Ушел из жизни кинорежиссер Микеланджело Антониони

31 июля 2007, 12:13
В понедельник вечером у себя дома в возрасте 94 лет скончался легендарный итальянский кинорежиссер Микеланджело Антониони.

AFP

Знаменитый режиссер родился 29 сентября 1912 года в городке Феррара на северо-востоке Италии. Там же он и будет похоронен второго августа

За свою жизнь он снял более трех десятков фильмов, наиболее известные из которых – "Эрос", "За облаками", "Фотоувеличение", "Забриски-Пойнт", "Профессия: Репортер".

Реклама

В конце 30-х – начале 40-х годов был кинокритиком – сначала в региональной газете, затем в столичной прессе, причем как в официальном фашистском журнале "Чинема", так и в подпольно издававшейся во время войны газете "Италия либера".

В эти же годы решил заняться кинорежиссурой, впервые заглянув в объектив кинокамеры – по собственным словам – в сумасшедшем доме, где собирался снимать любительский фильм о душевнобольных, который так и не сделал. В 1940 посещал Экспериментальный киноцентр в Риме, где в это время рождались идеи неореализма, и откуда вышли многие режиссеры этого течения в киноискусстве.

Практическую работу в кино начал ассистентом режиссера на фильме Марселя Карне "Вечерние посетители" (1942). Сотрудничал с большинством ведущих итальянских режиссеров 40–50-х годов, участвуя в написании сценариев фильмов Роберто Росселлини "Пилот возвращается", Джузеппе Де Сантиса "Трагическая охота", Лукино Висконти "Процесс М. Тарновской" (нереализованный сценарий) и Федерико Феллини "Белый шейх".

Реклама

Первая самостоятельная работа – съемки в 1943 году документального фильма "Люди с По". Ранние игровые фильмы Антониони – "Хроника одной любви", "Побежденные", "Дама без камелий", "Крик" и другие – были охарактеризованы критикой как "внутренний неореализм", поскольку в них центр внимания был смещен с привычных для неореалистических картин особенностей быта и социальных отношений к внутреннему миру персонажей.

В этих фильмах уже проявились основные черты режиссерского почерка Антониони – замедленный темп, склонность к длинным планам, внимание к деталям материальной среды, – которые в дальнейших работах режиссера оформились в качественно новый оригинальный авторский стиль.

Впервые в киноискусстве (чуть раньше тематически близких фильмов Ингмара Бергмана "Молчание" и "Персона") была раскрыта проблема некоммуникабельности в современном обществе.

Реклама

Состояние одиночества персонажей и общая атмосфера отчужденности в этих фильмах создавались в значительной степени с помощью передаваемого на экране состояния вещного мира: долгие медленные кадры, сосредоточенные на отдельных предметах, и общие планы, на которых почти ничего не происходит, начинали жить своей собственной жизнью, воплощавшей внутренний мир персонажей.

Этот новый способ раскрытия человеческой психологии средствами кинематографа стал, по-видимому, наиболее значительным открытием Антониони в области киноязыка и оказал большое влияние на дальнейшее развитие мирового кинематографа (сильнее всего – на фильмы Миклоша Янчо и Андрея Тарковского).

Микеланджело Антониони – соавтор сценариев всех своих фильмов (кроме новеллы "Предисловие: кинопроба в фильме Три лица" (1965)). Также известен как писатель и художник, в 1957–1958 поставил в римском театре "Элизео" пьесы "Тайные скандалы" (одним из авторов которой он был) и "Я – камера".

Режиссер четыре раза становился призером Каннского фестиваля. В 1960 году Антонини получил "Приз жюри" за фильм "Приключение". В 1962 – "Особый приз жюри" за "Затемнение".

В 1967 за фильм "Фотоувеличение" ему была присуждена Золотая пальмовая ветвь, и в 1982 году его "Идентификацию женщины" отметили "Юбилейной премией в честь 35-летия Каннского фестиваля".

Четыре раза он номинировался на Золотую пальмовую ветвь, а его "Фотоувеличение" получило две номинации премии Оскар в 1967 году.