"Ушел в рейс, вернулся — а сын уже первое слово сказал", или один день из жизни дальнобойщиков

28 августа 2015, 09:00
Водители делают зарядку, жарят мясо, возят игрушечный пистолет и жуют морковку, чтобы не уснуть

В дороге. Непрерывно за рулем водитель может быть не более 4,5 часов, а в день — не больше 9. / Фото: Анатолий Бойко

Накануне всемирного Дня дальнобойщика, который отмечается в последнюю субботу августа, "Сегодня" решила влезть в шкуру водителей огромных фур и устроилась на день в одну из крупных компаний в Киевской области, выполняющую международные и региональные грузовые автоперевозки.

НИКАКОЙ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ. По телефону меня сразу предупредили: "Нужно хорошо выспаться перед дорогой!". На всякий случай накануне легла спать пораньше, и в 8:00 ч следующего дня, выспавшаяся и бодрая, зашла в кабинет гендиректора Владимира Закалюжного. "Сейчас мы распределим вас на ближайший рейс, подождите", — сказал он. Присев у окна, я наблюдала, как одна за другой то приезжали, то уезжали фуры. За 15 минут насчитала 5 машин, а вообще в автопарке компании их аж 170.

Реклама

"Вашими коллегами будут Сергей и Андрей, они уже ждут, — обратился ко мне начальник международной автоколонны Тарас Дыбка. — Ваш груз поедет в Голландию. Пойдемте за мной". По дороге Тарас рассказал, что работал дальнобойщиком 7 лет. "Работа сложная и мешает личной жизни, — говорит он. — Из-за постоянных командировок с семьей проводил очень мало времени, потому ездить перестал".

После этих слов Тарас сразу переключился на работу: "А теперь несколько правил. В кабине могут находиться только двое — водитель и его напарник. Для вас с фотографом мы подобрали парный маршрут, то есть с двумя фурами в рейсе. Такое, между прочим, выпадает нечасто — лишь в случаях масштабного груза. Когда везем гуманитарную помощь, например, на восток Украины, то вообще едем целой колонной от пяти машин".

Реклама

Заправка. Полный основной и запасной баки.

Медосмотр. Измеряют давление и делают алкотест.

Реклама

На яме. Контрольный технический осмотр фуры.

"МЕТЛА В ПОМОЩЬ!". Когда мы проходили возле сервисной станции автобазы, в сторонке я заметила мужчину в бандане, который любовался новенькой фурой. "Получил машинку поновее и радуется", — объяснил мне Тарас. "Вот это махина! — говорю. — Это ж сколько времени нужно, чтобы, например, поменять на ней колесо!". Дальнобойщик в бандане тут же подскочил, как ошпаренный, и затараторил: "Что ты мелешь! Нельзя говорить такое! Тьфу, тьфу, тьфу! Мысли же материализуются! Давайте лучше о бабах!". "Перед выездом многие суеверные", — объяснили мне потом.

Первое дело в подготовке к рейсу — уборка в грузовом отделе. "Метла тебе в помощь! — говорит Андрей. — Мусор после рейса иногда выгребаем килограммами. Еще надо внимательно проверить исправность всех креплений. Потом оцениваем общее состояние фуры и смотрим уровень топлива. Далее заправляемся: доверху заливаем основной и запасной баки".

Поначалу наш напарник Сергей показался мне суровым и неразговорчивым, а вот Андрей, наоборот, очень веселым. "Мой папа всю жизнь работает дальнобойщиком, — откровенничает 36-летний мужчина. — Пару раз брал меня маленьким в рейс, и мне так понравилось! Когда вырос и сдал на права, тоже захотел попробовать стать дальнобоем. В первый рейс пошел, когда мне исполнилось 20. И понеслось! По душе мне это очень. У меня даже своя фура была, но пришлось продать". "А я уже 20 лет катаюсь, — вдруг подал голос 50-летний Сергей. — За эти годы чего только не встречал! Особенно грустно вспоминать 90-е. Страшные времена были — рэкет, воры, сплошное вымогательство… Я возил с собой игрушечный пистолет, чтобы запугивать. Однажды он даже спас мне жизнь: я достал "оружие", и воры сбежали". Впрочем, ребята рассказали, что на дорогах небезопасно и сегодня: могут и обворовать на ходу, и газ слезоточивый в кабину напустить, и напасть на водителя, и солярку слить.

Сергей и Андрей рассказали, что попутчиков им брать запрещено. "А как же с кем-то поболтать?" — интересуюсь я. "Молчание дешевле будет!", — отшучивается Сергей.

Наша фура заруливает на смотровую яму, где техники проводят детальный осмотр, после чего рассаживаемся по машинам — фотограф к Сергею, а я к Андрею. Ну, поехали!

Показатели. Обязательно записываются.

Перед дорогой. Проверяем уровень масла щупом.

Уборка. Иногда здесь остаются груды мусора.

Проверка. Все крепления должны быть исправны.

Мастер-класс. Капот нужно закрывать нежно.

РЕЙС: ЗАРЯДКА, ПЕСНИ И ЯИЧНИЦА

Нашим грузом оказалась кукуруза, за которой мы поехали под Киев. После погрузки мы выбрались на варшавскую трассу и направились к границе с Польшей. Вдруг рация ожила: "Андрюха, шершавой!". "Это Серега с вашим фотографом легкой дороги пожелали, за нами едут, — объясняет Андрей и желает ребятам того же в ответ. — Рация и GPS — две главные подруги в дороге. А еще круиз-контроль — им оборудовано уже много машин".
Обычно рейс длится пять-семь дней в одну сторону. Самые дальние — в Италию, Францию, Азербайджан. "Последний особенно сложен, ведь мы двигаемся в объезд Донбасса по России, а это значительно дольше, — говорит водитель. — Грузы возим абсолютно разные: водка, сигареты, бытовая техника, иногда дерево".

УЮТ НА КОЛЕСАХ. Так как в поездках дальнобойщики бывают неделями и даже месяцами, кабина для них становится вторым домом. Они следят за порядком, постоянно убирают. Андрей даже постелил коврики на полу, а сам он ездит исключительно разутым и заставляет всех гостей снимать обувь перед тем, как те войдут в его кабину. "Я люблю свою машину. В 2013 году я ее прямо с таможни забирал — вот счастье было!" Время от времени Андрей грызет морковку — говорит, штука полезная, вкусная и помогает ночью не уснуть. "Со сном по-разному боремся. В основном все что-то жуют — семечки или яблоки. Некоторые пьют энергетические напитки". Ходовая антисонная смесь дальнобоев — кофе, кола и "Червона рута" из динамиков.

ПЕРВЫЙ ПРИВАЛ. Нашей первой остановкой был город Сарны в Ровенской области. По международным нормативам водитель может быть за рулем не больше 4,5 часа. Отдых — минимум 45 минут. "Передышки можно делать и чаще, главное не реже, иначе штраф, — говорит Андрей. — Тахометр четко фиксирует простой и движение". Все охраняемые парковки платные, но мелочиться не стоит — на них останавливаться безопаснее. Тем более если стоишь меньше часа — платить не надо, зато есть туалет, душ. В Украине последний стоит всего 16—17 грн — в Германии, для сравнения, такая услуга обойдется в три евро.

ИНТЕРЬЕР. В фуре есть все необходимое: две полки-спальника, обогреватель, холодильник, кофеварка и даже морозильник. "В дорогу я замораживаю мясо, пельмени, — говорит Андрей. — В "ящике" между колесами (кухонное отделение в фуре. — Авт.), где есть газовая плитка и умывальник, варю супчики. И обязательный атрибут любого дальнобойщика — сало. Воду набираем только в источниках", — говорит Андрей.

После 11 часов пути мы заехали в Ковель. Там в ассоциации автоперевозок получили разрешения на въезд в Польшу, Германию, Нидерланды, Голландию. Дальше — граница. "Обычно на ней стоять приходится сутки, иногда двое-трое, — говорит Андрей. — Мой рекорд — пять дней: стоял столько во время Оранжевой революции. Благодаря границе, кстати, мы учим иностранные языки. Я вот знаю шесть — правда, в каждом ровно столько слов, сколько нужно для описания товара. Я погранцу все так тарабаню, что ему даже в голову не приходит, что я больше ничего, по сути, и не знаю. Смешно со стороны наблюдать, когда водитель-новичок, не зная языка, пытается немцу или французу при погрузке что-то объяснить — потом плюет и переходит на жесты".

Дальше границы мы не поехали. "Прощай, дальнобойщица! Захочешь к нам — звони, придумаем что-то!" На прощанье я, уже вроде как опытная, желаю ребятам шершавой дороги, ловлю с фотографом попутку до Ковеля и прыгаю с ним в поезд до Киева. Просторное купе, чистая постель, но чего-то уже не хватает — какой-то романтики, что ли...

Апартаменты. В кабине две полки-спальника, обогреватель, холодильник, морозильная камера и кофеварка.

Сиденье. Повышенный комфорт.

Бдительность. Проверка пломб.

"Выпьем!". Ходовой напиток среди дальнобойщиков — кофе с колой.

Полка-спальник. Дальнобойщики ночуют в кабине — в мотелях дорого.

Зарядка. Разминаем тело.

На белый коврик — без обуви.

Холодильник и морозилка в кабине.

Яичница. Условия полевой кухни.

"Ящик". Кухня находится между колесами прицепа с правой стороны.

"ПАРУ РЕЙСОВ — И СЫН УЖЕ В САДИК ПОЙДЕТ"

"Ушел в рейс, вернулся — а сын уже первое слово сказал. Еще пара поездок — и он без меня в садик пойдет! — говорит Сергей. — Все-таки из-за редких встреч начинаешь больше ценить родных".

Оказалось, что дальнобойщики — не только мужская профессия. "Года два назад встречал дальнобойщицу из Тернополя, мы вместе грузились. Она исколесила почти всю Европу, — говорит Сергей. — На Западе таким женщинам уже никто не удивляется; они ловко управляют огромными траками, уверенно сдают назад и разворачиваются. Правда, в странах ЕС для дальнобойщиков созданы очень удобные условия. Сам видел, как в Германии водитель пробил колесо, и к нему тут же приехала полиция, угостила кофе. Пока мужик его пил, полицейские колесо поменяли. Видимо, хотели размяться — обычно на помощь приезжает сервис. А украинские дальнобойщики все сами делают...".