Вишня трижды избежал расстрела

8 февраля 2014, 17:00
На родине сатирика вспоминают о ГУЛАГе, ищут барана с милицией и ездят на "мерседесах" за хлебом

Реклама

Хуторок Чечва Сумской области, где родился один из самых любимых украинцами писателей — Остап Вишня, уже давно стерт с лица земли. Родиной Павла Губенко принято считать село Грунь в километре от Чечвы. Здесь живет около двух тысяч человек, есть водопровод, электричество и интернет. Был даже Дом культуры имени Остапа Вишни, но 15 лет назад его "благополучно" сожгли. Музей писателя переместился в одноэтажный домик бывшей поликлиники. Грунчане вызвали расписывать его стены лучших художников, разыскали потомков писателя и даже подружились с его вдовой Варварой. В музее хранятся рабочая папка с блокнотом журнала "Перец", любимые сигареты Вишни "Казбек" и его трубка, трость, вышиванка и, конечно, круглые очки писателя, которые нынешняя молодежь назвала бы "как у Гарри Поттера".

ШУТЛИВОЕ ДЕТСТВО. "В Чечве Губенко жили в достатке. После переезда в Грунь все 13 их деток получили образование в Груньской школе. Павлусь закончил здесь три класса, — говорит библиотекарь Татьяна Сокол. — В семье Губенко шутками-прибаутками не "козыряли" — ими разговаривали. Даже в завещании отец Михаил последней фразой написал: "Ко всему вышесказанному руки приложил и ноги протянул". Еще в детстве старший сын Василий и младший сын Павел решили стать писателями-сатириками. Но жизнь оказалась далеко не такой веселой, как им представлялась".

Губенко не могли терпеть ложь и предательство. Над столом Вишни висела надпись: "Друзі" мої, будь вони трижди прокляті: замасковані паразити, прохвос­ти, аліментщики, гру­бія­ни, бракон’єри, спе­ку­лян­ти, кругло­до­бо­ві патякали, око­за­ми­лювачі". Виш­ня высмеивал коллективизацию, реформы Деникина и грабеж Петлюры. Ему приписывают фразу: "У вагоні Директорія, під вагоном територія…". Подобная смелость была несовместима с жизнью. Старшего из семьи — писателя-сатирика Василия Чечвянского (Губенко) расстреляли. "Павла Михайловича начали преследовать. Жена с ребенком ушли от писателя, не выдержав прессинга, — рассказывает Татьяна. — В начале 30-х Павел женился во второй раз, но в 33-м его арестовали, обвинив в организации нападения на секретаря ЦК ВКП(б) Постышева — одного из главных организаторов голодомора в Украине. Мать писателя Параска уехала с детьми в село Камышов, где их след потерялся".

Реклама

ТРИ "РАССТРЕЛА". "Как и все в СССР, мы говорили, что Остап Вишня в 1933—43 годах просто не писал, — продолжает Татьяна Сокол. — В это время он был в лагерях. Губенко вынесли "хитрый" приговор: расстрел заменили 10 годами концлагерей в надежде, что он умрет по дороге. Но у одного из конвоиров в дороге случился приступ аппендицита. Павел Михайлович был фельдшером (руководил медчастями железных дорог, спасал от тифа галицкую армию УНР) и быстро распознал болезнь. Потом конвоиры всячески оберегали писателя. Второй раз при переводе с рудников Воркуты он сильно заболел и оказался в медпункте кирпичного завода, за 3 км от концлагеря. Пока его лечили, в лагерях прошла очередная волна расстрелов. Ослабленному Вишне доверили писать "лагерную многотиражку" — газету о людях, строивших города для заключенных. В это время его жена — актриса Варвара Алексеевна — умудрилась разыскать его и сняла комнату недалеко от концлагеря. Получая через раз весточки от жены, Вишня и понятия не имел, что та живет в нескольких километрах от него. Через пять лет об этом "разнюхали" в НКВД, отобрали паспорт и депортировали в Харьков. В третий раз Вишне удалось избежать расстрела, когда из арестантского барака уже на Печоре (Коми АССР) его перекинули в писательский кабинет в Киеве. Видимо, он был нужен Сталину".

"Мерседесы" на писательской улице

Большинство историй о Вишне селяне узнали от его племяннника Игоря Коржа, который живет в Беларуси. Родственника писателя здесь называют "ходячий музейный экспонат". В Груни отстроили домик "Остапова криниця" — место, где якобы черпал вдохновение писатель. В будни тут штопают одежду инвалидам и делают массаж. Здесь проходят творческие вечера и завершается фестиваль "Грунські усмішки". Празднование 100-летия Вишни, к примеру, помнят до сих пор — такого количества вареников здесь не видели. "Хотели еще шашлыков нажарить, но пока мангал искали — баран куда-то делся, — вспоминают грунчане. — Искали всем селом, подключили милицию. Оказалось, хозяин просто увел его домой". Есть в селе и улица Остапа Вишни. "Самая худшая улица в Груни, — признаются жители улицы. — Когда водопровод проложили, ее испортили, да так и не восстановили! Вот мы и купили себе "Мерседесу" (старенькую "Волгу"), чтобы за хлебом ездить".