В доме Бетховена поют половицы

26 января 2011, 11:09
240 лет назад родился Людвиг ван Бетховен. Как живет родной город и дом автора "Лунной сонаты", мы узнали, побывав в Бонне.

На чердаке. Через крохотное окно старого особняка увидел мир будущий гений

Первое, что бросается в глаза, когда бродишь по родному городу композитора, — изобилие памятников ему. Синяя скульптура, посвященная Бетховену, стоит на входе у обычного магазина, а красная, исписанная нотами "Лунной сонаты", в самом что ни на есть рядовом кафе. Не будь немцы так влюблены в своего земляка, вряд ли бы мы сейчас могли побродить по его дому — его хотели снести. Но 12 боннцев в 1889 году основали Общество "Дом Бетховена". Выкупили здание, в котором он жил и соседнее, соединили их переходом и учредили музей. К слову, ежегодные концерты в честь именитого земляка немцы устраивают и по сей день, хотя этой традиции уже двести лет.


Скульптура композитора есть даже в самом рядовом кафе

Реклама

Переступаю порог дома-музея и первое, что слышу — громко скрипят половицы. "Это не спецэффект, так задумано, — видя мое недоумение, поясняет смотритель. — Мы специально сохранили пол таким, как он был при Людвиге, чтобы подчеркнуть возраст дома". Меня ведут на чердак — именно здесь в крохотной, низкой комнате 17 декабря 1770 года родился гений. Святость места не разрушает ничего лишнего, в белых стенах — лишь бронзовый бюст композитора и свежие цветы. Дверь в комнату такая низкая, что приходится сгибаться до пола, чтобы попасть внутрь. Рядом копия исторического документа — церковная запись о рождении нового жителя Бонна Людвига Бетховена. "Пройдет всего 12 лет, и о нем заговорит весь мир, — срываясь на пафос, говорит по-английски смотритель дома. — В истории не было такого примера, чтобы ребенок стал заместителем органиста, а Людвиг работал на должности своего отца, который тоже был музыкантом. На его плечи легла забота о всей семье".

Именно то, что с 14 лет мальчишка вынужден был зарабатывать, по одной из версий, и стало причиной его переезда из Бонна в Вену. В родном городе композитора бытует легенда, что один раз он сюда возвращался, но записей об этом не сохранилось. Но вряд ли это так — Бетховен был настолько известен в Европе, что его возвращение в родной город не могло быть незамеченным, даже если это был небольшой концерт.

Напоследок смотритель дома показывает мне альбом, который Людвигу перед отъездом из родного города подарили друзья. В нем записаны добрые напутствия, и сейчас он всегда раскрыт на странице с записью, заканчивающейся словами: "Путем неустанного прилежания получите вы дух Моцарта из рук Гайдна". Так и вышло — в далекой Вене Бетховен оправдал надежды земляков и стал не менее знаменит, чем его учитель. Когда он умер, в похоронной процессии приняло участие порядка 20 000 человек. В голове колонны шла толпа земляков, их легко было узнать, так как все они говорили на родном для композитора диалекте — бенше.

Реклама

ЛЮБОВЬ: КТО СТАЛ МУЗОЙ

Бетховен так ни разу и не женился. И все потому, что (как гласит официальная биография) его отвергла графиня Джульетта Гичьярди. Девушка не оценила любви — блистательная пианистка, она прошла мимо пылких чувств именитого композитора, предпочла жизнь с аристократом и вышла замуж за графа Роберта Галленберга. Именно ей, по мнению ряда историков, Людвиг посвятил величайшее свое произведение "Лунную сонату". Но есть и другая версия ее создания.

Реклама

Считается, что Бетховен ездил в замок в крохотном городке Мартонвашаре под Будапештом давать уроки дочерям Брунсвика. Здесь, обычно замкнутый и молчаливый, он раскрывался. И причиной тому, как утверждают венгры, была одна из дочерей Брунсвика. Но Тереза, Жозефина или Шарлотта, не ясно. Увы, история сохранила пылкие, любовные письма композитора, которые пачками шли в дом Брунсвика, но вот имен в них нет. Скорее всего, чтобы не компрометировать возлюбленную, Людвиг избегал доверять ее имя бумаге. До сих пор никто не знает, кто скрывается за посвящением Бетховена "Бессмертной любимой".

"Это было в один из прекрасных летних вечеров, Бетховен долго гулял с юными сестрами в саду, и возле озера по воде "бежала" луна, после он заперся у себя в комнате, а на утро из нее уже доносилась божественная музыка", — рассказывают сегодня хранители замка. Но музыковеды твердят обратное. Мол, сердце гения украла двоюродная сестра Брунсвиков — та самая Джульетта Гичьярди.

А возвращаясь к "Лунной сонате", стоит заметить, что сам автор назвал ее "Соната в духе фантазии". А название "Лунная" уже после смерти композитора дал ей друг Бетховена, поэт Людвиг Рельштаб. Он слышал историю ее создания от композитора и настоял, чтобы именно так ее величали в нотах. "Лунная соната" одно из последних произведений композитора, написанное до тотальной глухоты. А Джульетта Гвичарди, если верить биографам, его последняя любовь.

ОРГАН: СВИДЕТЕЛЬ ПЕРВОГО УСПЕХА

На этом фото — орган Бетховена до того, как его разрушила война. Именно с ним связан дебют вундеркинда перед публикой города. В музее хранится газета 1780 года со статьей, в которой учитель Бетховена описывает то событие. Будущий композитор играл на органе полчаса, и никто поверить не мог, что за инструментом сидит ребенок. Ведь играть на органе очень тяжелая работа — ногами нужно нажимать массивные педали.

КЛАВИАТУРА: ПОМНИТ ДЕБЮТНОЕ СОЧИНЕНИЕ ЛЮДВИГА

Эта клавиатура старинного органа из церкви Миноритов в Бонне помнит Бетховена десятилетним мальчиком. Именно на ней он написал свою первую сонату — минутную. Сам орган, увы, был уничтожен во время Второй мировой войны американской армией, но среди руин церкви нашлась клавиатура. Долгое время она хранилась у одного из членов общества Бетховена. И только через десять лет после войны церковь разрешила выставить ее в доме композитора.

САМЫЕ ЗНАКОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ В ДОМЕ

ЛЮБИМЫЙ РОЯЛЬ: ХОЗЯИН НА НЕМ НЕ ИГРАЛ. Самый большой предмет, сохранившийся в доме, находится в так называемой "Венской комнате", где воссоздан интерьер австрийского жилья композитора. За несколько лет до смерти Бетховен получил рояль в подарок от самого дорогого мастера музыкальных инструментов, англичанина Джона Бродвуда. Инструмент ехал к новому владельцу несколько месяцев, но был сделан так качественно и крепко, что даже не расстроился в пути. Увы, насладиться идеальным звучанием автор "Лунной сонаты" уже не мог — он почти ничего не слышал. Но рояль был любимым у Бетховена, он его берег и практически не использовался композитором.

ТРУБКИ: ДАВАЛИ НЕДРУГАМ ПОВОД ПОЗСЛОСЛОВИТЬ. В возрасте 30 лет Бетховен сообщил другу юности Вегелеру о первых признаках нарастающей глухоты, но идти к врачам боялся. Когда же слух исчез полностью, он стал пользоваться специальными трубками. Недруги посмеивались, когда и без того замкнутый композитор, приходил в шумное общество с нелепыми приборами. Увы, трубки не помогали слышать полностью, и незаметно в жизнь Бетховена вошли "разговорные тетради", с помощью которых он общался.

ЧАСЫ: ОСТАНОВИЛИСЬ В МИГ СМЕРТИ. По-детски трогательно смотрятся в стеклянном шкафу личные вещи композитора. Среди скульптурок ангелочков, чернильницы, медальона, настольные часы в классическом кабинетном стиле. Говорят, они остановились в тот же миг, когда композитор умер. По завещанию все его вещи должны были достаться братьям, но за три дня до смерти он сделал приписку и неожиданно завещал все племяннику Карлу. Только в середине века часы вернулись в дом Бетховена — их передал в дар музею учитель музыки из Вены.

СУВЕНИРЫ: ВОЛОСЫ И ПОСМЕРТНЫЕ МАСКИ


Маски. Продают по 40 евро. Фото: А. Пасюта

То, что в Бонне своего именитого земляка не просто любят, а обожествляют, видно с первых же минут пребывания в городе. На вокзале вас встречает плакат с его изображением, а половина сувениров в магазинчиках — "бетховенские".

Пожалуй, самый экстравагантный сувенир — копия посмертной маски композитора. Фанатов не отпугивает даже цена в 40 евро. А еще в специальных медальонах с фотографией Бетховена продают волосы земляка. Правда, честные немцы предупреждают, что это всего лишь похожие образцы.


Конкурс. Дома из бумаги. Фото: А. Пасюта

Гуляя по улицам Бонна, я постоянно встречал его имя — Бетховен увековечен в названии филармонии, оркестра, улицы, остановки и даже нескольких кафе. Бетховеноманией "болеют" даже дети — каждый год для них проводится конкурс на лучшее изображение дома, в котором родился композитор.