В каждой сказке есть доля сказки

20 апреля 2014, 06:27
Колобок рассказывает о солнце, а спасение принцессы – протест против жертвоприношений

А вы слышали о сказке об Ивашке - медвежьем ушке?

С самого раннего детства нам рассказывали о Тридевятых Царствах, Тридесятых государствах, Курочках-Рябах, Колобках, Козах-Дерезах, Змеях Горынычах и прочих Кащеях Бессмертных. Потом мы выросли и, оказалось, что все это – вымысел. Или… нет? Быть может, вся проблема в том, что мы не умеем читать сказки правильно? Тогда что же скрывается за милыми и добрыми сюжетами, знакомыми с детства? Классик писал "Сказка – ложь, да в ней намек". Корреспондент "Сегодня" попытался разобраться в этих "намеках".

Запомните две вещи. Во-первых, сказка – не миф. Миф претендует на достоверность, а сказка тяготеет к вымыслу. Во-вторых, детские сказки – совсем не детские. Они вполне взрослые, серьезные и маскируют вещи, от которых цивилизация избавилась, частично – заменила, но забыть не смогла. Впрочем, гипотез происхождения сказок очень много. Поэтому мы, обложившись научными трудами, обратились за помощью к старшему научному сотруднику Отдела фольклористики Института искусствоведения им. Максима Рыльского НАН Украины Татьяне Николаевне Близнюк, которая помогла выбрать самые интересные версии. Этот материал – далеко не полная история украинской сказки. Зато очень интересная.

Реклама

КОЛОБОК. Жили-были дед и баба и решили они слепить Колобка. Наскребли по сусекам, замесили тесто, засунули хлебный шар в печь, поставили остыть – а он сбежал. И от бабы с дедом, и от зайца, и от волка, и от медведя. А потом встретил лису и был съеден.

Колобок – одна из самых известных сказок, поэтому о ней написано огромное множество работ.

Многие исследователи считают, что таким образом наши предки замаскировали… календарь. Логика тут проста. Дед и баба слепили его из остатков муки. Когда заканчивались припасы? В конце зимы. Тогда же из-за туч выходило солнце. Поэтому Колобок постоял на окошке – да и покатился. Сначала – к зайцу, меняющему шкурку с зимне-белой на весенне-серую. Потом – к волку, символизирующему весну из-за начала брачного периода. Далее – к медведю, который был летом (брачный период и пик производства меда). И, наконец, к рыже-осенней лисе. Лиса же съела колобка, как осень закрывает солнце тучами, готовясь к зиме. А на следующий год родится новый Колобок, который пройдет тот же путь. По сути – квинтэссенция теории Джеймса Фрейзера об умирающем и воскресающем боге.

Реклама

Советский лингвист, профессор Татьяна Цивьян в работе "Роковой путь Колобка" рассматривает глагол "катиться" и доказывает, что Колобок был обречен. Потому что катиться можно только вниз, а внизу, согласно мировоззрению славян, находился подземный мир. То есть, смерть.

Славист и фольклорист Никита Толстой задается другим вопросом: почему был съеден Колобок? И приходит к неожиданному ответу: Колобка защищала… песенка. Которая, на самом деле, была "текстом творения", одним из наиболее сильных оберегов. Колобок рассказывал зверям историю своей жизни, а лиса не дала ее закончить, сломала оберег и съела поскребыша. В качестве примера он приводит балканский фольклор о вурдалаках, которые превращались в красивых парней и поедали молоденьких девушек. Одна девушка, наученная матерью, распознала вурдалака. Чудовище преследовало ее до самого дома, но у двери его остановила мать, которая читала оберег: рассказывала, как создается одежда. Мол, "дочь не может выйти, потому что собирает льняное семя, потом покупает землю, сеет лен…" Вурдалак не мог сломать оберег, потому стоял под дверью до первых петухов, а потом сбежал к себе в могилу.

Реклама

РУКАВИЧКА. Потерял как-то дед рукавичку. Ее нашли зверюшки и сделали себе домик, пока не объявился медведь, которого рукавичка и не выдержала – лопнула.

Украинский исследователь Виктор Давидюк называет подобные сказки "кумулятивными", они нагромождают подробность за подробностью – и все это приводит к какому-то результату. К кумулятивным сказкам относится и "Колобок", и "Коза-Дереза", и "Курочка-Ряба" и множество других. Но "Рукавичка" особенно интересна, ведь она – сказка-предупреждение и охотничий справочник.

Главное – последовательность зверей. Сначала в рукавичку, потерянную в начале весны, находит мышка. В марте-апреле полевки вылезают из своих норок и могут съесть оскудевшие за зиму запасы зерна. Затем – май-июнь, пик "жабьих концертов". Вода прогревается, у большинства зверей – линька, их мех непригоден. В июле в села массово бежали зайцы с зайчатами, а значит их можно ловить голыми руками. В июле-августе свой выводок на обучение выводят лисы. Потому она и "сестричка", потому что к осени выводок распадется, лисы будут охотиться в одиночку. Далее – волчок, ведь волки выходят всем выводком в сентябре. В ноябре начинается гон у диких кабанов, это значит, что выходить в лес опасно. И, наконец, в начале зимы можно встретить медведя-шатуна, который, разрывая рукавичку, показывает: я не впадаю в спячку, поэтому, охотник, будь осторожен.

ДОВГОМУДРИК. Лис прокрался в хату и украл курей, а дед, вместе с раком, петушком, желудем, лычком, палкой и кизячком, решили ему отомстить и шкурку его себе забрать.

"Довгомудик" – это лис. Наши предки очень часто, дабы не спугнуть или не обидеть зверя, называли его эвфемизмами. Так появился и волк (от слова "волочь, волок") и "медведь" (ведает, где мед) и многие другие. И сказка "Довгомудик" интересна тем, что это прямое описание охоты на лиса.

Пришли дед с друзьями к хате довгомудика – то есть к лисьей норе, – а она пустая. И дальше приводится определенная последовательность действий. Желудь полез в печь, кизячок лег на порог, лычко (лыковая веревочка) – под порогом, палочка – на чердак, рак в помойную яму, петушок – на жердочку, а дед – на печь лег. На самом деле, лисья "хатка" – это обычная нора. Поэтому "помойная яма" – обычная яма с водой, "чердак" – поверхность над норой, а печь – холмик у норы. Дальше – обычный механизм. Горящий желудь трещит и пугает зверя, зажженный кизячок его выкуривает, а лычко – это лисья петля. Палочкой же охотник забивает зверя.

О КОТИКЕ И ПЕТУШКЕ. Жили-были два друга – котик и петушок. Потом пришла лиса, похитила котика – и спрятала его. Взамен котик выманил ее детей-лисят, посадил их в торбу, а сам спас друга.

Сказка о котике и петушке тоже относится к разряду "охотничьих сказок". Но непростых, а магических, ведь в ней показаны и обереги, и обряды, и манки на зверей. Вначале лиса выманивает петушка "золотой пшеницей, медовой водицей". А петушок сидит на печи – древнем символе безопасности. И не должен отвечать, но все же отвечает: ток-ток, не велел коток. Тем самым он ломает оберег печи и лиса узнает, где он. Затем она его похищает и несет к себе в дом. В литературной сказке котик играет на скрипочке, но в оригинале он использует бандурку. "Бандурка" – это маленький, тщательно сделанный лук с тетивой из кишок животных, который использовался в качестве манка. Котик играет на одной струне и выманивает лисят, читая охотничью песенку, которую наши предки использовали для заклинания зверей и удачной охоты. Кроме того, в этой сказке есть и представления древних о местонахождении загробного мира. Когда лиса похищает петушка, он кричит котику: "несет меня лиса за далекие горы, за бескрайние реки". То есть, по сути, рассказывает, что вот-вот погибнет, потому что описывает дорогу в загробный мир.

ИВАШКО – МЕДВЕЖЬЕ УШКО. В "мягкой" версии этой сказки женщина рожает сына по имени Ивашко от медведя. Сын вырастает богатырем с медвежьими ушками, отправляется на поиски приключений, борет старика и женится на его дочери. В более "взрослом" варианте девушка, не послушавшись отца, сбегает в лес. Там ее ловит медведь и она рожает сына Ивана с медвежьими ушами, затем сбегает обратно в село, а медведя, который ищет жену и сына, убивают (по разным версиям) селяне, либо собственный сын.

Это – типичная сказка о "волшебном женихе", известная во многих культурах. Даже Зевс в свое время похищал Европу в облике быка. На самом деле многие знатные рода связывают свое происхождение с дикими зверями. Кто-то происходит от медведей, кто-то – от волков, кто-то – от зайцев. А все потому, что зверь в сказке выше человека, а знать считала себя выше других людей. Поэтому эта сказка – о происхождении целого рода. И сам Иван объединяет в себе множество факторов. Он сын медведя и женщины, поэтому – звериное и человеческое. У него огромная сила и долгожительство от мифического предка, но он смертен, поскольку человек.  Кроме того, он родился вследствие того, что мать нарушила табу – вышла в лес вопреки воле отца, а, значит, сказка говорит и о свободе от многих запретов.

ОХ! Отец отводит ленивого сына в лес, где появляется лесной царь – старичок по имени Ох, который берет юношу в обучение. Он несколько раз сжигает его, а потом возрождает из уголька. Затем отец должен угадать, где его сын, чтобы забрать его домой. Ох превращает юношей в разных зверей и только помощь доброго отшельника помогает сделать правильный выбор.

На самом деле все было именно так, как описывают в сказке. Она относится к разряду "инициативных" и описывает превращение мальчика-ребенка в юношу, который может жениться. Наши с вами предки отводили детей в лес, к знахарям и колдунам, которые рассказывали ребенку, вступившему в период полового созревания, о взрослой жизни. И не только рассказывали. Чтобы стать взрослым, мальчик должен избавиться от детства, убить его в себе. Поэтому знахари, шаманы и прочие Бабы-Яги не брезговали галлюциногенными препаратами, которые вызывали чувство умирания. После приема снадобий мальчик верил в собственную смерть и воскрешение, детство было утеряно навсегда. Кроме того, нужно было пройти испытания – как охотничьи (научиться владению оружием, выслеживанию зверя и заговорам), так и типично мужские (испытание болью и пытками).

Интересно: Бабу-Ягу мы вспомнили не просто так: иногда испытания проводили и женщины, старухи, которых считали ведьмами. А избушка на курьих ножках – напоминание о том, что "хижины инициации" делали в виде звериной пасти. Там мальчики, пройдя через испытания, становились мужчинами и женились на "дочке" или "племяннице" Бабы-Яги. А иногда и погибали в процессе.

КОБЫЛЬЯ ГОЛОВА. Отец, понукаемый мачехой, отводит родную дочь в лес, где отдает ее лесному отшельнику. К ней приходит Кобылья голова, девушка помогает ей – и получает богатство. Узнав об этом, мачеха отводит в лес свою дочь, но та отказывается помогать Кобыльей голове и та ее съедает.

Очень жестокий женский вариант сказки об "Охе". В основе – все та же инициация. Юную девушку в период полового созревания отводят в лес, где она должна пройти испытания и "умереть", чтобы стать женщиной и выйти замуж. Как образ смерти здесь присутствует "Кобылья голова" – мифическое существо, символизирующее смерть, как и Кащей Бессмертный. Первая девушка выполняет все указания головы – пересаживает ее через порог, кормит и поит – и получает награду. Вторая оказывается ленивой: "Не большая пани, сама сделаешь", говорит она – и Кобылья голова ее пожирает. Тут может быть два объяснения: либо вторая девушка не прошла испытания и потому не готова к замужеству, что делает ее "пропащей", либо умерла от передозировки наркотиками.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Иван-Царевич стреляет из лука и его стрелу находит лягушка, на которой он вынужден жениться. Лягушка эта волшебная, девушка в шкуре зверя. Она справляется со всеми испытаниями, но просит не сжигать ее шкурку лягушачью, потому что "будет потеряна навсегда". Юноша сжигает ее – и девушка покидает его. Царевич отправляется на поиски, находит свою жену у Кащея Бессмертного и освобождает ее.

На самом деле, очень многопластовая сказка. Царевна-лягушка – это тот же образ, что и Ивашко-Медвежье ушко, но женский. Она – полузверь-получеловек, отсюда и волшебные способности. Значит, их дети будут царями, ведущими свое происхождение от зверя, что укрепит их статус.

Далее – инициативно-обрядная часть. Девушка из одного рода должна расстаться со своим девичеством и родом, чтобы стать частью семьи своего мужа. Отсюда – испытания, которые царевна-лягушка проходит с помощью своего волшебства. Но обряд этот длительный, поэтому она просит "не сжигать шкурку" – не рвать связь. Муж не слушается – и девушка отправляется к Кащею, древнему образу смерти, приносится в жертву из-за нарушения обряда. Царевич вмешивается и спасает ее, проходя через испытания, которые позволяют спасти жертву от обряда жертвоприношения.

Интересно: Сказки о "героическом спасении красавицы" – из лап чудовищ, драконов и Змеев Горынычей с Кащеями Бессмертными – можно назвать "народным политическим протестом". В древности было множество обрядов, в которых практиковалось жертвоприношение. Практически все они были связаны с плодородием или охотой. Поэтому, чтобы земля родила, шел дождь, в реках было полно рыбы, а в лесах – зверей, община убивала красивую девушку, принося ее в жертву духам, богам и прочим чудищам. Естественно, многим это не нравилось, но протесты не поощрялись – самые громкие вполне могли стать следующими жертвами, либо оказаться в изгнании. Оставалось лишь устное творчество о близких и далеких землях, где богатыри и прочие полубоги выступили против подобной жестокости. Так, постепенно, удалось убедить особо кровожадных жрецов, что боги вполне обойдутся зерном и животными.

Ненависть к мужчинам и изоляция

Самые веселые и милые сказки, вылизанные Диснеем, на самом деле очень жестоки и рассказывают о страшной судьбе женщин. Белоснежка, Спящая красавица, Рапунцель – все это инициативные обряды. Девушкам давали отравленные фрукты или кололи им галлюциногены, чтобы они пережили "смерть детства" и были готовы к взрослой жизни. Когда начинались месячные – уводили в леса и запирали в башни, изолируя от общества. Затем, естественно, появлялись прекрасные принцы, которые проходили свои испытания. И, как результат – счастливая семья.

Что касается Красной шапочки, она, по мнению фрейдиста Эриха Фромма, вообще образ ненависти женщины к мужчине. Отсюда весь символизм – красный цвет – менструальная кровь, боль и неудобства. Волк – жестокий и злой мужчина. А волк, проглотивший бабушку – имитация беременности, которая в те далекие времена была весьма изнуряющей и выматывающей. Поэтому волка, который рискнул ее сымитировать, вспарывают и насыпают в живот камней.