Валерий Тодоровский: "Таких как я, одесситов, мало, но мы крутые"

31 января 2014, 09:00
Режиссер и сценарист рассказал нам о том, как долго корпит над своими сценариями, есть ли у молодежи шансы добиться успеха в киноиндустрии, о своих любимых сериалах и об отсутствии перспектив в Америке

Тодоровский-младший. «Не вижу проблем пробиться, если делать что-то, что может быть востребовано». Фото: ИТАР-ТАСС

С Валерием Тодоровским мы пообщались на мастер-классе в рамках "Интершколы".

— Поскольку вы — сын Петра Тодоровского, был ли у вас выбор, чем заниматься в жизни?

Реклама

— Все очень просто. Я родился в Одессе. Я — одессит. Нас мало, но мы крутые. Да, я родился в семье кинематографиста. Мой папа — кинооператор, потом стал кинорежиссером. Это та среда, те люди и тот мир, который я знаю лучше всего — другим мне заниматься уже неинтересно. Я лучше проиграю на этом, кинематографическом поле, чем буду влачить жалкое существование на поле, где тысячи людей пасутся и делают это лучше меня.

— Говорят, вы очень долго и кропотливо пишете свои сценарии...

— Сценарий — это труд. "Оттепель", например, мы писали полтора года. Для каждой серии было от 5 до 11 вариантов — мы искали идеал. Сценарий должен быть такой, чтобы с первых трех страниц уже невозможно было оторваться. Нельзя прийти с тем, что вы быстро начеркали за ночь. Вам скажут "нет", а вы станете бить себя в грудь и говорить, что вы — гений... Нет, это неверный путь. Повторюсь, сценарий — это труд. Сейчас, как ни странно, идет поток странных исторических блокбастеров. Режиссерам присылаются сценарии про какой-то XVI-й век, про каких-то витязей. Люди пишут что-то непонятное! Написать историю здесь и сейчас, ту, что создается за окном, почему-то никому не приходит в голову! Выигрывают те, кто предлагает свою адекватную историю. Автор должен говорить о чем-то своем, но так, чтобы это было интересно большому количеству людей.

Реклама

— Вас увлекает еще что-либо, кроме кино?

— Мое занятие — это кинематограф. У меня нет иных любимых занятий. Я не играю в свободное время в теннис и не собираю спичечные коробки. Только вот в выходные дни общаюсь со своими детьми, стараюсь уделить им внимание.

— А где черпаете вдохновение?

Реклама

— Честное слово, не знаю. Я вообще не могу понять, откуда люди все черпают. Иногда черпается, иногда нет. Бывает и опустошение, когда почерпнуть совершенно неоткуда.

— Сейчас даже как-то модно стало подсаживаться на сериалы, смотреть сезон за сезоном. Вы смотрите?

— Ну а как же! Есть прекраснейший сериал Mad Men, есть Homeland американский. Есть мой любимейший сериал, который называется Six Feet Under. Ему уже лет 10, но это просто хрестоматия. Надеюсь, что все это видели многие. Но есть и много другого. Sopranos вот уже стал современной классикой.

— Вы ведь в последнее время в основном находитесь в Штатах?

— Да, там огромное количество талантливых людей, у которых есть идеи и сценарии. Но они не могут пробиться, потому что в Америке огромная конкуренция. Просто нет места! А у нас в постсоветской кинематографии людей мало. Так что молодежь имеет все шансы: написать сценарий, снять фильм, сделать свою первую независимую работу и показать это миру. В наше время можно снять на айфон… Сегодня существует масса возможностей продать свой сценарий — и за большие деньги. Я вообще не вижу проблем пробиться, если вы делаете что-то, что может быть востребовано.

Автор: Ксения Линникова