Украина везет на Берлинале немое кино за 300 евро

15 января 2010, 20:20
На престижном фестивале выступит фильм нашего режиссера о подростках-инвалидах

Кадр из фильма. Актеры снимались не за деньги — за идею. Фото из архива М. Слабошпицкого

Для тех, кто любит и уважает синематограф, январь-февраль — это не только сезон елок, огоньков и лыж, но и время вручения двух престижнейших мировых кинонаград: "Золотой глобус" (17 января) и "Берлинале" (11 февраля). И если в "Глобусе" Украина никакого участия не принимает, то за берлинского медведя (это животное олицетворяет призовую статуэтку Берлинале) мы в этом году поборемся! Причем уже второй раз подряд нашу страну на кинофесте (в основном конкурсе) представляет режиссер Мирослав Слабошпицкий (в 2009-м это был фильм "Диагноз" о ВИЧ-инфицированных подростках-наркоманах, оставшийся тогда, увы, без награды). В этот раз — 10-минутная короткометражка "Глухота", входящая в альманах "Мудаки" (сборная солянка новелл). До Мирослава на Берлинале мы "выставлялись" лишь единожды — с мини-мультом "Шел трамвай №9-й" (приз — серебряный медведь), но это было семь лет назад. Так что его случай в своем роде уникален — Мирослав дважды номинант! Нынешняя работа Слабошпицкого — кинозарисовка из жизни нескольких обитателей школы-интерната для глухонемых. Что, очевидно, жизни не самой благополучной и большей частью протекающей на улице (с соответствующим набором: наркотой, ментами и разборками). Фильм уникален тем, что снят цельным куском — без единой монтажной склейки и без слов. Герои (в основном актеры-дебютанты) разговаривают на языке глухонемых...

Мирослав Слабошпицкий: "Кино сняли за 300 евро"

Реклама

— Мирослав, что такое проект "Мудаки" и какое место в нем занимает ваша новелла "Глухота"?

— Я бы сказал просто: "Это бунт режиссеров". Как вы понимаете, наше государство со своим Министерством культуры от кино сегодня настолько далеки, насколько это возможно вообще. Поэтому, в пику всему, было решено снять фильм без денег. И у нас это получилось. Бюджет фильма, вы не поверите, составил страшную сумму в 300 евро! Мы изворачивались как могли. Например, цифровую камеру, на которую снимали картину, нам пожертвовали знакомые. Актеры и съемочная группа работали не за деньги, а на голом энтузиазме!

Реклама

— "Глухота" — кино не самое радостное. Но хоть во время съемок что-то забавное происходило?

— Постоянно. Вот договорились мы с интернатом для глухонемых задействовать в съемках реальных детей с проблемами слуха. Как вдруг — бац! — каникулы. Хорошо, мы сидим, ждем. Каникулы подходят к концу. Мы только собираемся начать съемки, а тут — бац! — карантин из-за эпидемии объявляют! В итоге пришлось брать обычных людей и учить их общаться на языке жестов. Или вот такой случай: мы актеров как набирали — так же, как многие себе жену ищут. Есть какое-то смутное представление, а дальше все решается само собой. Просто понимаешь — это мое. Так мы и нашли на главную роль Диму Сокола. А потом, чуть позже, я его в агитролике Тимошенко увидел, где он также разговаривает на языке жестов. Было забавно (смеется).

— Как вы считаете, почему в прошлом году жюри оставило ваш "Диагноз" без награды? Зрители-то картину оценили...

Реклама

— Сложно сказать. Мне кажется, она показалась им чрезвычайно реалистичной. А это многих может и отпугнуть...

— Так ведь и ваш новый фильм более чем реалистичный. Тема, согласитесь, острая...

— Есть такое. Но это не я тему выбираю, а тема меня. Так уж получается (смеется). В "Глухоте" даже нет ни единого слова — я имею в виду вербальные звуки. Только жесты рук. Я давно уже носился с такой идеей, и вот получилось наконец-то реализовать. Для меня моя "Глухота" — это притча о взаимонасилии гражданина и власти. Полную версию интервью читайте здесь