Ученые "вывели" предков человека из леса

21 октября 2009, 14:45
Ученые нашли свидетельства заселения предками человека открытых травянистых африканских территорий уже два миллиона лет назад, когда архаичные типы людей, едва освоившие изготовление каменных орудий, переселялись сюда в поисках пищи из лесных регионов.

Ученые еще со времен Дарвина считали, что заселение человеком открытых территорий с преимущественно травянистой растительностью и малым количеством отдельно стоящих деревьев сыграло одну из ключевых ролей в эволюции человека – развитии способности к прямохождению и использованию каменных орудий.

Тем не менее, совсем недавно выяснилось, что наиболее древние гоминиды появились в лесистой местности, а экосистемы, в которых обитали предки современных людей, часто менялись под воздействием периодических климатических сдвигов.

Поэтому до самого последнего времени гипотеза о том, что предки человека населяли саванны, не была подкреплена достаточным количеством археологических фактов, да и само существование в доисторической Африке больших территорий с преимущественно травянистой растительностью, доступных людям, ставилось учеными под вопрос.

Группа археологов во главе с Томасом Пламмером из Городского университета Нью-Йорка впервые представила эти доказательства, полученные в результате исследования артефактов, относящихся к так называемой олдувайской культуре обработке камня древними типами людей, обнаруженных в Кении.

Вместе с грубыми каменными орудиями – образцами самой ранней и самой примитивной культуры изготовления орудий – ученые также обнаружили останки животных, что позволило им сделать выводы о типе местности, в которой обитали бывшие хозяева изделий из камня.

Кроме того, ученые провели химический анализ состава почв и зубов млекопитающих, обнаруженных на месте раскопок, что вместе с другими данными исследования позволило им заключить: носители олдованской культуры в течение долгого времени обитали в травянистой местности, лишенной зарослей деревьев.

Сравнение с другими археологическими находками, которые указывают на зарождение и развитие рода Homo на лесных территориях, позволяет ученым сделать вывод, что древние типы людей обладали очень развитыми способностями и могли добывать себе пищу как в лесных массивах, так и на открытом пространстве травянистых регионов.

Это отличает их от более ранних форм приматов, таких как австралопитеки и их недавно обнаруженные предки ардипитеки, жившие преимущественно в лесных массивах.