В Киеве 15-летний Володя Высоцкий воровал яблоки

26 января 2009, 07:05
Киевский приятель поэта рассказал нам о его детских годах, когда тот часто бывал в столице Украины.

Юрий Борисович. В этом киевском доме на Институтской жил отец Владимира Высокого, и сюда неоднократно приезжал в гости сам Володя. Фото А. Яремчука

Реклама

В воскресенье 25 января Высоцкому мог исполниться 71 год. В день рождения великого барда и актера "Сегодня" встретилась с человеком, который жил в Киеве в одном доме с отцом Владимира Семеновича и показывал тогда еще 15-летнему Володе свои нехитрые игрушки.

"В дом на Институтской, 24/7, моя семья перебралась сразу после освобождения Киева в 1943 году. Отец Высоцкого Семен Владимирович переехал сюда же, но только в другой подъезд, примерно в 1953-м году", — рассказывает нам Юрий Борисович Рыбальченко. "Мой родитель и отец Высоцкого иногда пересекались по службе: оба военные и оба служили если не в одном городе, то в одном округе. С Владимиром я и познакомился благодаря тому, что наши родители общались". По словам Юрия Борисовича, маленький Володя, приезжавший к отцу в гости (жившему отдельно после развода с женой Ниной Максимовной, матерью Высоцкого), ничем не отличался от своих послевоенных сверстников. "Военные галифе, хромовые сапоги, прическа ежиком. Сам небольшой такой — плотненький, коренастый. Каких-то актерских или вокальных талантов в нем не проявлялось — самый что ни на есть обычный пацан. Даже голос был еще без его фирменной хрипотцы".

Дворовые ребята довольно быстро нашли общий язык с "москвичом". Даже вместе ходили воровать яблоки, что росли на небольшом пустыре (ныне тут "лес" из высоток). "Володю как самого младшего сажали на забор, и тот стоял "на стреме". Чуть что, он свистел, и все гурьбой убегали", — говорит Юрий Борисович. У мальчишек был свой "штаб", находившийся в подвале. "У нас там висели военные карты, хранились настоящее оружие и патроны". Ребята постарше частенько собирались в уютной беседке (она сохранилась до сих пор. — Авт.) посреди двора, разговаривали, пели блатные песни под гитару...

Реклама

Бывал Володя в гостях и у семьи Рыбальченко. "Однажды я показывал ему свои игрушки: механическую жабу, заводного мотоциклиста, железную дорогу, которые он с интересом рассматривал". Несколько раз Володя купался в их ванне, так как ванная Высоцких была то ли разбита, то ли завалена каким-то хламом. "Жаль, что ванную в конце 90-х демонтировали — ее бы сейчас в музеях показывать", — смеется Юрий Борисович.

ВОЛЬФ ВЫСОЦКИЙ С УЛИЦЫ ВОРОВСКОГО

Предки Владимира Высоцкого жили в Киеве с дореволюционных времен. Его дедушка, Владимир (Вольф) Шлемович Высоцкий приехал в Киев в 1911 году из Бреста, женился и поселился на улице Воровского, 42. Здесь в 1915-м родился отец артиста Семен. Их ветхий дом сейчас полуразрушен, да и вообще при СССР уцелел лишь потому, что в 1918 году в нем работал Киевский подпольный обком компартии, о чем свидетельствует мемориальная доска. После развода с женой Ираидой Алексеевной дед перебрался в 1932 году в Москву. Детей при этом поделили: старший Семен (отец Владимира Высоцкого) уехал с папой, а младший Алексей (дядя великого барда) остался с матерью.

Реклама

Бабушка, которую Володя очень любил (забегая вперед, скажем, что она умерла у него на руках в 1970 году, причем поэт, словно почуяв ее смерть, на пару дней вырвался со съемок из Одессы в Киев), стала известным косметологом, работала в "Салоне красоты" на Крещатике. Именно благодаря связям бабушки, Володя смог в 1960 году жениться на своей первой супруге, выпускнице МХАТа Изольде Жуковой. Иза два сезона выступала в Киеве на сцене театра русской драмы имени Леси Украинки, а когда они наконец расписались, перебралась к Высоцкому в Москву.

В мае 1968-го он приехал в Киев как автор песен для фильма "Карантин" (это оттуда: "Ты бы пошел с ним в разведку — нет или да?"). В 1971 году Театр на Таганке, в котором играл Высоцкий, давал гастроли в киевском Театре оперетты. Высоцкий уже был знаменитым бардом, его наперебой приглашали выступить. Только в сентябре 1971 года он дал примерно 30 концертов, первый из которых состоялся в институте кибернетики. Еще несколько десятков их прошли в Киеве в 1972 и 1973 гг. — всякий раз с неизменным аншлагом.

Учитывая, что Высоцкий был полузапрещенным певцом, его песни не имели разрешения цензуры, а самого исполнителя не пускали в официальные залы — вроде Дворца "Украина". Он пел в НИИ, в домах культуры предприятий, даже в школьных актовых залах. Концерты проходили по инициативе почитателей его творчества, сумевших уговорить свое начальство позволить Высоцкому выступить. По воспоминаниям очевидцев, люди сидели на подоконниках, стояли в дверях и проходах, а сцена всегда была уставлена огромными катушечными магнитофонами. Пленки с записью его концертов потом расходились по всей Украине.

Последний раз Высоцкий побывал в Киеве в 1978-м, когда ехал в Одессу сниматься в фильме "Место встречи изменить нельзя" в роли Глеба Жеглова. Но киевляне его почитают до сих пор. В прошлом году на Львовской площади столицы решили поставить памятник Высоцкому, объявили конкурс. Его выиграли не мэтры, а двое молодых ребят, родные братья, выпускники Академии искусств Андрей и Петр Озюменко. Глава Шевченковской райадминистрации Виктор Пилипишин обещал, что установку памятника профинансируют меценаты. Увы, оных, похоже, в Киеве нет, поскольку памятника до сих пор нет.