В США создали прототип ковра-самолета

2 октября 2011, 14:11
"Ковер" движется со скоростью около сантиметра в секунду.

Кадр из фильма "Старик Хоттабыч"

Аспирант Принстонского университета создал небольшой прототип "ковра-самолета", в настоящее время ведутся испытания.

В движение 10-сантиметровый прозрачный пластиковый лист приводит "рябь" – по его поверхности под действием электричества от одного края к другому идут мелкие волны, создавая поток воздуха, передает BBC.

Реклама

Прототип, как говорится в статье, опубликованной в Applied Physics Letters, движется со скоростью около сантиметра в секунду.

При этом в дальнейшем его создатель – аспирант Ноа Джафферис – надеется увеличить скорость до метра в секунду.

Джафферис говорит, что идея создания такого аппарата пришла к нему во время чтения математической работы сразу после поступления в аспирантуру в Принстоне.

Реклама

Ради "ковра-самолета" он отказался от перспективного проекта печати наночернилами электронных схем.

Профессор Джеймс Штурма, который возглавляет исследовательскую группу Джаффериса, признал, что ему поначалу проект казался безрассудным.

"Было трудно контролировать с высокой точностью поведение листа, потому что он деформировался при высоких частотах", – сказал он.

Реклама

"Не имея возможности точно предсказать, как поведет себя лист, мы не могли применять электрический ток с правильными параметрами, чтобы в результате получилось движение вперед", – сказал ученый.

В течение двух лет исследователи устанавливали датчики по всему листу, точно регулируя его поведение.

После точной регулировки волны наконец стали вести себя согласно расчетам, небольшой "ковер" смог двигаться.

В документе, описывающем проект, слово "летит" всегда пишется в кавычках. Джафферис и его соавторы таким образом подчеркивают, что у листа больше общего с аппаратом на воздушной подушке, чем с самолетом.

"Лист должен находиться близко к земле, – объяснил Джафферис. – Таким образом, воздух попадает в "ловушку" между листом и землей, и когда волны движутся в одном направлении, он нагнетает воздух назад". Это создает тягу.

Лакшминараянан Махадеван из Гарвардского университета, который писал в 2007 году доклад в журнале Physical Review Letters, вдохновивший Джаффериса на этот проект, выразил удивление и восторг в связи с успехом принстонской научной группы.

"Ноа пошел дальше теории и построил приспособление, которое работает, – сказал он. – Более того, оно работает довольно неплохо, как мы и предсказывали".

Джафферис отмечает, что движение аппарата ограничено крошечными нитями, прикрепленными к батареям, он может перемещаться на расстояние нескольких сантиметров. Он собирается построить следующий прототип, работающий на солнечной энергии и свободно летающий на большие расстояния.

Преимущество этого вида движения, утверждает он, заключается в отсутствии движущихся компонентов, таких как зубчатые передачи, которые трутся друг о друга. Этим лист отличается от самолетов, вертолетов и судов на воздушной подушке.

"Идеальным было бы использовать его в какой-то пыльной, грязной среде, где движущиеся части быстро загрязнились бы и остановились", – пояснил он.

Тем не менее, признал он, при существующих технологиях "размах крыльев" "ковра-самолета", достаточно мощного, чтобы перевозить человека, составил бы минимум 50 метров. Не самое удачное транспортное средство для улицы.

С другой стороны, предварительные расчеты показывают, что, например, на планете Марс достаточно атмосферы, чтобы плавающие планетоходы могли скользить над пыльной поверхностью.