Ученые выяснили, почему после плотного обеда всегда хочется спать

23 ноября 2016, 13:41
Продукты, богатые белком и солью, по-особому влияют на "центр сна" в мозге людей и заставляют заснуть после приема пищи

Фото: pixabay.com

Каждый человек сталкивался с непреодолимым желанием поспать после сытного обеда. Почему это происходит, пока точно неизвестно.

Однако американские ученые из Института Скриппса продвинулись в исследовании причин этого феномена, распространенного, кстати, и среди животных, обнаружив, что пища, богатая белком и солью, по-особому влияет на "центр сна" в мозге людей и насекомых и заставляет их заснуть после плотного приема пищи.

Ученые провели эксперименты с мушками-дрозофилами, отслеживая реакцию их мозга на различные виды продуктов и их поведение после приема пищи.

Оказалось, что в этом плане дрозофилы напоминают человека: если мушек плотно кормили определенной пищей, они становились вялыми и засыпали на 20-40 минут. Причем сон длился дольше, когда они съедали более крупные порции еды.

Интересным оказалось то, что насекомых удавалось "усыпить" только тогда, когда корм содержал большие количества соли и белков.

Наблюдения за реакцией нервных клеток на плотные обеды помогли также выявить группу нейронов, связанную с постобеденной сонливостью, – это так называемые лейкокининовые рецепторы. Выяснилось, что когда белки и соль попадали в кровь мушек, это "отключало" часть таких клеток и заставляло насекомых погрузиться в сон.

Принудительное "включение" этих нейронов приводило к тому, что дрозофилы не засыпали, несмотря на большую массу съеденной пищи в их желудке.

Ученые надеются, что новые исследования помогут найти другие факторы, которые влияют на сон и пищевые привычки мушек, и выяснить, почему практически все животные обладают подобной необычной чертой, несмотря на то, что это делает их очень уязвимыми после приема пищи.