Усыновление в Украине: как происходит "форматирование" ребенка в семье и почему дети просятся обратно в детдом

12 июля 2017, 07:30
Родители контролируют свою любовь, а дети проверяют шалостями

Надя и Милана любят маму.Фото: из личного архива

В первой публикации нашего проекта "Малыш ищет родителей" (вторник, 30 мая) мы писали о проблемах, с которыми сталкиваются родители на этапе принятия решения усыновить ребенка. В этот раз мы расскажем о самых актуальных проблемах в общении и привыкании ребенка, который попадает в новую семью.

АНГЕЛ ИЗ СНА.Киевляне Елена и Александр Славинские воспитывают двоих восьмилетних дочек. Сначала, 6 лет назад, в семье появилась Милана, а полтора года назад

Реклама

 — Надя. "Мы прожили с мужем вместе 17 лет. Оба из многодетных семей, но детей у нас, увы, не было, — рассказывает Елена. — Поэтому, когда решился квартирный вопрос, стали собирать документы на усыновление. Интересно, что мужу в течение двух лет снился один и тот же сон: он идет к дому по тропинке, держа за руку малышку в джинсовом костюмчике. Светленькая, голубоглазая, похожа на ангела. Потом такую девочку мы увидели в базе данных деток, которых можно усыновить. Это была наша Милана. Она была с серьезным отставанием в развитии. Когда мы взяли ее на ручки, малышка произнесла свое первое в жизни слово: "Папа". Все присутствующие заплакали. Спустя 5 лет мы удочерили еще Надю.

С первой дочкой притирания особо даже не было, она сразу влилась в семью. С Надей все сложнее — мы до сих пор находимся на этом этапе. Я думала, что знаю, как проходит процесс адаптации, но все оказалось индивидуально: зависит от возраста ребенка и его травм. Первой девочке было всего два годика, а второй семь лет — осознанный возраст. У нее уже сформировалась психика, к тому же травмированная: девочку уже раз удочеряли, она жила в приемной семье... Я думала, что теплом и лаской такого ребенка можно отогреть, но получился обратный эффект: когда ребенку, непривыкшему доверять, дают слишком много любви и свободы, он начинает этим манипулировать.

Чем более ребенок травмирован, тем дольше он проверяет родителей шалостями. Поэтому период притирки я сделала более жестким, стала контролировать свою любовь. Вообще к детям нужно больше присматриваться, искать сходство с собой. Как только я начала замечать у Нади сходство с собой в детстве, я начала легче понимать некоторые вещи. Первый звоночек, что ребенок влился в семью, — ваше внутреннее ощущение, принятие его с любимы недостатками. Чтобы найти общий язык с девочками, я проводила с ними много времени, придумывала совместные творческие занятия, организовывала активный отдых".

Реклама

Славинские. Александр и Елена воспитывают двоих 8-летних дочек. Фото: из личного архива

НОНСЕНС: МНОГИЕ ДЕТИ ПРОСЯТСЯ НАЗАД, В ДЕТДОМ

Реклама

"Очень часто, побыв некоторое время в семье, эти дети начинают требовать вернуть их в детский дом", — говорит Марианна Лапина.  "Отправьте меня назад! Мне там хорошо!" — говорят они, приводя в ужас родителей. В таких случаях я советую мамам и папам не паниковать, а взять в союзники время и постепенно объяснять, что такое семья. Своим поведением и заботой доказать ребенку, которого много раз обманывали и предавали взрослые, что он в безопасности.

Почему они просятся назад в детдом? Потому что там у них формируется потребительское поведение. Его полностью обслуживают, кормят, спонсоры задаривают подарками по поводу и без. Да, ребенок хочет жить в семье, но почему? Он думает, что там будет получать еще больше благ! А не тут-то было: с него начинают требовать, естественно, у него появляются обязанности. Нужно убирать в своей комнате, мыть за собой посуду, делать уроки.

Поэтому родителям предстоит огромная работа: полностью "переформатировать" фактически сформированного человека, удовлетворить базовые потребности в привязанности и безопасности. Научить коммуницировать с другими детьми, что также всегда непросто. На все это нужно время и много любви".

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Марианна Лапина, психолог, специалист по работе с приемными семьями:

"Чем младше усыновленный ребенок, тем легче и быстрее происходит его привыкание к родителям и формируется привязанность, — говорит Марианна. — Поэтому усыновители стараются брать совсем крох, у которых нет искаженного представления о мире. Маленькому человечку, выросшему в детском учреждении с особыми правилами, трудно принять правила семьи. Часто такие дети не понимают ролевых функций родителей и не знают, что значит быть ребенком. Их опыт не дает возможности передать ответственность за свою жизнь новому взрослому.

Ни для кого не секрет, что само пребывание в детдоме — изначально ненормальная ситуация. Жизнь по "законам джунглей" предполагает умение выживать любыми доступными способами, порождает хитрость, агрессию, обман и многое другое. Эту модель дети переносят и в семью. Ребенок боится и не доверяет. Поэтому усыновителям желательно узнать как можно больше о ребенке. Если он перенес насилие, тактильное взаимодействие для него болезненно, и "душить в объятиях" его не нужно.

Не следует обижаться, если такой ребенок поначалу шарахается от новых родителей. Либо, наоборот, "липнет" ко всем и требует обожания. Важно сохранять взрослую позицию и понимать: такое поведение — следствие психологических травм. И обязательно озвучивать свои ощущения, чтобы малыш знал, как воспринимается его поведение".

НАТАЛЬЯ: "МОИ ДЕВОЧКИ ОЧЕНЬ ДРУЖНЫ"

Вадим и Наталья Ивко удочерили 3-летнюю Наталку восемь лет назад. "Она была очень замкнутой, эдакий волчонок, — вспоминает Наталья. — Мне даже пришлось какое-то время пожить недалеко от дома ребенка в Сваляве, где она находилась, каждый день наведываться, чтобы малышка привыкла. А когда муж приехал нас забирать, Наталка стала в пяти метрах от машины как вкопанная! В своей маленькой жизни она видела только четыре стены и больницу, куда ее возили на машине (у девочки есть медицинские проблемы), и поэтому очень боялась автомобилей. Не сразу, но все же уговорами-"плюшками" как-то усадили ее в салон и поехали".

Несколько месяцев Наталка не отходила ни на шаг от своей новой мамы. Девочка по-прежнему была недоверчивой, сложно входила в контакт с другими детьми на прогулках. "О детском саде не могло быть и речи, — говорит Наталья. — Таким малышам нужна безраздельная любовь родителей, они и так росли в коллективе. Отдали дочку в сад только перед школой — на пару дней в неделю, для адаптации".

Наталка знает, кто она и откуда появилась в семье. Мама рассказывала ей об этом в форме сказок, которые сама и придумывала. Девочке показывали фото из Свалявы, объясняли, что она в семье не с самого рождения. А когда мама забеременела Соломийкой, они вместе пошли на УЗИ. "Вот и ты так у мамочки в животике плавала", — улыбнулась врач, глядя в монитор. "Вы что? Я плавала в животе у другой женщины!", — эмоционально отреагировала Наталка. Можете себе представить реакцию доктора?!".

Сейчас отношения сестер такие же, как и в большинстве семей: могут поссориться, но очень привязаны друг к дружке. Знают, что мама любит их одинаково.

В школе из-за экзотической внешности Наталку иногда огорчают одноклассницы — мол, почему у тебя темные волосы? Будут светлые, тогда и подружимся! Но мама всячески поддерживает дочку: "Никого не слушай. Ты самая красивая для меня!".

Недавно семья Ивко взяла из дома ребенка еще одну девочку, 3-летнюю Иванку. В отличие от Наталки, эта девчушка оказалась избыточно доверчивой, с так называемым расстройством привязанности. "Она готова с любым, кто ей улыбнется, идти хоть на край света, — говорит Наталья. — Мы пытаемся корректно объяснять, что такое доверие может быть опасным. Она очень хорошенькая, обаятельная, в доме ребенка ее все любили. А мне ведь нужно всем детям уделять внимание, поэтому она иногда обижается, не получая свою "порцию" обожания". При этом Иванка больше любит общество взрослых, чем детей, — сказывается долгое пребывание в детском коллективе.

Перед тем, как принять в семью Иванку, мама советовалась с дочками. Так происходит всегда: решения принимаются совместно. "Конечно, кардинально их мнение ситуацию не изменит, — признается Наталья. — Но важно, что дети таким образом чувствуют свою значимость".

Недавно 11-летней Наталке захотелось побывать там, откуда ее привезли родители. "Мы поехали в Сваляву, — рассказывает мама Наташа. — Удалось ненадолго зайти в дом ребенка. Конечно, она ничего не помнила, долго играла с одним маленьким мальчиком. Потом сказала — давай, мол, возьмем его. Но я спокойно объясняла, что хочу воспитывать и растить только девочек. Наталка задумалась и произнесла невероятные слова: "Скорей бы стать взрослой… Тогда я заберу отсюда сразу двух мальчиков. И буду их мамой".

Сестры. Девочки обожают играть с мамой Наташей

ЮЛИЯ: "РОДИТЕЛЯМ АДАПТАЦИЯ ДАЕТСЯ СЛОЖНЕЕ"

Впервые желание спасти сироту у Юлии Баевой появилось в 1987 году. Она тогда рожала своего второго ребенка, сына. Одновременно с ней рожала дочку ее коллега, которая умерла при родах. Юлия хотела удочерить новорожденную, но девочку взяли под опеку родственники. В 2003 году сын Юлии трагически погиб, а старшая дочь уже была взрослой, и женщина вернулась к мысли дать семью брошенным детям. Так в 2008 году она усыновила троих детей — 8-летнего Витю и его сестричек — 7-летнюю Аню и 5-летнюю Леру.

Этой весной приемная семья отметила девятилетний юбилей. А день, когда дети обрели семью, здесь называют "Днем аиста". Путь к взаимопониманию с детьми у Юлии был нелегок. "Всякое было поначалу, — говорит Юлия. — Дети и воровали, и врали, и дрались... Даже еду под подушками прятали! Так продолжалось, пока они не убедились, что здесь их любят и что они в этой семье навсегда. Когда дети перестали воровать и прятать еду и научились отвечать мне: "Мама! Я это позже сделаю, мне сейчас лень", — я поняла: процесс адаптации закончился. Я же ни разу не воспринимала их как чужих.

Вообще адаптация — один из самых важных этапов. Мимо нее не проскочила ни одна семья, принявшая ребенка с любой формой опеки. Часто многим приемным родителям адаптация дается едва ли не сложнее, чем детям. Трудно сказать, что именно служит показателем того, что ребенок влился в семью. Это возможно только прочувствовать. Но если ребенок назвал вас мамой, это еще не значит, что он уже привык к вам. В детском доме они мамами всех называют. Был момент, когда я каждому встреченному рассказывала, как это здорово — забрать ребенка из детского дома. А потом несколько знакомых семей взяли детей из детского дома — и через некоторое время вернули. По разным причинам. Большая часть семей просто не справились: их ожидания не срослись с реальностью. С тех пор я никогда ничего никому не советую. Каждый должен принимать решение индивидуально".

Юлия Баева. Уже 9 лет воспитывает Витю, Анечку и Лерочку. Фото: Из личного архива

Я ОЧЕНЬ ЖДУ ВАС, МАМА И ПАПА!

ЯРОСЛАВ: "ИТАЛИЯ — ЭТО ПРАЗДНИК, СКАЗКА!"

Ярославу 10 лет. Он любит заниматься футболом, баскетболом и рисовать. В будущем хочет стать футболистом. Ярослав очень милый, немного стеснительный мальчик. Он хочет иметь семью, но представляет себе жизнь за границей. Ярослав неоднократно бывал в Италии, куда его, как и других детей из их интернатного учреждения, возили туда на каникулы. Мальчику эта страна кажется сказкой, абсолютным счастьем, праздником. Он бы хотел там жить, но пока его реальность — это лишь собственная кровать в государственном учреждении…

Ярослав открытый, добродушный и веселый. Конечно, ему понадобится время, чтобы адаптироваться к жизни в новой семье. Но будущие родители, которые примут мальчика в свою семью, смогут стать с ним единым целым. А время, терпение, любовь папы и мамы и ежедневная совместная работа над отношениями подарят им всем счастливое будущее.

ПЕТРУСИК: ОЧЕНЬ ЛЮБИТ ПОГРЕМУШКИ

В детдоме его, любя, называют Петрусиком. Петя очень спокойный, коммуникабельный мальчик. С рождения сразу стал тянуться за игрушками, погремушками. Быстро научился поворачиваться на бочок. Сейчас ему полгода, и он умеет делать все, что положено деткам в таком возрасте. Это как раз то время, когда детям особенно нужна мама, ее ласка и объятия. Хочется верить, что отметка "Ребенок с особыми потребностями" в анкете мальчика не помешает ему встретиться со своими будущими родителями. Он очень ждет маму и папу.

Спокойный мальчик. Маленькому Пете сейчас полгода

ЯРИК И ДИАНА: ДОБРЯК И НАСТОЯЩИЙ ЛИДЕР

"Когда я вырасту, хочу стать мамой, — рассказывает о себе 11-летняя Диана. — А еще я люблю танцевать, рисовать, качаться на качелях и собирать цветы".

Диана — очень хорошая девочка. Характер у нее добрый, ласковый. Хорошо учится, дружит со всеми детьми, особенно с младшими. Она постоянно им помогает, занимается с ними, играет. Дианочка — настоящий лидер: до того, как она пришла в класс, лидером был мальчик, но Диана быстро все взяла в свои руки.

У девочки есть брат Ярослав, которому 13 лет. Они оба воспитываются в одном из интернатных учреждений Житомирской области. Мальчик добрый и милый. Ребята между собой дружны.

ВЕРОНИКА: "СЕМЬЯ — ЭТО МАМА, ПАПА,Я И ЖИВОТНОЕ"

10-летняя Вероника ходит в третий класс. Девочка любит рисовать, кататься на качелях, прыгать на скакалке и собирать цветы. А еше Вероника легко может продемонстрировать, как она поет. Девочка приятная в общении и очень славная. "Семья для меня — это мама, папа, я и животные. А еще я хочу, чтобы были бабушки", — рассказала нам Вероника.

Вероничка. Любит рисовать, прыгать на скакалке и петь


В рамках всеукраинской программы "Сиротству — нет!" Фонда Рината Ахметова "Развитие Украины" работает портал www.sirotstvy.net. На нем можно найти анкеты детей из всей Украины, которые подлежат усыновлению. Действует горячая линия, по которой консультируют юристы, психологи и социальные работники: 0-800-50-14-14. Звонки со стационарных телефонов Украины бесплатны. Редакция просит учесть потенциальных усыновителей, что за период подготовки материала у некоторых детей может начаться процедура усыновления.