игру, вошедшую в историю как "Матч смерти". Делимся с вами их историями.

ИСТОРИЯ 1. О ЧЕРНОМ ПАРУСЕ

Реклама

"Моя покойная мама Елизавета Соломко хорошо знала Трусевича, — говорит Елена Валерьевна. — Она часто рассказывала мне о нем, и до конца жизни сохранила о Николае самые теплые воспоминания. Познакомились они в одесском яхт-клубе. В то время ребята-футболисты — не только гоняли мяч. Они занимались разными видами спорта — атлетикой, бегом. В том числе и под парусами ходили. Моя мама все время пропадала на море — много плавала, увлекалась яхтами. Но однажды попала в сильный шторм. Думала, уже не вытянет, но к ней на выручку пришел Трусевич и спас ее. После этого у них образовалась своя постоянная компания: мама и еще трое ребят. Они вместе гуляли, участвовали в местной регате, которую и выиграли. И им, как победителям, в качестве привилегии дали право ходить под черным парусом — в то время это было очень престижно, все ведь ходили под белыми. Это был своего рода высший спортивный шик.

Когда началась война, они потеряли все связи. И уже после войны мама узнала от их общего знакомого, что Николая вместе с другими футболистами расстреляли немцы. Из того, как она мне описывала Трусевича: улыбчивый, открытый и жизнерадостный парень, мне кажется, что Безруков подходит для того, чтобы сыграть Николая".


Вратарь Динамо. Реальный Николай Трусевич (слева) и Сергей Безруков, играющий его в кино

Реклама

ИСТОРИЯ 2. О РАССТРЕЛЕ

"На футбол меня подсадил отец, — рассказывает Нина Николаевна. — Мне было 14 лет, когда состоялся матч между "Динамо" и "Flakelf". Как сейчас помню, что на стадион пробралась через дыру в заборе. Моя мама еще пускать меня не хотела: боялась, что после игры немцы облаву устроят и меня отправят на работы в Германию. Я ее успокаивала: "Не бойся, мамочка, я быстро в дырочку юркну — меня и не заметит никто". На футбольные баталии любимого "Динамо" ходил смотреть весь Киев: еще бы — каждая их победа — это был выигрыш не в спортивной игре, а триумф наших над немцами! Кстати, когда мы выиграли у "Flakelf", один мальчишка-болельщик выпустил в небо голубей! И где он их только взял — ведь немцы всех птиц отстреливали, чтобы никто с ними весточку не передал. Люди даже испугались, мол, сейчас начнут выяснять, откуда взялись голуби. Но обошлось.

Уже после войны мне в руки попалась книжечка, где ту игру окрестили "матчем смерти". Не так все было! Футболистов расстреляли гораздо позже. Они ведь работали и тренировались на хлебозаводе, что стоял напротив нынешнего Охматдета (ул. Чорновила, 28). При этом они держали связь с советским подпольем, для которого и украли хлеб. Когда немцы раскрыли факт кражи — тогда некоторых из них они расстреляли, а других бросили в концлагерь".

Реклама

"МАТЧ СМЕРТИ"


Афиша матча

В оккупированном Киеве 22 июня 1942 года играли "Динамо" (Киев) и "Flakelf" (Германия). Начало игры вполне устраивало немцев: первыми гол забили они. Но к концу тайма голодные, изможденные киевляне вели уже 3:1, и в перерыве им было предложено "умерить пыл"... Тем не менее во втором тайме они забросили еще два мяча в ворота оккупантов, и каждый гол вызывал взрыв на киевских трибунах: "Победили на футболе — победим и в бою!". Болельщики ведь не знали о предупреждении... Прямо со стадиона футболистов увезли в концлагерь на Сырце, и Николай Трусевич, Николай Коротких, Иван Кузьменко и Алексей Клименко были расстреляны в Бабьем Яру. Так гласит легенда.